История оригами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 11:51, реферат

Описание работы

Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утончённого вкуса.

Файлы: 1 файл

История оригами.docx

— 35.91 Кб (Скачать файл)

    Первые упоминающиеся в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово "пахарита" (букв. - птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения - название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании "делать пахариты", а сами фигурки – "различные другие пахариты". Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде "Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту, на фоне г. Толедо".

   И всё же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань - воротники (в костюмах XVI-XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

   В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фрёбель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фольклорных" фигурок из бумаги.

   Любителем оригами был Льюис Керрол - автор "Алисы в Стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье", преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

   Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

   Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьёзный трактат по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший ему создать много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в английском переводе его "Очерков и монологов" (M. Unamuno, Essays and Soliloquies, Knopf, 1925). Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.

   В 1937 г. в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбелл "Изготовление бумажных игрушек", в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – "водяная бомбочка", "птица", "лягушка". В 1946 г. схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Композиции из бумаги

   Складывание цветов из бумаги – занятие увлекательное. А составление композиций из цветов – настоящее творчество, где всё зависит от вкуса и фантазии художника. Цветы и листья к ним можно сложить по чертежам. В такой композиции передается настроение, восприятие мира, душа.

   Композиции, предлагаемые вашему вниманию, сродни искусству икебаны. Это синтез традиции и фантазии, попытка воссоздать из бумаги чудесный уголок живой природы, где цветы и травы растут, буйствуют, а не срезаны и собраны в букет. Опорой растениям и оригинальным декором служат бумажные трубочки.

   Язык цветов, как и язык оригами, международный. Безмолвный, понятный и доступный каждому, он призван дарить людям мир и любовь, добро и взаимопонимание, радость и вдохновение.

   Чтобы сложить лилию или четырёхлистник, вначале необходимо сложить базовую форму “двойной квадрат”.

   Нужно сложить квадрат бумаги пополам, чтобы получился прямоугольник. Необходимо развернуть лист и повернуть его. Сделать то же самое ещё раз. Вновь развернуть лист. Перегнуть по диагонали. Перевернуть лист на другую сторону и перегнуть по другой диагонали (получился квадрат с линиями сгиба “горой” и линией сгиба “долиной”, как на рис. 1.). Аккуратно развернуть  лист и нажать пальцем на центр. Бумага сама сложится в “двойной квадрат”. После этого, можно приступить к созданию цветов, для цветочной композиции, которые показаны на рис. 2 и рис. 3. 

 

 

  

 

 

 

 

                                                 Заключение

   Главный фактор возрастания популярности этого искусства - это энтузиазм его приверженцев. Оригами входит в факультативную программу обучения многих ведущих образовательных центров для детей. Вы обнаружите этот предмет и в программе нескольких Киевских детских учебных заведений.

   Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.

   Занятие оригами оказывает положительное влияние на рост и более успешную и радостную тренировку разнообразных природных способностей детей, в том числе к творчеству и самому обучению. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать запасы психики, гармонично тренируя и взращивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом),  вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны точность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами попутно весьма успешно упражняет память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике и врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.

   Отсюда видно, что оригами – это такое занятие, которое способно дарить и щедро дарит людям радость одухотворённого соединения движения мысли, души и рук даже при  самых сложных жизненных обстоятельствах. А когда удаётся, как это может позволить себе здоровый человек, использовать в этом соединении больше сил и внимания, эта радость творчества возрастает ещё во много крат!

   Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Ведутся занятия по складыванию из бумаги в детских садах и школах, кружках при дворцах детского творчества – как технического, так и художественного. Вместе с пионерами доступное бумажное рукоделие с интересом осваивают и многие пенсионеры (особенно в Западной Европе, США и самой Японии) – им оригами помогает сохранить и умножить ясность ума и радость жизни. Заметим, что явное пренебрежение к устройству подобных занятий для пенсионеров (не только по оригами, но и по иным рукоделиям, посильной физкультуре, театру и т.п.) в странах бывшего СССР несомненно вносит вклад в сокращение средней продолжительности жизни населения (при одновременном уменьшении её качества).

   Бумажные модели помогают создавать архитекторам, особенно почему-то финским, новые быстровозводимые складчатые строительные конструкции – склады, ангары…, инженерам – конструкции раскрывающихся после выведения на орбиту солнечных батарей,  дизайнерам одежды – замечательную одежду, простые и, в тоже время, необычные украшения к ней, особенно к костюмам для театральных постановок.

   Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины выставок и магазинов. Красивые и выразительные маски продаются как настенные украшения. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов. Предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве фирменного знака, необычного и недорого оформления с элементами оригами фирменных приёмов и праздников и для детей, и для взрослых. Муниципалитеты нередко готовы оплатить простое и красочное бумажное оформление городских праздников, шоу и карнавалов – была бы достаточно большая и слаженная команда.

   С учётом широкого распространения оригами всё больше проявляется потребность в изобретении новых оригами и различных композиций оригами и на их основе для подготовки и издания печатных и электронных публикаций, книг и журналов, видеокурсов, многочисленных сетевых страничек и компьютерных игр, посвящённых древнему и остающемуся цветуще-молодым прекрасному занятию - оригами. 

 

 

 

 

 

                    Список используемой литературы

 

  1. Артемов А.В. «Декоративно прикладное искусство», изд., М., 1990 г.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами.
  3. Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению.
  4. Соколов Г.И. «Искусство»

 

  

 


Информация о работе История оригами