Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 22:38, реферат
В пинежском заговоре говорится, что игрушка переманивает на себя хворь. Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав "Пусть порча перейдет на того, кто ее послал" человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку.
История и символика свистульки.
В пинежском заговоре говорится,
что игрушка переманивает на
себя хворь. Той же цели служили
различные свистульки. Свистульки
часто изображали то или иное
животное, кроме того, изображение
животных являлось
Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные свистульки, плясали и веселились.
Каждое животное в древности связывалось с определенным богом, а каждый бог мог защитить или помочь человеку в чем-то конкретном. Так, свистульки служили определенным магическим инструментом, вызывающим посредством свиста того или иного защитника через его зооморфный образ.
Конь. С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов, а также представления о реинкарнации души человека после смерти. Связь представлений о возрождении души и солнца базировалась на том, что солнце часть суток проводит в Земном мире, а ночной период - в Подземном. Поэтому и душа человека, проведя какое - то время в Загробном мире, возрождалась для жизни на земле. Подобное представление связывалось с символикой двух коней или одного двуглавого коня. К подобной символике следует так же отнести игрушку "день - ночь". Отметим, что двойного конька можно часто видеть на крыше русской традиционной избы. Подобное изображение - своеобразное пожелание бессмертия хозяевам.
Петух. Образ Петуха связывался с символикой неба, возрождением солнца и зарей.. Его изображение так же было пожеланием счастья и удачи, даруемых солнцем. В свете данных представлений вызывает интерес изображение женщины на петухе. Подобное изображение так же восходит к мифу о Великой Матери, дарующей людям счастье.
Вообще, изображение различных птиц относилось к благим пожеланиям. Птицы связывались с небесным миром и, в силу этого, могли принести ребенку божественное благословение.
Утка. По многочисленным текстам мифов создания Земли и Неба у славян и финно-угров, именно бог в образе утки добыл из Первого Океана песок, из которого была сотворена Земля.
Баран - в мифологической традиции олицетворяет солнце и счастье. Например, в греческом мифе аргонавты добывали Золотое Руно потому, что оно в первую очередь символизировало и приносило счастье. Олень символизировал солнечный свет, земной мир и счастливый брак. В русских сказках о "Олене Золотые Рога" появление этого персонажа связывается со счастливым браком героев сказок.
Козел связывался с плодородием. Как указывал Дж. Фрезер в своем капитальном труде "Золотая ветвь", в Германии и на территории проживания полабских славян, последний "счастливый" сноп, колос, межа связывались с козлом. Козел, в свою очередь, имел отношение к славянскому богу богатства и урожая - Велесу. На Руси последний сноп оставляли "Велесу на бородку". Воздействие данных образов на психику ребенка также является архетипическим.
Медведь - соотносился с Подземным миром, так как обитал в берлоге. Сохранилось множество сказок о браке женщины и медведя, при этом в результате подобного брака рождался великий богатырь (например, русская народная сказку "Ивашка - Медвежье Ушко"). Отметим, что в верованиях целого ряда сибирских и финно-угорских народов медведь почитался как предок людей, возможно, подобное верование в свое время существовало и на Руси. Положительная функция медведя хорошо видна также и из того факта, что молодоженам на свадьбе стелили медвежью шкуру, на которой те укладывались спать. Шкура, как символ самого медведя, должна была принести молодой семье счастье, детей и богатство. В связи с подобным верованием известны игрушки, изображающие медведя с человеческими детьми в лапах. Он как бы благословляет их, дарует им счастье и силу.
Изображение Собаки связывалось с охраной, так как и сама собака выполняла подобную функцию, что соответствовало принципам магии подобия.
Кот – домашнее животное, женский образ – хранитель очага, уюта, спокойствия, гарантия достатка в доме. Игрушек-котов лепили в основном женщины. Кот всегда охраняет свое жилище.
Корова олицетворяла достаток и благополучие, иногда она соотносилась с образом Великой Матери. Подобные верования до настоящего времени сохранились в Индии, а в русском фольклоре они нашли отражение в целом ряде сказок. Например, в широко известной русской сказке "Крошечка - Хаврошечка" корова заменяет девочке сироте мать, спасает ее жизнь от злой мачехи, при этом принося девочке счастье и удачу.
Лев, изображение которого чаще всего встречается в украинской игрушке, связывался с силой и могуществом, а также защитой хозяина. Его изображения частый атрибут входа в старинные дворцы и усадьбы.
Изображение Волка в русской народной игрушке также имело двоякую символику. С одной стороны, волк достаточно опасное животное, а с другой он связан с культом предков. В честь волка носило имя целое славянское племя - "лютичи", его именем также именовалась военная молодежь. По поверьям, дошедшим до XX века, волк режет скот только по соизволению Бога, и только у грешников. Положительная роль волка хорошо видна и в такой русской сказке, как "Иван царевич и серый волк".
Достаточно редко изображение свиньи. Дело в том, что она имела двойную символику. С одной стороны, она связывалась с благополучием, но с другой стороны - с грязью и миром смерти. В ряде народных сказок злая ведьма превращается в огромную свинью и пожирает героя (например, русская сказка "Иван коровий сын").
Полкан - получеловек-полуконь. Полкана часто путают с древнегреческим кентавром, но, в отличие от кентавров, несущим в себе стихийный, часто враждебный человеку характер, русские полканы - добрые божества. Русские полканы, как и кони, часто связываются с солнечной символикой и удачей. Подобная солярная символика часто присутствует на их изображениях. Известны изображения полканов с двумя птицами в руках, что также связывает их символику с небом и светлыми силами
Достаточно редким в народной русской игрушке, но тем более интересным, является изображение гриба в виде человека. Подобные изображения находят в Сибири, и они датируются 10-30 тысячелетиями до н.э. Изображение гриба в виде человека, возможно, связано с тем, что в шаманских практиках использовались галлюциногены для приведения шамана в экстатическое состояние - гриб являлся своеобразным проводником шамана в иные миры.
Изображение любого животного с детенышами – символ материнства.