Эгейское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Своеобразным связующим звеном между Востоком и Древней Грецией являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (остров Крит), материковой Греции (города Микены и Тиринф),на западном побережье Малой Азии (город Троя).
Расцвет этой древней культуры приходится на 2 тыс. до н. э. Эгейцы принадлежали к тому же племени, что и хетты, создатели могущественного государства Малая Азия. В 3 тыс. до н. э. эта территория была заселена пеласгами, позже — греками-ахейцами.

Содержание работы

Эгейское искусство
Троя. Крит.
Архитектура
Крит, Кносский дворец
Живопись
Скульптура и прикладное искусство
Тиринф. Микены
Живопись и прикладное искусство

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИ1.docx

— 91.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат по Мировой  культуре и искусству

На тему : Эгейское искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  • Эгейское искусство
  • Троя. Крит.
  • Архитектура
  • Крит, Кносский дворец
  • Живопись
  • Скульптура и прикладное искусство
  • Тиринф. Микены
  • Живопись и прикладное искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эгейское искусство

Своеобразным связующим  звеном между Востоком и Древней  Грецией являлась эгейская культура, которая существовала на островах и  побережье Эгейского моря (остров Крит), материковой Греции (города Микены и Тиринф),на западном побережье Малой Азии (город Троя).

Расцвет этой древней культуры приходится на 2 тыс. до н. э. Эгейцы принадлежали к тому же племени, что и хетты, создатели могущественного государства Малая Азия. В 3 тыс. до н. э. эта территория была заселена пеласгами, позже — греками-ахейцами.

Троя. Крит.

Одним из древнейших центров  эгейской культуры была легендарная  Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи  обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс; в  замурованном в крепостной стене так называемом кладе Приама — многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства. 
В 3-2 тысячелетиях до н. э. значительным культурным центром стал Крит — богатая держава легендарного царя Миноса. Именно здесь в начале 2 тыс. до н. э. на развалинах общинно-родового строя сложилось первое на территории Европы рабовладельческое раннеклассовое общество, сформировались цветущие города: Кносс, Фест и др. Критская держава в этот период достигла могущества на море. Расположение острова в центре восточной части Средиземного моря создавало исключительно благоприятные условия для расцвета торговли и мореходства. И здесь, по-видимому, религия играла важную роль, но она была ближе к природе и не сковывала мировоззрения критян в той мере, как это было в странах Древнего Востока.

 
Архитектура 
В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделялся своими масштабами (площадь примерно 16 тыс; кв. м) и свободной усложненной планировкой Кносский дворец. Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите, поэтому дворец стали называть Лабиринтом. (Впоследствии лабиринт — нарицательное название построек с запутанной планировкой.) 
Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий (главное строительство относится к 16 в. до и. э.), и хотя после ряда катастроф сохранились в основном фундамент и кладка первого этажа, он производит грандиозное впечатление. В центре его находился обширный прямоугольный двор, имевший, очевидно, обрядовое назначение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами и пандусами. Многие из них были расположены на разных уровнях: неравномерное освещение с помощью световых колодцев, декоративные стенные росписи сообщали им живописный характер.  
 

Крит, Кносский дворец

В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны, получившие название иррациональных. Ствол колонн утолщался кверху, где  он завершался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление  живописного и динамичного решения  пространства. 
 
Живопись 
Исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли стены Кносского дворца. Здесь изображалась жизнь его обитателей, воссоздавался мир религиозных и мифологических образов: торжественные процессии, ритуальные танцы полуобнаженных стройных женщин и юношей, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы, плавающие среди водорослей. В помещении царицы встречаются изображения нарядных в открытых узорчатых платьях женщин с пышными прическами, украшенными жемчугом, принимающих участие в празднествах, оживленно беседующих, «Дамы в голубом» (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей). Живым и задорным дан образ темноволосой девушки в профиль (так называемая «Парижанка»). Свободно переданы стремительные естественные движения во фресках с акробатами, прыгающими через быка (ок. 1500 г. до н. э. Гераклион, Крит, Археологический музей). 
В росписях преобладали яркие, мажорные — желтая, синяя, зеленая, красная краски. Декоративность соединялась в них со свежестью восприятия мира. Однако общий характер критской живописи не выходил за рамки древневосточной торжественности и зрелищности, сохраняя свойственную Древнему Востоку плоскостность и декоративность. 
 
Скульптура и прикладное искусство 
Мелкая пластика Крита, так же как и живопись, носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, коз с козлятами, особенно выразительные изображения быка, почитавшегося на Крите, статуэтки изящных женщин из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках, вероятно, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого. 
Тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков — вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до п. э., Герак-лион, Крит, Археологический музей). Более поздние по времени сосуды округлой формы украшены растительными мотивами изысканных расцветок. Таковы вазы с лиловой поверхностью и белыми лилиями по ней, ваза с тюльпаном из Филакопи (ок. 1500 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей). В росписях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины. К лучшим образцам относится ваза с осьминогом из Палекастро (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музой). 
 

Ваза с изображением осьминога и морских водорослей из Палекастро

Волнистые колеблющиеся линии  подчеркивают текучесть ее формы, очертания  изображенного на ней осьминога  приведены в полное соответствие с плавными закругленными контурами  вазы.

 Тиринф. Микены

Выдающиеся памятники - эгейской культуры (период расцвета 17 — 14 вв. до н. э.) были, найдены на, территории материковой  Греции в Микенах и Тиринфе,—древнейших крепостях Европы. Как и в других городах Пелопоннеса и Малой Азии, культура Тиринфа и Микен сложилась в пору разрушения родового строя и образования ряда мелких государств во главе с басилевсами.

 
Архитектура и  скульптура 
Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Наиболее ярко самобытность ее проявилась в монументальной архитектуре. В возводившихся на крутых скалистых холмах дворцах и поселениях (которые впоследствии получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота — до 18-20м. Древним грекам казалось, что только легендарные одноглазые великаны-циклопы могли быть их строителями. Ученые назвали эти стены «циклопическими». Акрополь в Тиринфе дает полное представление о планировке такого дворца. В отличие от Критского дворца-лабиринта, в Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиции. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр акрополя — дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине — так называемый мегарон. Он служил для торжественных собраний мужского населения дворца. К мегарону ведут сени и портик е двумя колоннами, связывающие его с двором. Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа греческого храма. В частности, так называемый «храм в антах» с двухколонным портиком непосредственно восходит к мегарону. 
Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот: Центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен «Львиные ворота» (14—13 вв. до н. э.); представляют величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей. 
 

Львиные ворота в  Микенах

 
Они сложены из колоссальных, вертикально  поставленных плит, перекрытых монолитом. Над пролетом ворот — треугольная  известняковая плита, украшенная единственным в эгейском искусстве монументальным рельефом: две львицы стоят по сторонам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они грозно смотрят вниз, образуя  декоративную, симметричную, так называемую геральдическую композицию.

 
Живопись и  прикладное искусство 
Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику дворца. Здесь часто встречаются батальные сцены и сцены охоты, но в них исчезают свобода и непринужденность движений. Композиция приобретает замкнутый и статичный характер, колорит становится более пестрым — такова фреска из Тиринфа — «Выезд охотниц» (14 в. до н. э., Афины, Национальный археологический музей). 
Гомер назвал Микены златообильными. Действительно, в микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов из золота и серебра удивительной по тонкости работы: кубки, вазы, чаши, золотые маски, бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости, кинжалы со сложнейшими инкрустациями. Их формы и характер близки к критским, но в них можно видеть и восточное влияние. 
В период Троянской войны (нач. 13 в. до н. э.) ранние рабовладельческие государства Эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Открытие эгейской культуры археологами Г. Шлимаиом и А. Эвансом было одним из важнейших завоеваний археологии последней трети 19—20 вв. Наследие эгейского мира сыграло немалую роль в создании художественных ценностей Греции и Рима.


Информация о работе Эгейское искусство