Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:01, реферат
Описание работы
Известно мнение, что в допетровской Руси культурное развитие сковывалось косным общественным строем, невежеством, предрассудками, отсутствием условий для свободного духовного развития. Представляется, что таланты, прежде рассыпанные во множестве по просторам России получили возможность развитися и расцвета благодаря открытому при Петре I «окну в Европу». Кроме того, ведь это было время оживления внутренних связей, освоения новых отраслей науки и промышленности, развития транспортных сетей.
В развитии
русской музыкальной культуры нетрудно
проследить несколько периодов. Каждый
из них соответствует определенному
этапу экономического и политического
развития страны.
Известно
мнение, что в допетровской Руси
культурное развитие сковывалось косным
общественным строем, невежеством, предрассудками,
отсутствием условий для свободного
духовного развития. Представляется,
что таланты, прежде рассыпанные во
множестве по просторам России получили
возможность развитися и расцвета благодаря
открытому при Петре I «окну в Европу».
Кроме того, ведь это было время оживления
внутренних связей, освоения новых отраслей
науки и промышленности, развития транспортных
сетей.
С приходом
к власти Петра Великого в 1682 году
положение музыкантов значительно
улучшилось. Ведь еще в 1648 году под
влиянием церкви, считавшей скоморохов,
главных носителей музыкальной культуры,
«богопротивными», был издан царский указ,
который запрещал им участвовать в торжествах
и повелевал уничтожать их маски и музыкальные
инструменты. Поэтому, начиная с этого
времени, музыканты, исполняющие народные
песни, переходили в нелегальное положение
и лишались всех привилегий. Реформы же
Петра дали толчок развитию всего светского
искусства в целом и музыкального в частности.
Раньше, до Петра для человека с музыкальным
талантом почти не находилось применения
– редко-редко становились известны выдающиеся
создатели церковных распевов – такие,
как Федор Крестьянин и Савва Рогов.
После петровских реформ появились инструментальные
капеллы сначала при дворе, потом в домах
вельмож и помещиков, получило начало
развитие любительского музицирования.
Есть
сведения о том, что сам Петр Великий
не проявлял интереса к развитию искусства,
обнаруживал вкус только к церковному
пению, мало находил удовольствия в
операх и комедиях. Однако, этого от
него и не требовалось. Перемены в культурной
жизни следовали непосредственно за появлением
различных новшеств – на обязательных
у знати ассамблеях1 требовались
музыканты для исполнения европейских
танцев. Лицам дворянского звания предписывалось
посещать концерты инструментальной капеллы.
Молодежь обучалась игре на клавесине,
виоле, арфе, флейте.
Преобразования
петровского времени были продолжены
в царствование императрицы Елизаветы
Петровны (1741-1761). В годы ее правления были
достигнуты значительные успехи во внешней
политике и хозяйстве страны, а также произошли
такие важные культурные события, как
открытие Московского университета и
общедоступного Российского театра, учреждение
Академии художеств с музыкальными классами.
Развитие музыкального искусства в России
в XVIII веке было необычайно быстрым – от
знакомства с неизвестными до той поры
зарубежными операми, камерными и симфоническими
произведениями до появления целой плеяды
национальных композиторов.
РУССКАЯ СВЕТСКАЯ
МУЗЫКА XVIII ВЕКА. С эпохи
Петра I начинается внедрение новых форм
городского музицирования. В домах столичной
петербургской аристократии в обязательном,
предписанном порядке устраивались “ассамблеи”
– открытые вечера, где каждый приходящий
мог проводить время, как ему нравилось.
Одни играли в карты, другие просто беседовали,
третьи танцевали модные тогда танцы под
соответствующую музыку. Также Петром
I были учреждены еженедельные концерты
в доме тайного советника Бассевича, где
играла инструментальная капелла герцога
Голштинского. В репертуаре капеллы были
произведения Корелли, Тартини, Телемана
и других знаменитых европейских композиторов.В
салонах и аристократических домах развивалось
любительское (или «салонное») музицирование.
Молодые дворяне обучались игре на различных
инструментах, сочинялись и исполнялись
лирические канты, так называемые «арии»
- прообразы будущих романсов. Именно с
распространением любительского музыкального
искусства в XVII веке тесно связано развитие
камерной музыки. Самыми популярными на
домашних концертах были различные танцевальные
пьесы – менуэты, полонезы, экосезы, аглезы,
контрдансы и другие. Не меньшей любовью
пользовались и вариации на темы народных
песен. Большое количество таких вариаций
для скрипки написал и издал первый композитор
И.Е. Хандошкин (1747-1804). Большую часть жизни
он прожил в Петербурге. Хандошкин хорошо
владел также игрой на альте, гитаре и
балалайке, а в своей концертной деятельности
славился искусством импровизации. Он
явился создателем русской сольной скрипичной
сонаты. Другим выдающимся композитором
XVIII — начала XIX века был Дмитрий Степанович
Бортнянский (1751—1825).
Музыкальное образование он получил сначала
в Придворной пев-ческой капелле, а затем
в Италии, где прожил десять лет и стал
признанным композитором. По возвращении
в Россию вся дальнейшая судьба музыканта
была связана с Придворной певческой капеллой,
где сначала он занимал должность капельмейстера,
а позднее стал ее директором. Творчество
Бортнянского велико и разнообразно —
помимо инструментальной музыки (клавирные
сонаты, камерные ансамбли и другие) он
сочинял оперы и романсы. Но в историю
русской культуры он вошел как автор более
ста хоровых произведений. Композитор
создал замечательные духовные концерты,
которые продолжили традицию партесного
концерта и в то же время испытали влияние
светской музыки — оперной и симфонической.
Духовные концерты Бортнянского по своей
форме приближаются к симфоническому
циклу и состоят из самостоятельных частей,
кон-трастных по характеру, где хоровые
эпизоды чередуются с ансамблевыми и широко
используются приемы постепенного нарастания
и затухания звучности. Помимо культовой
музыки композитор сочинял и светскую
хоровую музыку — песни, гимны, кантаты.
Автор замечательных хоровых концертов Максим
Созонтович Березовский (1745—1777), как и
Бортнянский, сначала учился в Придворной
певческой капелле, а затем в Италии у
знаменитого теоретика музыки падре Мартини.
Выдержав экзамен, он был принят в число
членов Болонской академии. По возвращении
в Россию его творческая и личная жизнь
складывалась крайне неудачно. Короткая
и драматичная жизнь Березовского закончилась
самоубийством в возрасте 32-х лет.
В середине
XVII века в русской музыке возник
еще один уникальный «салонный» жанр
– российская песня. Эти песни, по
стилистике и исполнению очень похожие
на лирические канты и будущие
романсы, создавались на стихи русских
поэтов, таких как А. Сумароков, Г.
Державин, Н. Львов и другие.
Помимо
ассамблей, Петр Великий учредил
также придворные маскарады, торжества
и пиршества с музыкой. Специально
для царского дворца он выписал из-за
границы группу иностранных музыкантов
и певцов. В 1690-х годах царь утвердил
Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший
Собор – шутовской «орден», пародирующий
своей деятельностью католическое и православное
богослужение. Собор просуществовал более
30 лет. Все годы вдохновителем и организатором
«ордена» был Петр I.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКИХ
ВОЕННЫХ ДУХОВЫХ ОРКЕСТРОВ.
Большую
роль в развитии музыкальной культуры
сыграла реформа армии. В 1699 и 1705
годах в каждом полку появился
свой оркестр, состоящий по большей
части из труб, гобоев, литавр, валторн
и барабанов. Победы русских войск
вызвали к жизни новый жанр – панегирические
канты – приветственные трехголосные
гимны с ликующими трубными мелодиями
и громкими созвучиями. Тематика кантов
была обширной – любовно-лирические, пасторальные,
шуточные, поздравительные канты появлялись
во множестве. Часто виватические канты
слагались в честь императора и его полководцев.
Виват-канты породили особую поэтику,
сопоставимую с одической, которая достигла
своего расцвета в хоровых концертах,
кантатах и ораториях в русской музыке
конца XVII века. Они часто сохранились в
рукописных сборниках, хотя до нас не дошло
имя ни одного автора.
ЗАПИСЬ НОТ
МУЗЫКИ В XVII ВЕКЕ.
Развитие
книгопечатания позволило в 1730 году
впервые в стране воспроизвести
с гравировальных досок ноты на бумаге,
а в 1766 году изобретатель С.И. Башковский
разработал способ наборного воспроизведения
нот. Теперь в российских типографиях
появилась возможность делать нотные
записи народных песен. Были отпечатаны
первые сборники фольклорных песен –
«Собрание русских простых песен с нотами»
певца и гусляра В. Трутовского, «Собрание
народных русских песен с их голосами»
поэта и фольклориста Н. Львова и чешского
композитора И. Прача. В эти
сборники вошли не только наиболее популярные
и любимые народом старинные песни, но
также более новые городские. Сборники
познакомили любителей музыки с прекрасными
русскими мелодиями. Многие из песен впоследствии
использовались композиторами в операх
и в инструментальных произведениях.
ОПЕРА.
В 1702 году
в Москве состоялось открытие общедоступного
театра. Его представления проходили
в специально выстроенном здании
на Красной площади, которое называлось
“Комедийной храминой”. Постановки
спектаклей шла на иностранном языке,
поэтому не всегда была доступна пониманию
публики. Это и явилось основной
причиной того, что в 1706 году театр
был закрыт. Спектакли того времени
отличали вставные номера, связанные
с элементами пантомимы. Театральные
постановки содержали в себе также
инструментальные эпизоды в виде
маршей, шествий и т.п. Кроме того,
в большинстве из них мы встречаем
специальные музыкальные интермедии.
Основной
и наиболее характерной формой придворного
театра была опера. В 1733 году при дворе
императрицы Анны Иоанновны появилась
итальянская театральная группа, в репертуаре
которой кроме “комедий масок”, были
также интермедии с музыкой. Через некоторое
время удалось добиться приезда в Петербург
по контракту композитора Франческо Арайа
с несколькими оперными певцами. С их помощью
29 января 1736 года на сцене Эрмитажного
театра была впервые поставлена опера
Арайа “Сила любви и ненависти”.
При ЕкатеринеII
к развитию оперной культуры были привлечены
крупнейшие европейские силы. С 1762 по 68
г. в России жил и работал знаменитый венецианский
композитор Балтазар Галуппи, после него
на должность руководителя придворной
оперы приглашается Томазо Траэтта, служивший
ранее при венецианском дворе. Они пишут
оперы в том же пышном и торжественном
стиле, который существовал до них. Особенным
блеском и монументальной роскошью отличались
следовавшие одна за другой постановки
“Ифигении в Тавриде” Галлупи и “Олимпиады”
Траэтта, в которых большое место было
отведенохорам и кордебалетам. В 1755 г.
была поставлена первая опера на русский
текст - "Цефал и Прокрис". Музыка
- Ф.Фрайи, либретто - драматурга-классициста
А.П.Сумарокова. Исполняли оперу молодые
русские певцы, главным образом из малолетних
певчих Придворной капеллы. При постановках
итальянских опер также привлекали русских
солистов и хористов. На русской сцене
исполнялись самые известные европейские
оперы и балеты. В 1756
г. в Санкт-Петербурге был основан Российский
театр, спектакли которого были открыты
за плату для всех желающих. В этот же год
поставлена одна из самых первых русских
опер "Танюша или счастливая встреча",
текст И.А. Дмитревского, музыка Ф.Г. Волкова.
1759 г.
- вышел сборник песен Г.Н. Теплова
"Между делом безделье или
собрание разных песен".
1760 г.
- в Академии художеств в СПб. открыты музыкальные
классы.
1766 г.
- С.И. Башковским разработан способ
наборного воспроизведения нот.
Многочисленные
итальянские труппы представляли мифологические
оперы и оперы-буффа. Успехом
пользовались и спектакли придворного
французского театра комической оперы.
Приезжали немецкие и английские оперные
труппы. Наряду с казенными театрами существовали
частные антрепризы.
В России
работали многие крупные певцы, дирижеры,
композиторы, мастера балета. В качестве
придворных капельмейстеров и композиторов
служили такие прославленные
итальянские музыканты, как Галуппи,
Паизиелло, Чимароза. Долгие года работали
на русской сцене видные балетмейстеры
- австриец Хильфердинг, итальянец Анджолини,
француз Шарль Лепик. Среди художников-декораторов
- К. Галли Биббиена, Дж. Валериани, П. Гонзага.
С 70-х гг. развертывается деятельность
русских композиторов. Они учились у иностранных
педагогов профессиональному мастерству,
стремились к выработке самостоятельного
стиля во всех жанрах.
Народная
песня стала основой национальной
композиторской школы. На оперную сцену
России 70-х гг. XVIII в. входят новые
персонажи - мужики, дворовые, купцы.
В создании
русской комической оперы большую роль
сыграли литераторы. Так, в 1772 г. в Царском
Селе была поставлена опера "Анюта",
текст которой создан писателем и собирателем
народных песен М.И. Поповым. Музыка оперы
не сохранилась и имя композитора осталось
неизвестным.
Литератор
А.О. Аблесимов написал оперу "Мельник,
колдун, обманщик и сват". Скрипач Михаил
Матвеевич Соколовский подобрал и аранжировал
для оперы народные мелодии. Музыка "Мельника"
дошла до нас только в позднейшей обработке,
авторство которой не установлено.
Драматург
Я.Б. Княжнин выступил с рядом
комических опер: "Несчастье от кареты",
"Скупой", "Сбитенщик". Для
сочинения музыки к первым двум операм
он привлек скрипача и дирижера бального
оркестра В.А. Пашкевича, к третьей -
одного из иностранцев, работавших в
России.
Либретто
оперы "Санкт-Петербургский гостиный
двор" написал драматург М.А. Матинский.
Он же сочинил музыку. Эта опера неизвестна
нам в ее первоначальном виде. Текст ее
позднее был переработан автором, а музыка
переделана композитором Пашкевичем.
Опера получила новое название "Как
поживешь, так и прослывешь". В 1779 г.
в Москве поставлен "Мельник" - Эта
дата считается началом русской национальной
оперы. В том же году в Петербургском Вольном
театре состоялась премьера оперы "Как
поживешь, так и прослывешь". В то же
время появлялись спектакли, в создании
которых поучаствовала сама Екатерина
Вторая. С помощью секретаря она сочиняла
либретто, а музыку поручали иностранцам
- капельмейстерам (Мартин, Сорти, Каноббио),
а также русским композиторам (Пашкевич, Фомин). Так
появилась сказочная опера "Февей",
бытовая опера "Федул с детьми" и
драматическая пьеса с музыкой трех композиторов
"Начальное управление Олега ". Над
всеми мастерами ранней русской комической
оперы возвышался Е.И. Фомин. Первоклассный
музыкант, он получил образование в музыкальных
классах Академии художеств и затем совершенствовался
в Италии. В Болонье он был удостоен звания
члена Филармонической академии. Небольшая
комическая опера Фомина "Ямщики на
подставе" (т.е. на почтовой станции)
вся основана на хоровых народных песнях,
обработанных композитором. Либретто
составил Н.А. Львов. Позднее он включил
использованные в опере песни в сборник
русских народных песен, подготовленный
им в сотрудничестве с И. Прачем. Известна
опера Фомина "Американцы" на либретто
драматурга и баснописца И.А. Крылова.
Участвовал Фомин и в написании оперы
" Новгородский богатырь Боеславич"
на текст императрицы. Самым величественным
памятником русского музыкального театра
XVIII в. стала трагическая мелодрама Фомина
"Орфей и Эвридика" (1792) - произведение
захватывающей силы выражения и прекрасного
художественного мастерства. В развитии
комической оперы внес вклад Д.С. Бортнянский. Еще
во время своего пребывания в Италии (1769-1779)
композитор создал три оперы-сериа, поставленные
в Венеции и Модене. По возвращении в Россию
Бортнянский обратился к французскому
лирико-комедийному жанру. Силами великосветских
любителей в летних резиденциях наследника
престола Павла в Гатчине и Павловске
были исполнены три изящные и мелодические
оперы Бортнянского на французские тексты.