Итальянские пейзажи русскими художниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:18, творческая работа

Описание работы

Античная история, многочисленные памятники прошлого, живописные ландшафты и мягкий климат всегда привлекали в Италию художников, поэтов, философов и писателей. На протяжении многих веков Рим был «Академией Европы». Именно здесь проходило общение художников различных школ и направлений. Чрезвычайно ярко и самобытно проявили себя и русские мастера. Студенты Петербургской Академии художеств, приезжая в Италию, как правило, «за казенный счет» Общества поощрения художников, совершенствовали здесь свое мастерство. Скромные стипендии все же обеспечивали им нормальное существование и возможность отдавать силы и время творчеству. В 19-м веке в Риме обосновалась целая колония русских художников, для которых Италия стала миром счастья, гармонии и романтики.

Файлы: 1 файл

итальянские пейзажи русскими художниками.docx

— 886.57 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

Творческая работа по курсу  «История русского искусства» на тему:

Итальянские пейзажи русскими художниками

 

 

 

 

автор: Тамара Абилдаева 
группа: ФЖБ-23 

 

Научный руководитель  
Пынина Т.Ю.

 

МОСКВА  
2013

"Утро. С гор ласково течет запах  цветов, только что взошло солнце; на листьях деревьев, на стеблях  трав еще блестит роса. Серая  лента дороги брошена в тихое  ущелье гор, дорога мощена камнем, но кажется мягкой, как бархат, хочется погладить ее рукою».                          

                                                                                                 Максим Горький. Сказки об Италии

 

Античная история, многочисленные памятники прошлого, живописные ландшафты  и мягкий климат всегда привлекали в Италию художников, поэтов, философов и писателей. На протяжении многих веков Рим был «Академией Европы». Именно здесь проходило общение художников различных школ и направлений. Чрезвычайно ярко и самобытно проявили себя и русские мастера. Студенты Петербургской Академии художеств, приезжая в Италию, как правило, «за казенный счет» Общества поощрения художников, совершенствовали здесь свое мастерство. Скромные стипендии все же обеспечивали им нормальное существование и возможность отдавать силы и время творчеству. В 19-м веке в Риме обосновалась целая колония русских художников, для которых Италия стала миром счастья, гармонии и романтики.

 

В этой работе хотелось бы рассказать об основных и мною любимых «гостях» в солнечной Италии.

«Итальянский  полдень» (1827 г.) Карла Брюллова, пожалуй, первая картина, возникающая в моем представлении об Италии в целом, и первая фамилия, которую мы вспоминаем, говоря об Италии в творчестве русских художников. Эту картину, сожалению, так и не удалось увидеть воочию. Даже на выставке «неизвестного» Брюллова, открывшейся в этом году в Пушкинском музее. Не зря выставка носила название «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов». Были представлены малоизвестные работы художника. За счет этого все желающие могли глубже окунуться в его «тайную» лабораторию.

Образы Италии— одна их  самых романтичных тем отечественной живописи.

Говоря о самой картине (рис. 1), сторонники официального искусства, одобряя работу в целом, замечали, что в ней больше приятности, чем соразмерности, упрекая Брюллова в отступлении от классических норм. Но художник отстаивал право воспроизводить особенности «простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота струй». В столь несложном бытовом сюжете художник отыскивал прекрасное в совершенно простом и повседневном.

«Для  вернейшего расположения теней и  света, я работаю сию картину  под настоящим виноградником  в саду»,— писал Брюллов об этом произведении, подчеркивая, что создавал его на открытом воздухе. Здесь можно ощутить и полуденную жару, и прохлад тени, жажду, и предвкушение вкуса винограда. Эта картинка, на мой взгляд — душа Италии.

Брюллов Карл Павлович (1799-1852) родился в семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло. Все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев. Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств, в которой он провел 12 лет. 
Жил Карл Брюллов вместе со своим братом Александром, как и большинство русских художников, в районе нынешней улицы Систина, неподалеку от Квиринальского дворца. 
 
       «Из нашего дома, - писал родителям в Петербург Александр,- можно видеть древний Рим, где Колизей, хотя разрушенный, но прекрасный, заставляет забывать все- окружающее, чтобы смотреть на него. Наш дом разделен от папского только одной стеной и маленьким переулком, посему мы можем видеть очень хорошо папский сад, где деревья, покрытые апельсинами, и трава гораздо зеленее, нежели летом, заставляют нас забывать, что уже январь месяц...» 
 
   Пожалуй, самая значительная и самая знаменитая его картина - «Последний день Помпеи» (она принесла ему всемирную славу, экспонировалась на выставке в Париже в 1834 году, и за нее он получил в России орден Святой Анны III степени). Но жизнь простых итальянцев тоже весьма интересна. Много картин им написаны и на бытовые итальянские сюжеты. Как, например, «Итальянка, ожидающая ребенка» (рис. 2). Это полотно, как и первое, дышит солнцем, теплом и нежностью, материнской нежностью, — чувствами, наполняющими итальянский дух.

А вот сюжет, который, на мой взгляд, просто искрится юмором!  
«Свидание» (1834) (рис.3). Эта картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Любящий отец вернулся домой  и, еще не успев слезть с лошади, стремится прижать к себе обожаемого ребенка. Просто, бесхитростно... и прекрасно! 
«Возвращение римского пастуха» (1851-52 гг.) (рис. 4)

В 1847 году тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце надолго  приковали художника к постели. В апреле 1849 года по настоянию врачей Брюллов навсегда уезжает из России. Лечение на острове Мадейра облегчения не принесло. 
Весной 1852 года Брюллов приезжает в местечко Манциану близ Рима. Там неумолимое время остановилось для него.  
Художник был похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов.

 

 

 

 

«Синее  спокойное озеро в глубокой раме гор, окрыленных вечным снегом, темное кружево садов пышными складками  опускается к воде, с берега смотрят  в воду белые дома, кажется, что  они построены из сахара, и всё  вокруг похоже на тихий сон ребенка" 
                                                                      Максим Горький.

        Сказки об Италии

Даже классик нашей  русской литературы - Николай Васильевич Гоголь - путешествовавший по Италии и  даже одно время живший в этой колонии, поддался творческому настрою и  взялся за кисть. В одном из писем  он написал: «Теперь жаль на минуту оставлять Рима - так он хорош и такая бездна предметов для рисования. Моя портфель с красками готова, с сегодняшнего дня отправляюсь рисовать на весь день, я думаю, в Колисей. Краски ложатся сами собою, так что потом дивишься, как удалось подметить и составить такой-то колорит и оттенок. Колорит потеплел необыкновенно, всякая развалина, колонна, куст, ободранный мальчишка, кажется, воют к вам и просят красок. Как чудно!»

Жаль, что история не сохранила его работ.

Однако мы можем полюбоваться картинами известных и мало знакомых русских художников разных школ и направлений на «итальянскую тему».

 

 

 

     «Озеро Альбано в окрестностях Рима» (около 1825 г.) (рис. 5)

     Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830 гг.) прошел полный курс пейзажной живописи в Воспитательном училище Академии художеств, окончил его с золотой медалью и правом на заграничное пенсионерство.

     Из-за начавшейся войны 1812 года поездку в Италию отложили, и лишь в июне 1818-го он, наконец, уехал в Италию. Из Рима, который сначала ему не понравился, он переехал в Неаполь, где нашел вдохновение для своего творчества. Но позже вернулся в Рим и тоже стал находить в нем красоту.

Крупным достижением художника  стала картина «Новый Рим. Замок Святого Ангела» (1823 г.) (рис.6)

Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний. Сам  Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов - не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Но главной  его темой была природа.

В многочисленных «Террасах», написанных в 1825-1828 годах и тоже имевших  большой успех, он воплощал близкий  ему идеал гармонической жизни людей в единении с благодатной природой.

Однако, напротив, его картина «Лунная ночь в Неаполе» (1828 г.)очень драматична. (рис. 7)

Тяжелая болезнь беспокоила его все чаще и чаще, он не решался возвратиться в Россию, пытался лечиться минеральными водами, менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто не смог помочь. Он умер 11 августа 1830 года в Сорренто, на острове Капри.

После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его  картины оказались в России. Однако многие их попытки не увенчались успехом, и нам известна лишь часть творческого  наследия Щедрина. 

Исаак Левитан. «Весна в Италии» (1890 г.)(рис. 8)

Левитан Исаак  Ильич (1860-1900) родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. О детстве художника почти нет сведений. Отец Левитана был мелким служащим. Поселившись с семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат - художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.

Годы обучения в Училище  стали для Исаака временем тяжелых  испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в  стенах Училища он не только обнаружил  огромные способности, но и сумел  сказать новое слово в русском  пейзаже. Учителями Левитана были Алексей  Саврасов и Василий Поленов. «Левитану давалось все легко, - вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров, - тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой». С 18 лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.

Его «пейзажи-настроения» обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия (недаром его любимым философом был А. Шопенгауэр). Все его образы будто бы овеяны «мировой тоской».

Левитан был тяжело болен и врачи направили его в Италию. «Нет лучше страны, чем Россия! - пишет он художнику А. М. Васнецову - Только в России может быть настоящий пейзажист». Однако и итальянские его пейзажи завораживают.

«Канал в Венеции» (1890 г.) (рис. 9)

 

«С  моря тянет легкий бриз, огромные пальмы городского сада тихо качают веерами  темно-зеленых ветвей, стволы их странно  подобны неуклюжим ногам чудовищных слонов. Мальчишки - полуголые дети неаполитанских улиц - скачут, точно  воробьи, наполняя воздух звонкими криками  и смехом. 
 
Город, похожий на старую гравюру, щедро облит жарким солнцем и весь поет, как орган; синие волны залива бьют в камень набережной, вторя ропоту и крикам гулкими ударами, - точно бубен гудит». 
                                                                                                        Максим Горький.

Сказки об Италии 
 
Левитан прожил всего 40 лет. 22 июля 1900 года он умер. 
 

 

Уже многие века Италия вдохновляет  многих художников. Эти пейзажи, мастерски  перенесенные на холст русскими живописцами, завораживают…и на мгновение переносят  туда, где в виноградных листьях  искриться солнечный свет, а красоту  цвета, как писал Бунин, «человеческое  слово бессильно выразить».

 

 

 

 

 

(рис.2) 
(рис. 1)

    (рис.4) 
(рис. 3)

 

 

 

 

 

 

 
(рис. 5)

 
(рис. 6)

(рис. 7)

(рис. 8)

 

(рис. 9)


Информация о работе Итальянские пейзажи русскими художниками