Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:14, реферат
Рассматриваются символы эллипс, плющ и лиса.
Овал - Геометрический символ. Разделяет символику круга и мандорлы. Космическое яйцо; в древности – йони, вульва.
Унтеркирхер
Лисица прислушивающаяся к звукам разносящимся вдоль реки.
Преследуемая лисица, перебираясь через реку «прислушивается к звукам, доносящимся с больших расстояний, по которым определяет, где находятся её преследователи».
EMSI 6-9
Лисица, любующаяся головой статуи.
Символ необходимости обустройства и украшения головы не только и не столько снаружи, сколько внутри.
EMSI 7-12
Искусство
Немецкий роман о «Рейнике-
Изображения лисы часты в средневековой скульптуре, в эпоху Возрождения лиса стала основным персонажем книжных иллюстраций.
На картине Дюрера «Мария со многими животными» присутствует привязанный лис, как образ связанного порока и/или дьявола.
Ad vocem
Черновые материалы
В мифопоэтических традициях образ лиса выступает как распространённый зооморфный классификатор, нередко функционирующий и в языковой сфере [ср. рус. «лиса» — о хитром человеке; англ. fox — «хитрец» (при основном значении — «лиса») и т. п.]. Символические значения, связываемые с лисами в разных традициях, образуют единый и весьма устойчивый комплекс лишь отчасти мифологизированных значений (хитрость, ловкость, пронырливость, сообразительность, льстивость, вороватость, обман, лицемерие, осторожность, терпеливость, эгоизм, себялюбие, жадность, сладострастие, злонамеренность, злоумышленность, мстительность, одиночество). С образом лис обычно соотносится представление о чем-то сомнительном, фальшивом; лиса нередко оказывается неудачницей, попадает впросак и т. п. Поэтому лиса не связывается с мифологическими персонажами высших уровней[2].
Лиса может характеризоваться магическими способностями. Так, в китайской сказочной традиции лиса в возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, в возрасте 1000 лет попадает на небо и становится небесной лисой — тремя звёздами в созвездии Скорпиона. Широко распространены истории о превращении лисы в человека (особенно при полнолунии). У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит лиса, сбрасывает свою шкуру и становится женщиной; когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой; но жена находит свою шкуру, оборачивается лисой и убегает из дома. В Северо-Восточной Азии при обилии сказок о хитростях и проделках лисы существуют сюжеты, связывающие её с вороном, творцом мира, создателем солнца, луны, звёзд, земли, культурным героем; в них лиса противостоит ворону как (отчасти) хтоническое животное. Особенно показателен мотив измены ворона Кутха с лисой своей жене в мифах ительменов. Изменение лисой своего облика объясняет её роль как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола (в христианской символике; в китайской и японской традициях рассказы о лисах обнаруживают совпадения с европейскими средневековыми историями о суккубах, инкубах, роковых невестах и т. п.), с одной стороны, и функцию лисы как трикстера (обманщицы, шутницы и т. п.), соперничающего с другим трикстером (поедание мяса у Койота, обман Ворона у народов Северо-Восточной Азии) или животным, пользующимся особым престижем (медведь) или известностью (волк, заяц, петух и т. п.), — с другой. Именно в этой функции лиса становится одним из персонажей животного эпоса в двух главных его формах — фольклорно-сказочной и литературной (иногда даже поэтической).
В русской фольклорной традиции лиса является главным героем животной сказки, позже перешедшим и в лубок.
В Западной Европе складывается начиная с XI в. эпос о Ренаре (Ренар, первоначально мужское собственное имя, стало во французском языке обычным обозначением лисы). Особую роль сыграл старофранцузский «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). В конце XII в. появилась немецкая, а в сер. XIII в. нидерландская переработка этой темы, послужившая источником для нижненемецкого «Рейнеке-Лиса» («Reinecke-Fuchs»). Сходные циклы о лисах известны в Китае («лисий» эпос Ляо Чжая о «лисьих чарах» и вмешательстве лис в жизнь людей; в китайской мифопоэтической традиции лис считалась воплощением души мертвеца, и системе оберегов от лис придавалось особое значение), в Америке (ср. отчасти «Сказки дядюшки Римуса», где наряду с Братцем Кроликом участвует Л.). Специализированный «лисий фольклор», особый словарь охоты на лис и приёмы «лисьей магии» создаются среди охотников (напр., в английских охотничьих клубах). В народной традиции отмечался особый день, связанный с лисой или с началом охоты на неё, напр. день Мартына-лисогона (14 апреля); были популярны многочисленные разработки мотива мести (или награды) охотнику со стороны лисы.