Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:29, курсовая работа
История украшений берет начало в истоках человеческой истории. Сначала самоцветы носили в том виде, в каком их находили в природе. Потом стали обрабатывать их для усиления блеска, красоты, вырезать на камне различные рисунки, тексты. Каждая эпоха создавала украшения по-своему, и не только с точки зрения присущего ей стиля, но и в том, что касалось выбора материала, способа обработки, дизайна.
Однако ничто не могло
соперничать с женскими украшениями,
мода на которые постоянно менялась.
Так, в XVII в. начали встречаться жемчужные
браслеты, носившиеся, как правило,
попарно. Издревле большое значение
среди предметов украшений
Нельзя не сказать об украшениях для волос, которые достигли своего апогея в XVIII в. В основном это диадемы, султаны, обильно украшенные жемчугом, драгоценными камнями, кораллами. В XIX в. и до начала XX в. были модны черепаховые гребни с высокой насадкой, украшенной драгоценными камнями, часто отделанные перламутром и жемчугом. К началу XVIII в. модным стало бриллиантовое колье, в среднюю часть которого вставляли смарагд или рубин. В виде медальонов стали носить геммы или камеи на черной бархатной ленточке.
Драгоценными камнями украшались и предметы обихода — флакончики для духов, футляры для иголок, молитвенные принадлежности и пр. Даже часы на шее в виде подвесок на декоративной цепочке, и те были буквально усыпаны драгоценными камнями. Кстати, во Франции, например, в XVI в., флакончики для духов, пряностей, ароматических смол делали из эмалированного золота с вделанными рубинами и бриллиантами. Если вернуться к временам античности, то тогда ароматные эссенции готовились строго на заказ, были невероятно дороги и хранились в амфорах из агата, порфира, алебастра. Флаконы, похожие на сегодняшние, как, собственно, и парфюмерная промышленность, — изобретение XVII в. Пузырьки из стекла цвета янтаря и кобальта украшались жемчугом и гирляндами листьев. Вскоре пришла мода на перламутровые инкрустации, эмаль, затем на матовое богемское стекло с золотой филигранью, наконец, на тонкий парижский фарфор.
Надо отметить, что в середине XVIII в. в моду вошел восточный лак. Была изобретена техника пике, имитирующая лак. На самом деле работы выполнялись с черным перламутром пике, который имитировал лакировку.
В это время предметы домашнего обихода украшали с помощью этого технического приема, например, табакерки. Много было табакерок и из черепахового панциря, оправленного в золото.
В XVIII в. появилась техника настилания узорчатых плиток (пластинок) из полудрагоценного камня на предметы домашнего обихода. Например, на табакерках могли быть пластинки из красного железняка и круги из агата, вмонтированные в золото.
В первой половине XIX в. новые материалы, способы обработки, новые техники украшений и т. д. обогатили ювелирное дело. С конца XIX века искусство украшений приходит в упадок как с точки зрения ремесленного мастерства, так и во всех иных аспектах, и вместо тщательно и индивидуально изготовленных украшений появляются модные изделия серийного производства. Именно повышенный спрос на ювелирные изделия в первую очередь дал толчок в XX в. к развитию технологий массового выпуска ювелирной продукции. Развитие штамповки значительно снизило долю ручного труда в ювелирном производстве, а совершенство точного литья свело ручной труд к минимуму. Однако ручной труд не утратил своего значения окончательно, и лучшие образцы его по-прежнему ценятся очень высоко. В настоящее время помимо подражания лучшим образцам средневековья и другим произведениям ювелирного искусства прошлого наблюдается внедрение очень интересного современного ювелирного дизайна.
Нельзя не сказать несколько слов о ювелирном искусстве на Руси. Оно известно с первых веков христианства. Считается, что в это время Византия оказала большое влияние на русское ювелирное искусство, на искусство обработки благородных металлов. Это влияние прослеживается с XI—XII вв. и до XVI в. Особенно оно заметно в орнаментальных мотивах, присутствующих в ювелирных работах русских мастеров. На церковных украшениях этого периода можно было обнаружить византийские камеи. С XIV в. началась полоса расцвета ювелирного искусства в Великом Новгороде, Тотьме, Великом Устюге и других городах. С XVI в. появились сугубо русские, традиционные мотивы в произведениях русских ювелирных мастеров. К концу XVI в. в Москве, кроме русских и греков, стало появляться много других иностранных мастеров-ювелиров. Однако о целой отрасли, связанной с обработкой драгоценных камней (как и о горном деле), можно говоришь лишь с приходом на царство Петра I. По его указу в Петергофе была построена первая гранильная фабрика (в 1725 г.). Для обучения российских мастеров приглашались мастера из-за границы. При Петре I началось оформление ремесленников в цеховые организации. Появились ремесленные центры и при Московской патриархии, монастырях. До 1700 г. ювелирные произведения не клеймили нигде, кроме Москвы, тогда как в Византии клейма применялись с IV в. (из Византии этот обычай распространился по всей Европе). Широко начали применять клеймение драгоценных изделий в России в XVIII в. При Екатерине II ювелирное дело продвинулось вперед, ею было выстроено еще несколько шлифовальных фабрик. В XIX в. ремесленные цехи потеряли свое значение: их места заняли фабрики, торговые дома, артели. При фабриках стали появляться школы, где обучали ювелирному мастерству. На ювелирных изделиях стояли клейма с номером артели или торгового дома, иногда мог быть и именник мастера (но в основном имена российских мастеров можно было обнаружить в так называемых переписных книгах). Лучшие образцы российского ювелирного мастерства имеются в богатых собраниях Эрмитажа, Оружейной палаты.
До 1917 года несметные ювелирные сокровища хранились также в монастырях, церквях: на иконах, облачениях священнослужителей, церковной утвари и т. д.
Со второй половины XIX —
начала XX в. крупные московские и
петербургские ювелирные фирмы
постепенно завоевывали русский
рынок, вытесняя продукцию иностранных
мастеров. Они были оснащены новым
механическим оборудованием, имели
возможность нанимать мастеров-виртуозов
и пользоваться услугами лучших художников.
Ведущую роль в русском и европейском
ювелирном искусстве конца XIX —
начала XX в. играла фирма Фаберже, имевшая
отделения в нескольких городах
России и за рубежом. И до сих пор
остается только поражаться совершенству
исполнения и удивительной фантазии
ее мастеров. Карл Фаберже имел звание
придворного ювелира русского императорского
двора (в 1885 г.) и придворного ювелира
Швеции и Норвегии (с 1897 г.). Он начал
управление фирмой в 1870 г., его услуги
очень ценили при дворе. Фирма
производила реставрацию
С конца XIX в. фирма начинает
выпускать необычайные
Особенная заслуга Карла Фаберже состоит в том, что он впервые широко использовал в своих изделиях удивительной красоты самоцветы Сибири, Урала, Кавказа. Большой знаток минералов и признанный авторитет в этой области, К. Фаберже был оценщиком драгоценных камней при императорском дворе. Коллекция минералов самого К. Фаберже имела большую известность, часть ее и сегодня хранится в Минералогическом музее имени А.Е. Ферсмана в Москве. Горный хрусталь и халцедон, сердолик и разнообразные агаты, аквамарин и опал, всевозможные яшмы, обсидиан, нефрит, родонит и другие камни подбирались мастерами с большим вкусом. Кроме того, они умели изменять естественный цвет минерала и получать нужные им оттенки и тона. Фирма приобрела собственную камнерезную мастерскую в Петербурге. Созданные здесь миниатюрные фигурки зверей, искусно резанные и тщательно отшлифованные, чаще всего передавали в мастерскую Г.Вигстрема, где их оправляли золотом и украшали драгоценными камнями. Как правило, глаза животных делались из осколков бриллиантов или рубинов, что придавало им особую живость. Помимо резных фигурок камнерезы выполняли всевозможные коробочки, портсигары, рамки, календари, шахматы, подставки для часов, рукояти для сабель и кинжалов, преимущественно декорированные в восточной манере, многочисленные ручки для зонтиков и тростей. Большое место среди изделий фирмы занимают резные фигурки людей из камня. Чаще всего это народные типы, сделанные в стиле фарфоровой скульптуры, выпускавшейся заводом Гарднера (XIX в.). Для передачи лиц, костюмов, атрибутов использовались камни различных пород и оттенков.
Еще одной стороной деятельности
фирмы Фаберже, принесшей ей мировую
известность, было изготовление цветов
из драгоценных камней и благородных
металлов в миниатюрных вазочках.
Гранильщики искусно
Со второй половины XIX — начала XX в. возникло художественное течение, в котором прослеживается обращение к формам и элементам декора различных стилистических направлений более ранних эпох. Оно получило название «историзм» и было типично и для произведений, создаваемых фирмой Фаберже. Ювелиры, работавшие в московском отделении фирмы, чаще, чем петербургские, обращались к произведениям древнерусского прикладного искусства. Например, размещение орнамента и полудрагоценных камней на серебряном ковше, созданном в начале XX в., характерно для этого вида древнерусской посуды; в нем сочетаются элементы, присущие как стилю модерн, так и русскому искусству XVII столетия. Ковш — традиционный русский сосуд — служил частью сервиза для питья меда. Металлические ковши, происходящие от деревянных прототипов, встречаются начиная с XIV в., и их производство продолжалось до середины XIX в. Аналогичный прием использован и в оформлении полей серебряного с альмандинами и опалами оклада иконы «Богоматерь Казанская». Оно выдержано в полном соответствии со старыми русскими традициями, но при этом мастер использует декоративные мотивы, соответствующие вкусам его времени.
Изделия фирмы Фаберже
— значительное явление в декоративно-
Интерес человека к драгоценностям и украшениям уходит своими корнями в более чем тысячелетнюю историю человечества.
Первые драгоценности были обнаружены в древних захоронениях, насчитывающих примерно 20 000 лет. Они представляли собой украшения из обработанных раковин, ожерелья из кости. В более позднее время драгоценные камни применялись как символы божественной и земной силы и власти, талисманы, защищающие от несчастий.
Красота золота и драгоценных камней, интерес к ним стимулировали развитие декоративных искусств. Резьба по жадеиту была распространена в Китае еще 4500 лет назад. В это же время мастера-ювелиры Шумер и Египта изготавливали сложные украшения из лазурита, сердолика, бирюзы, аметиста, граната. Камеи и прочие украшения из агата были особенно популярны в древнем Риме, а также позже - в Средние Века. Мастера талантливо использовали многообразие цветов различных слоев камня. Примером их творчества может служить камея с изображением императора Августа, которая в Средние Века стала частью диадемы.
История развития ювелирного искусства и тесно с ним связанной культуры драгоценных камней как ювелирных украшений насчитывает около пяти тысячелетий. О самых ранних ее этапах сохранились лишь весьма скудные сведения, так как археологических находок, относящихся к тем временам. крайне мало. В Каирском музее (Египет) хранятся браслеты, извлеченные из гробницы фараона Джосера (Абидос), принадлежавшего к I династии (3200 - 2800 гг. до н. э.), К культуре Древнего Египта и Древнего Востока примыкает античная культура Греции и Рима. Далее следует средневековая культура кельтов, франков и германцев, в развитии которой выделяются несколько стадий: эпоха Каролингов, эпоха Оттона I и саксонской династии, романская и готическая эпохи. На смену средним векам приходит эпоха Возрождения, а пышность времен абсолютизма (эпохи барокко и рококо) сменяется современной культурой ХIХ и ХХ вв.
В египетских инкрустациях
ХII-ХVII династий (2000-1700 гг. о н. э.) использовались
главным образом красный
От египтян искусство инкрустации переняли греки. Они украшали драгоценными камнями свои статуи, покрытые пластинами золота и слоновой костью, вставляли эти камни в глазницы скульптурных изображений богов античного пантеона.