Эдуард Асадов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 16:22, доклад

Описание работы

Интелегентность (от лат. знающий, понимающий, разумный) — сплав умственных и этических достоинств человека. Выражает высокий уровень умственного развития и нравственной культуры личности. Интеллигентность проявляется в ширине и глубине эрудиции человека, богатстве его знаний и внутреннего мира.
Лично для меня, Эдуард Асадов обладает редким качеством - глубокая интеллигентность. Так же в нем содержится второе редкое качество – обаяние личности. Это особенно важно для поэта, но это не менее важно и для обычного человека

Файлы: 1 файл

Интелегенция Асадов.docx

— 30.69 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Интелегентность (от лат. знающий, понимающий, разумный) — сплав умственных и этических достоинств человека. Выражает высокий уровень умственного развития и нравственной культуры личности. Интеллигентность проявляется в ширине и глубине эрудиции человека, богатстве его знаний и внутреннего мира. 

Лично для меня, Эдуард Асадов обладает редким качеством - глубокая интеллигентность. Так же в нем содержится второе редкое качество – обаяние личности. Это особенно важно для поэта, но это не менее важно и для обычного человека

Я познакомилась с творчеством Э. Асадова в конце 9го класса в мае 2008 года, мой класс отправили на открытый урок, посвященный 9 мая, в городскую библиотеку. Пожилая женщина-библиотекарь рассказала нам много интересных историй из жизни различных писателей и поэтов в годы войны. Но  запомнился мне именно Эдуард Асадов, именно его творчество произвело на меня неизгладимое впечатление. И сейчас, спустя 5 лет, мне выдалась возможность поделиться этим впечатлением, основываясь на теме интелегентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

 

Родился Эдуард Асадов под горячим туркменским солнцем сентября 1923 года в городе Мары, в армейской семье. Родители будущего поэта были участниками революции и гражданской войны.

Отец в гражданскую воевал с дашнаками на Кавказе был политруком роты. В мирные дни они стали школьными учителями. После преждевременной смерти мужа мама Эдуарда вместе с сыном переехала на Урал, в Свердловск, где оба "пошли в первый класс" -мама учителем, а сын учеником. Здесь он вступил в пионеры, написал первые стихи и стал комсомольцем.

Урал – это сторона его детства. Много раз бывал Эдуард с мальчиками на уральских заводах и никогда не забывал красоты труда, добрых улыбок и удивительной сердечности рабочего человека.

Когда ему исполнилось 15 лет, они переехали в Москву. После спокойного и деловитого Свердловска, Москва казалась шумной, яркой и торопливой. Асадов с головой ушел в стихи, споры, кружки. Колебался, куда подавать заявление: в Литературный или         Театральный институты? Но события изменили все планы. И жизнь продиктовала совсем иное заявление.

Выпускной бал его,38-й московской школе был 14 июня 1941 года, а через неделю - война!

  По стране прокатился  призыв: "Комсомольцы -на фронт!" И Асадов пошел с заявлением в райком

Комсомола, прося отправить его на фронт добровольцем. В райком пришел вечером, а утром был уже в воинском эшелоне. Всю войну провоевал в подразделениях гвардейских минометов ("катюши"), это было замечательное и очень грозное оружие. Сначала воевал под Ленинградом. Был наводчиком орудия.

Потом офицером, командовал

батареей на Севере - Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Воевал  неплохо, мечтал о победе, а в перерывах, между боями, писал стихи. В битве за освобождения Севастополя в ночь с 3-4 мая 1944г. был тяжело ранен.

   Что было потом? А потом был госпиталь и  двадцать шесть суток борьбы  между жизнью и смертью. "Быть  или не быть?" - в самом буквальном  смысле этого слова. Когда сознания  приходило - диктовал по 2-3 слова  открытку маме, стараясь избегать  тревожных слов. Когда сознание  уходило, бредил.

  Было плохо, но молодость  и  жизнь все-таки победили. Впрочем, госпиталь был у поэта не  один, а целая обойма. Из Мамошаев его перевезли в Саки, затем в Симферополь потом в Кисловодск в госпиталь имени Десятилетия Октября ( нынешний санаторий ), ну а оттуда - в Москву. Переезды, скальпели хирургов, перевязки. И вот, самое трудное, приговор врачей: "Впереди будет все. Все кроме света". Это-то ему предстояло принять, выдержать и осмыслить уже самому решать вопрос: "Быть или не быть?" А после многих бессонных ночей, взвесив все, и ответив: "Да!" - поставил перед собой самую большую и самую важную для себя цель, и шёл к  ней, уже не сдаваясь.

   Он снова стал  писать стихи. Писал и ночью  и днем, и до и после операции, писал настойчиво и упорно. Понимал, что еще не то и не так, но снова искал и снова работал. Однако какой бы ни была воля у человека, с каким бы упорством ни шел он к поставленной цели и сколько бы труда ни вложил в свое дело, подлинный успех ему еще не гарантирован. В поэзии, как и во всяком творчестве, нужны способности, талант, призвание. Самому же оценить достоинство своих стихов трудно, ведь пристрастнее всего относишься именно к себе.

   Стихов Асадова  не читал еще ни один профессиональный  писатель. Надо не ошибиться и  послать тому, в чье слово веришь. Больше всего боялся, что ответят  снисходительно, как-никак автору  работать трудно... А ему   нужен  был прямой и ясный ответ, без  малейшей скидки. И вот поэт решил: «Пошлю Корнею Чуковскому». Еще до госпиталя, однажды в библиотеке, прочел его статью о переводах Шекспира Анной Радловой. Статья была настолько умной, едкой и беспощадной, что от бедной переводчицы, я думаю, остались лишь туфли да прическа.

Итак, это не только автор веселых детских книжек, но и жестокий и зубастый критик. Вот это мне и было нужно. Послал тетрадь стихов Корнею Ивановичу. Жду. Проходит несколько дней, и вдруг... Ответ!     

         "Дорогой Эдуард Аркадьевич  от души благодарю Вас за  письмо и доверие.

Однако же сразу должен предупредить, что, оценивая стихи, не кривлю душой и не стараюсь" подсластить пилюлю", как бы не была она горька. Тем более с Вами. Тут я считал  бы это просто кощунственным.

   Ну а дальше, после  такого "предупредительного грома" блеснула и молния. От посланных  мною стихов осталось, пожалуй, только  моя фамилия и даты. Все же  остальное было разбито, разгромлено  и превращено в пыль и прах. И сил на это было потрачено  немало, так как почти каждая  строка была снабжена пространными  комментариями.

   Самым же неожиданным  был вывод:" ...Однако, несмотря на все сказанное выше, с полной ответственностью могу сказать, что Вы - истинный поэт. Ибо у Вас есть то подлинное поэтическое дыхание, которое присуще только поэту! Желаю успехов. К.Чуковский".

   «Думаю, что слова эти сделали для меня больше, чем многие лекарства и витамины. Я и сейчас благодарен веселому и колючему старику за эти искренние и светлые слова.» - говорил Асадов.

   И тогда,1 мая 1948года, каким счастливым он был, когда держал купленный возле Дома ученых номер "Огонька", в котором были напечатаны его стихи. Вот именно его стихи, а не чьи-то другие!

   Сколько потом  было в его жизни всевозможных  публикации, как в нашей стране, так и за рубежом, но первая  публикация, как и первая любовь, не забывается никогда!

   Годы учёбы в  Литературном институте были  бурными, напряжёнными и яркими. Случались взлёты и неудачи, победы  и огорчения. Но сдаваться - не  сдавались никогда ни в творчестве, ни в учёбе...

   А затем - работа, стихи. Встречи с читателями Москвы, Ленинграда, Киева, Баку, Тбилиси, Еревана, Ташкента, Минска, Новосибирска, Свердловска, Омска, Одессы и десятки других городов, больших и малых... Всё назвать тут попросту невозможно.

В последние годы жил и работал в писательском посёлке ДНТ Красновидово. Умер 21 апреля 2004 года в Одинцово. Похоронен в Москве наКунцевском кладбище.[Своё сердце Эдуард Асадов завещал захоронить на Сапун-горе в Севастополе[2, однако, по свидетельствам работников музея на Сапун-горе, родственники были против, поэтому завещание поэта выполнено не было.

 

Творчество Эдуарда Асадова

 

Одна из основополагающих черт его поэзии – обостренное чувство справедливости. Воспринимая буквально как своих личных врагов злейшие пороки на земле, ведя по ним шквальный огонь из всех поэтических «огненных сердец», он как бы протягивает дружескую руку испытавшему горе, оскорблённому или попавшему и беду. Люди признательны ему и за то, что он сумел выразить и передать их самые сокровенные чувства  в минуту сомнений, раздумий, радости и любви.

  Характерной особенностью  поэтического письма Асадова  является обращение к самым  животрепещущим темам, тяготение  к остросюжетному стиху, к балладе, к энергично-страстному монологу. Он не боится острых углов, не избегает конфликтных ситуаций. Напротив, стремиться решить их  с предельной искренностью и  прямотой.

  Сражаться для того, чтобы побеждать! - вот главный  пафос гражданской поэзии Асадова. В том же, что он, прежде всего, поэт гражданского звучания, думаю, не и не может быть никаких сомнений. И такие, например, стихи, как "Моя звезда", "Падает снег", "Моей маме", "О славе Родине", "Двадцатый век", "Золотая кровь", и многие другие, так же как поэма "Снова в строй", "Петровна", "Галина", "Песня о мужестве" и "Шурка", при всем их разнообразии, задушевности и лиризме – это  прежде всего произведения гражданского звучания.

  Раскройте любую его  книгу, перечтите любое, буквально  любое его стихотворения или  поэму, и вы тотчас же убедитесь  в этом.

  Эдуард Асадов - поэт  жизнеутверждающий. И с полной  ответственностью можно сказать, что всякая, даже самая драматическая  его строка несёт в себе  заряд горечи и любви к жизни.

 

Падает снег, падает снег -

Тысячи белых ежат...

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

 

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

 

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

 

Случись катастрофа, пожар, беда -

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И "Скорая помощь" тоже.

 

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

 

А если в глазах у него тоска -

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

 

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

 

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным...

 

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

                                   («Падает снег»)

 

Одна из замечательных черт в лирике Асадова - это правдивость, достоверность. Он не рассуждает о любви, о страданиях или счастье. Нет, он сам горячо любит, радуется или страдает.

И читатель великолепно чувствует этот искренний, трепетный нерв.

 Чувствует и глубоко  сопереживает.

 И когда в стихе  творении своём поэт произносит  слово: "Любовь!»- ему можно верить.  

  Многим стихам Асадова  свойственна свитая эмоциональная  обострённость, романтическая приподнятость. И надо сказать, что тяготение  его поэзии к романтике - вещь  отнюдь не случайная. От первых  тоненьких поэтических сборников  и до более обширных изданий  поздних периодов стихи с романтической  окрашенностью всегда занимали  в книгах Эдуарда Асадова заметное  место и придавали его поэзии  еще большую яркость, глубину, окрыленность. А чтобы лишний раз убедиться в этом, достаточно вспомнить такие стихи, как "Весна в лесу",

Созвездие гончих псов", "Дорожите счастьем, дорожите!", "Романтики дальних дорог", "Звёзды живут как люди", "Будьте счастливы, мечтатели!".

  Итак, мы успели убедиться: тематическая амплитуда стихов  Эдуарда Асадова значительно широка. И я, не берясь перечислять всех жанров его поэзии, об одной, весьма существенной стороне работы поэта сказать все-таки должна. Речь идёт о "весёлой" стороне его творчества: о юмористических, шуточных стихах и пародиях.

  Иногда говорят: первым, что отличает человека от всех  его биологических собратьев, является  чувства юмора. И думается, чем  человек духовно богаче, отзывчивей  и добрей, тем больше развито  в нем это чувство.

    В книгах Асадова  есть всё - от сурового драматизма  до искромётного смеха. И вот  что любопытно: когда читаешь, к  примеру, его "Ледяную балладу", "Песню о мужестве" или поэму "Галина" то создаётся впечатления, что для автора характернее  всего поэзия мужественного, драматичного  звучания. Но когда читаешь его  лирику, такие, например, стихи, как "Я  мелкой злости в жизни не  испытывал...", "Ночная песня", "Как мне тебе понравиться?", "На рассвете" или "Лесная  сказка", то приходишь к выводу, что именно лирика и есть  главное в его творчестве. Примерно  те же мысли появляются и  тогда, когда читаешь его пародии  и стихотворные шутки. Да, с улыбкой  поэт дружил всегда - и в трудные, и в радостные минуты:                          

               И я умею даже там смеяться,

               Где слабый духом выл бы  от тоски!

                                                    («Моя звезда»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Э. Асадов почти всю свою жизнь сражался со своей слепотой. Было трудно , но он никогда не сдавался и шел вперёд. Всегда верил в свой успех. Что касается любви, то самая сокровенная любовь у него была к Родине и к своему народу. Он творил для  людей, для того, чтобы  они могли найти ответы на свои вопросы и, как было мной выше сказано, они их находили. Так же Эдуард Асадов был принципиально – страстный, самобытный, требовательный художник и удивительно жизнерадостный человек. 

   При жизни он  успел выпустить 47 книг, и если  бы он был жив, я уверенна, что  он бы написал ещё много  хороших стихов.

В заключение хочу поместить свое любимое стихотворение Эдуарда Асадова « Мне уже не 16 мама…». Когда я уехала из своего любимого и родного города поступать в Санкт-Петербург, именно его я прочла своим родителям.

Информация о работе Эдуард Асадов