Эгейское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 12:10, доклад

Описание работы

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО (крито-микенское искусство) — художественная культура Греции 3-2-го тыс. до н. э., основными центрами которой были остров Крит, материковая Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады); отчасти — искусство Троады (западное побережье Малой Азии и близлежащие острова) и острова Кипр.
История Эгейского искусства характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эллады к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. По сравнению с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером.

Файлы: 1 файл

эгейское искусство.docx

— 19.74 Кб (Скачать файл)

ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО  (крито-микенское искусство) —  художественная культура Греции 3-2-го тыс. до н. э., основными центрами которой были остров Крит, материковая Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады); отчасти — искусство Троады (западное побережье Малой Азии и близлежащие острова) и острова Кипр.

История Эгейского искусства характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эллады к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. По сравнению с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером.

Расцвет Эгейского искусства был подготовлен длительным развитием художественной культуры эгейского мира в 7-м — начале 3-го тыс.н. э. (неолит, халколит; раскопки поселений Димини в Фессалии, Неа-Никомедии в Южной Македонии, Лерны в Пелопоннесе и др.). Своеобразная культура эпохи ранней бронзы открыта на островах Эгейского моря, особенно архипелага Киклады (2600-2400 гг. до н. э., посёлки Кастри на о. Сирое, Кинфос на о. Делос, Даскалейон на о. Керос; посёлок близ Панорма на о. Наксос): укрепления каменной кладки насухо, дома каменной кладки на глиняном растворе, гробницы — ящичные и круглые в плане, каменные сосуды строго геометрических или мягко округлых, иногда зооморфных форм, лепная керамика с орнаментом из врезанных линий, заполненных белой пастой, расписные сосуды с резьбой по блестящей тёмной обмазке (в том числе « сковороды » со стилизованными изображениями корабля и рыбы).

 Специфический вид  изобразительного искусства киклад — так называемые кикладские идолы — мраморные статуэтки (преимущественно женские, иногда изображения музыкантов) геометризованных лаконичных монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой. Для культуры Троады характерны поселения горного типа (Троя I-V вв., 3000-1800 гг. дон. э.) с развитой монументальной фортификацией, застройкой кварталами тесно стоящих домов, как правило, типа мегарона (Полиохни на острове Лемнос), хорошим водоснабжением.

Самые яркие памятники искусства Троады — золотые и серебряные украшения, выполненные с тонким декоративным чутьём, сосуды из кладов Трои II («клад Приама») и Полиохни.

 Во второй половине 3-го тыс. до н. э. протогородская культура эпохи ранней бронзы («раннеэлладский период») развивалась в материковой Греции (Лерна III, Рафина в Аттике, Эвтресис в Беотии, Зигуриес в Арголиде).

 На Крите большинство открытых памятников — «раннеминойского периода» (3000-2800 гг. — 2200-2000 гг. до н. э.): жилые многокомнатные дома (с. Василики), скальные гробницы в виде прямоугольных камер (о. Мохлос) и фолосы, перекрытые ложными каменными сводами (долина Месара).

Около XXIII в. до н. э. ведущим центром Эгейского искусства стал Крит (расцвет в первой половине 2-го тыс. до н. э.).

Искусство Крита оказало влияние на Киклады и материковую Грецию.

Высочайшие достижения критских зодчих — дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Малии, Като-Закро), в которых сочетание обширных открытых пространств (дворы) с окружающими их комплексами помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ.

В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX-XVIII вв. до н. э.), достигший совершенства в вазописи «стиля камарес» (крупные розетки, стилизованные цветы и спирали жёлтого, красного и вишнёвого тонов на тёмном фоне), сменяется в XVII-XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу XV в. до н. э. (предположительно в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (раскрашенный рельеф «царь-жрец» из дворца в Кносе; роспись саркофага из Агия-Триады; вазопись «дворцового стиля»).

Культура, близкая критской, существовала на о. Фера (современное название — Тира, Санторин), где открыт город, погибший от извержения вулкана около середины 2-го тыс. до н. э.; сохранились дома, богато украшенные фресками, и расписная керамика.

XVII-XIII вв. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции.

Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами так называемой циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 т).

В архитектуре жилища складывается тип прямоугольного с портиком здания-мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах».

Для XVII—XVI вв. до н. э. характерны «шахтовые гробницы», с XV в. до н. э. распространяется тип купольного фол оса с ложным сводом и коридором-доомосом («гробница Атрея» близ Микен, XIV или XIII в. до н. э.).

Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», погребальные маски, некоторые сосуды («кубок Нестора») из погребений).

Искусство XV-XIII вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с фигурами львов рельефа Львиных ворот в Микенах).

Творчество Яна ван Эйка

Техника живописи Яна ван Эйка

  • Масло на дереве (балтийский дуб)
  • Натурализм, детализация
  • Символизм
  • Роскошь одеяний

Ван Эйк Ян (около 1390–1441), нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428–1429 – Португалию. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый “Гентский алтарь” в соборе святого Бавона в Генте.

Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутый сложной символикой.

Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции “Мадонна канцлера Ролена” (около 1436, Лувр, Париж) и “Мадонна каноника ван дер Пале” (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт.

Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи , используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах ван Эйка, пронизанные воздухом и светом, образуют единое гармоническое целое.


Информация о работе Эгейское искусство