Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:43, реферат
На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Процесс изготовления любого предмета являлся не только следованием простой технологической схеме, но и священнодействием. Мастер вклады-вал в работу свою душу, представления о мире, от чего сам предмет наполнялся жизнью.
Введение 3
Возникновение дизайна 3
Развитие европейского дизайна. 5
Баухауз 8
Список литературы 12
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
РЫБИНСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Реферат по истории дизайна
на тему:
«История развития зарубежного дизайна»
Выполнила:
Галакина Елена,
группа 4Д-16
Соколова Т. Е.
г. Рыбинск, 2011 год
План
Прежде всего, хочется отметить, что слово "дизайн" имеет неоднозначную трактовку. Основные переводы с английского включают: план, проект, чертеж, узор, умысел, намерение. То есть дизайнер, с одной стороны, конструктор (особенно в области пром дизайна), с другой - оформитель, а если смотреть глобально - человек, определяющий идеологию предмета, над которым он работает (независимо от того, веб-сайт ли это, танк или визитная карточка).Но так эта наука называется сегодня. До того это можно было назвать преддизайн, искусство эпох предметных фетишей, тотемодизайн, мифодизайн, теодизайн. И развивалось все это согласно тому времени, той духовной и материальной культуре. Дизайн - одно емкое понятие, а включает в себя в нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт-дизайн, городской паблиш-арт, архитектурный дизайн, промышленный дизайн, Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический футуро-дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий рекламный дизайн, информационный и программный дизайн, научный сайнс-дизайн, текстовый дизайн... Не буду оригинальным, если скажу, что дизайнер обязан быть мастером во всех областях своей профессии. Корни дизайна уходят к началу XIX века, в эпоху появления массового машинного производства и разделения труда. До промышленной революции в труде ремесленника дизайн непосредственно сочетался с изготовлением изделия.
На протяжении многих
веков предметно-
Возникла необходимость формализации
интуитивно творимых ранее действий по
одушевлению предметов, для того, чтобы,
руководствуясь некоей схемой их можно
было осуществлять в промышленном производстве.
Кустарное производство - ручной труд
примитивные орудия труда, примитивная
технология, малосерийное производство
+ учитывались все потребности человека
к вещи: полезность, функциональное совершенство,
удобство, красота, экономическая целесообразность
(дороговизна). Производством бытовых
вещей издавна занимались ремесленники.
Понятно, что ремесленник - не дизайнер.
Ремесленник делает одну и ту же вещь из
одного и того же материала. Вещи получались
индивидуальные, эксклюзивные, дорогие
(при качестве) и производились в малом
количестве (сколько сможет осилить один
человек). 6 принципов работы кустарного
дизайнера: социологический, инженерный,
эргономический, эстетический, экономический,
экологический.
Индустриальное производство - с приходом
века индустриализации дизайнер стал
создавать прототипы изделий, которые
с помощью машин производили другие люди.
Практика раннего дизайна была весьма
примитивной. Функциональностью и экономичностью
производимой продукции занимались инженеры,
а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический
вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать
прототипы массового машинного производства,
предварительно изучив технологию современного
производства и свойства материалов. Назначению
изделий и простоте обращения с ними придавали
столь же важное значение, как и их внешнему
виду.
В скором времени дизайнерские фирмы стали
набирать в штаты чертежников, модельщиков,
инженеров, архитекторов и специалистов
по изучению рынка. В 1785 г. в Англии начало
развиваться индустриальное машинное
производство - специализация, узкопрофессиональный
подход, разделение труда, потоковость.
Этап дизайна соединил достоинства предыдущих
двух этапов. Дизайнер работает на промышленном
производстве, использует различные материалы
и технологии. Дизайнер связан с массовым
производством и с его возможностями.
Дизайн как профессия возник и сформировался
в 20 веке. Но те или иные его черты и даже
характерные проявления встречаются ещё
в самом начале развития общества. Поиск
точной даты рождения дизайна невозможен,
но как профессия он возник именно тогда,
когда его основы стали преподавать с
кафедры, а выдача соответствующих признаваемых
обществом дипломов поставила специалистов
в области дизайна в один ряд с представителями
других нужных обществу профессий.
Принято выделять два основных направления
в становлении дизайна:
Российское (ВХУТЕМАС) и Германское (БАУХАУЗ).
В основе всех мировых школ дизайна лежат
образовательные концепции, так или иначе
восходящие к опыту ВХУТЕМАСа-Баухауза.
Впервые проблемы преподавания основ
дизайна были заявлены как имеющие
самостоятельные значения при обсуждении
итогов Первой Всемирной промышленной
выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году.
Это сделала специальная комиссия занимавшаяся
реформой художественного образования
и развитием художественной промышленности,
возглавляемая сэром Генри Колом.
В вышедшей тогда же книге «Наука, промышленность
и искусство» Готфрида Земпера, были даны
конкретные предложения по реформе системы
образования в художественных школах
с идеей специализации обучения по основным
видам дизайнерской деятельности после
общих вводных курсов.
Этот принцип обучения был заложен в программу
созданного в 1850 годы Саут-Кенсингстонского
колледжа, в котором преподавание основывалось
не на отвлеченном штудировании классики,
а на конкретном изучении коллекций музеев
и материалов, проводившихся здесь выставок
современной художественной промышленности.
К новым условиям стала приспосабливаться
и основанная в 1837 году Нормальная школа
дизайна, ставшая после реорганизации
ведущим государственным учебным заведением
в области искусства и известная больше
под названием Королевский колледж искусств.
В 1854 году в Цюрихе открылась Высшая техническая
школа. Архитектурное отделение в ней
было предложено возглавить Г. Земперу.
Здесь он написал
свой знаменитый труд «Стиль в технических
и тектонических искусствах, или Практическая
эстетика», повлиявший на сложение теории
художественной формы конца 19 века. Французские
художественные школы в 19 веке, готовившие
мастеров для мануфактур, так или иначе
были связаны с промышленным прогрессом
и эволюционировали от общеобразовательных
ремесленных училищ, в сторону специализированных
школ искусств и ремесел. Национальная
школа искусств и мануфактур, открытая
в Париже еще в 1829 году, к середине века
включила в свой курс дополнение к традиционным
основам художественных ремесел основы
механики, физики, химии и выпускала специалистов,
соединявших в одном лице художника, инженера
и архитектора.
Новый этап развития европейского дизайнерского
образования был связан с преодолением
разрыва между замыслом и исполнением.
Под влиянием Уильяма Морриса в Англии
начали создавать различные общества
и школы ремесел. Среди них были Общество
выставок искусств и ремесел, Ассоциация
искусств и кустарных промыслов, Королевская
школа художественного шитья. Из наиболее
известных личностей в художественной
культуре Англии 19 века, воздействовавших
на формирование методики дизайнерского
образования следует назвать Оуэна Джонса,
Чарльза Ренни Макинтоша и Уолтера Крейна.
В 1899 году в Королевском колледже искусств
было открыто специализированное отделение
для художников промышленности с целью
«непосредственного приложения искусства
к промышленности». Большое внимание в
обучении на отделении уделялось развитию
способности выполнять все своими руками.
Это считалось полезным для художников,
создающих проекты изделий для машинного
изготовления.
В 1913 году в Англии были введены специальные
дипломы для окончивших дизайнерские
отделения, в которых удостоверялось способность
к самостоятельному творчеству в области
живописи, моделирования, прикладной графики
и индустриального дизайна. Одним из крупных
учебных заведений тех лет была Школа
промышленного искусства в Хельсинки,
связанная с деятельностью финского Общества
прикладного искусства.
К середине 1870-х годов ее программа, характер
студенческих групп и состав преподавателей
стабилизировались. Определились методы
обучения рисунку, геометрическим построениям
на плоскости, в пространстве, работе с
деревом, металлом,текстилем. Школа стала
ориентироваться в основном на промышленное
производство, сохраняя связь с прикладной
традицией, закладывала базу будущего
профессионального дизайнерского образования.
К концу 19 века относится возникновение
художественно- промышленных училищ в
Японии. После поездки по Европе один из
реформаторов японского традиционного
художественного промысла Кайдзиро Нотоми
основал в 1887 году в городе Канадзава училище
с тремя отделениями: искусства и предметного
проектирования, художественных ремесел
традиционного типа, чертежно-графических
работ. Годом позже открывается Высшее
художественно- промышленное училище
в Токио
В 1907 г. в Мюнхене была создана организация,
получившая название (der Werkbund - «Производственный
союз». В этом городе в течение 5 лет до
переезда в 1912 г. в Берлин находилось ее
правление.
Das Bauchaus - высшая школа промышленного
искусства БАУХАУЗ (нем. Bauhaus - «дом строительства»).
Высшая школа строительства и художественного
конструирования - художественное учебное
заведение и художественное объединение
(1919-1933). Основана в 1919 в Веймаре (Германия)
давшее искусству ХХ в. много замечательных
идей и ряд выдающихся
деятелей. В 1925 переведена в
Дессау, в 1933 упразднена фашистами. Руководители
(В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ)
разрабатывали эстетику функционализма,
принципы современного формообразования
в архитектуре и дизайне, формирования
материально-бытовой среды средствами
пластических искусств.
Девиз Баухауза: «Новое единство искусства
и технологии». Влияние идей Баухауза
наиболее заметно в функциональной архитектуре
современных офисов, фабрик и т.п.
Кредо Баухауза - художник, ремесленник
и технолог в одном лице - оказало глубокое
воздействие на прикладное и изобразительное
искусство, от книжного иллюстрирования
и рекламы до мебели и кухонной утвари.
Направления деятельности: педагогическое
(готовили до 2,5 тыс чел.), практическое,
организационное (после ликвидации дал
жизнь другим организациям), теоретическое
(а.- обоснование комплексного подхода
в проектирова
нии вещей т.е. [надежность, назначение,
композиция, человек, экономика, экология],
б.- логика промышленного мышления дизайнера,
функция - назначение - конструкция, форма
- следствие функциональных и конструктивных
особенностей предмета, функция и конструкция
определяют форму, кроме родовых у вещи
много и видовых функций) Школа дала толчок
зарождению современного искусства предметной
среды.
Цель дизайнерской деятельности представители
Баухауза видели в преображении форм реального
мира и благодаря этому в гуманизации
всей практической предметной среды. Они
считали, что главная задача дизайнера
- проектирование промышленных изделий
и их систем с позиций высокой ответственности
перед человеком и обществом.
По мнению Вальтера Гропиуса, основателя
и руководителя Баухауза, дизайнер должен
сознавать ответственность перед развитием
культуры. Дизайнером, так же как и художником,
должно руководить страстное желание
освободить духовные ценности от индивидуальной
ограниченности, поднять их до уровня
объективной значимости. Вот почему наш
ведущий принцип, - писал В. Гропиус, - состоял
в том, что формообразующая деятельность
является не односторонним интеллектуальным
или односторонним материальным делом,
а неотъемлемой частью жизни, необходимой
в каждом цивилизованном обществе.
Баухауз был основан в 1919 архитектором
Вальтером Гропиусом, объединившим Высшую
школу искусства и Школу прикладного искусства
в Веймаре. Программа обучения в школе
предполагала соединение искусства со
строительной техникой - как
в средневековых ремесленных гильдиях,
но на современной основе.
Вальтер Гропиус (1883-1969), немецкий архитектор,
один из основоположников функционализма,
основатель знаменитой школы Баухауз.
Родился 18 мая 1883 в Берлине, учился в Высших
технических школах в Берлине и Мюнхене.
Огромное значение для его будущей деятельность
имела работа в мастерской П.Беренса, одним
из учеников которого был также Ле Корбюзье.
Общеевропейскую известность принесли
Гропиусу здание обувной фабрики «Фагус»
в Альфельде и фабричный комплекс в Кёльне.
После Первой мировой войны он получил
приглашение возглавить Художественную
школу в Веймаре. Гропиус обновил программу
обучения и расширил школу, получившую
в 1919 название «Баухауз», а в 1925 перенес
ее в Дессау.
Гропиус отбирал преподавателей из людей,
которые разделяли его убеждения относительно
единства искусства, ремесла и техники.
По его мнению, художники должны конструировать
картины как архитекторы, работающие над
своими проектами. Машины воспринимались
не как неизбежное зло, а считались позитивной
силой и наиболее совершенным из инструментов
мастера. В качестве преподавателей Гропиус
приглашал людей одарённых, творчески
смелых, одержимых поиском новых путей
развития художественной школы. Один из
них-архитектор Бруно Таут. «Отныне не
будет границ между ремеслом, скульптурой
и живописью, - писал он, - Всё будет одним-Архитектурой».
В этом заключалась суть его идеи «тотального
произведения искусства» (deutsch. Gesamtkunstwerk
). И все преподаваемые дисциплины должны
были способствовать созданию такого
произведения. Следуя этому замыслу, Гропиус
выбирал художников разных творческих
интересов, из разных стран.
Известный русский художник-универсал
Василий Кандинский (занимался живописью,
графикой, проектированием мебели и ювелирных
изделий) присоединился к Баухаузу в 1922
году. Мастер преподавал в России в Государственных
свободных художественных мастерских
и разделял взгляды Гропиуса на необходимость
синтеза всех искусств. Более того, его
давней мечтой было работать «совместно
с архитектурой». В своём доме Кандинский
попытался создать эту особую, синтезированную
среду, расписав внутреннюю лестницу,
тонировав настенные рельефы, собственноручно
изготовив и раскрасив мебель. Яркая декоративность
интерьера придавала ему сходство с крестьянским
искусством. Идею слияния разных видов
искусства в среде человеческого обитания
Кан
динский развивал и в теории.
Его живописные абстракции, по мнению
Гропиуса, должны были способствовать
развитию композиционного мышления у
студентов. В результате основатель Баухауза
поручил художнику курс основ формообразования,
семинары цветоведения и аналитического
рисунка, а также мастерскую настенной
живописи. Таким образом в руках Кандинского
оказался ключ к эстетике Баухауза. Гропиус
осуществлял надзор за программой занятий,
но при этом давал преподавателям значительную
свободу. На подготовительном курсе, который
занимал 6 месяцев и был обязательным для
всех, студенты изучали свойства материалов
и основы ремесел, а также теорию формы
и рисунка. Постепенно занятия усложнялись
и специализировались, и в итоге студенты
сосредоточивались на работе в какой-либо
одной области: архитектуре, промышленном
дизайне, текстиле, керамике, фотографии
или живописи.
Баухаус, совместно с институтом психологии
проводили исследования на предмет воздействия
цвета на психологию. Результатом исследования
являются цветные моющиеся обои.
В 1925 г. Баухауз переехал в Дессау (близ
Лейпцига). Здесь Гропиус спроектировал
для школы новое здание, которое считается
одним из шедевров архитектуры функционализма.
После переезда в Дессау в работе школы
наметилась тенденция к большему утилитаризму
и к машинной эстетике, сложился собственный
стиль Баухауза.
В 1928 г. Ханс Майер сменил Гропиуса на посту
директора.
С 1930 г. по 1933 г. Баухауз возглавлял Людвиг
Мис ван дер Роэ.
В 1932 г. под давлением властей Баухауз
пришлось перевести в Берлин, а менее чем
через год он был закрыт нацистами.
Баухауз смог просуществовать как уникальная
высшая художественная школа до 1932 года.
С приходом к власти национал-социалистов
он был закрыт как рассадник демократических
идей, объединявший к тому же мастеров
разных национальностей.
Многие преподаватели и студенты Баухауза
эмигрировали в США и привезли туда свои
идеи. Йозеф Альберс стал преподавать
в Блэк-Маунтин-колледже в Северной Каролине,
Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго школу
«Новый Баухауз»; архитекторы Гропиус,
Марсель Брёйер и Мис ван дер Роэ, художники
Клее, Файнингер, Кандинский, Шлеммер,
Мухе, скульптор Герхард Маркс продолжали
работать, некоторые занимались преподавательской
деятельностью. Вальтер Гропиус занял
пост декана Школы архитектуры Гарвардского
университета, а Мис ван дер Роэ возглавил
отделение архитектуры Технологического
института Иллинойса.
Возрождение идей Баухауза. Ныне в Германии
действует Фонд Баухауза. Его руководитель
доктор Вальтер Пригге считает, что «современное
окружение зачастую перегружено стилизациями
и инсценировками, активно противопоставляющими
себя живому человеческому опыту».
5.Заключение
Подводя итоги, можно отметить,
что тогда уже были заложены все его основные
направления и тенденции.
Позднее появились крупные
центры подготовки дизайнеров, которые
сыграли заметную роль не только в профессиональном
оформлении дизайна, но и в культуре в
целом. Затем началась эпоха Ульмской
школы, формирования систем дизайнерского
образования в отдельных странах Европы,
Азии, Америки, которые превращались в
общественную силу именно как системы
школ.
6.Список использованной литературы