Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 05:24, реферат
ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (собств. Теотокопули) Доменико (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи («Погребение графа Оргаса»,«Вид Толедо»).
ЭЛЬ ГРЕКО
ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (собств. Теотокопули) Доменико (1541-1614), испанский живописец. По происхождению грек. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи («Погребение графа Оргаса»,«Вид Толедо»).
Биография
Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.
Итальянский период
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий («Изгнание торгующих из храма», «Исцеление слепого», «Мальчик, раздувающий лучину» ).
«Христос изгоняет торговцев из храма». Национальная галерея в Лондоне.
Испанский период. Алтарные
картины 16 в.
Искусство Эль Греко — уникальной фигуры в истории мировой живописи, впитавшее в себя византийские традиции, достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма, порождено кризисным временем. Мир его образов, соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, связан с субъективно-эмоциональной линией в искусстве Позднего Возрождения. Как ни экспрессивны в искусстве мастера композиция, рисунок, ритм, передача пространства, самым важным остается колорит, достигающий исключительной светозарности красок; в собраниях мира рядом с картинами Эль Греко другие кажутся словно потускневшими.
«Троица» 1577-1579. Прадо, Мадрид
Первые полученные в Испании заказы — картины для алтарного образа церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (центральная композиция «Вознесение Марии», Чикаго, Институт искусств), «Эсполио» для сакристии толедского собора ( находится на месте) — еще хранят отзвуки итальянского искусства, но вместе с тем преодолевают нормы классической традиции и обнаруживают необычность изобразительных приемов.
«Врата ада в виде пасти левиафана». Фрагмент картины «Сон Филиппа 2» 1579. Эскориал. Испания.
В огромной картине «Мученичество св. Маврикия» (1580, музей Эскориала) изобразительные приемы оказались столь смелыми и необычными, что это произведение Эль Греко вызвало резкое недовольство короля Филиппа II и его окружения, поклонников академического эклектизма.
Не получив признания при дворе, художник навсегда поселился в Толедо, городе инквизиции и монахов, старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты. Его религиозно-философским воззрениям неоплатонизма оказалась близкой избранная среда толедского общества. Слава Эль Греко в Толедо достигла вершины после создания им в 1586-1588 картины «Погребение графа Оргаса» для скромной приходской церкви Сан Томе.
Средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни, где особая роль принадлежала портретам толедских дворян и духовенства. Чуду, происходящему на Земле, сопутствует чудо на Небе, которое разверзается над головами присутствующих, и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Картина, написанная в великолепной торжественно-траурной гамме, проникнута возвышенной красотой, изощренным ритмом линий и цветовых созвучий.
Алтарные картины, портреты
рубежа 16 — начала 17 в.
В конце 1590-х — начале 1600-х годов Эль Греко создал огромные (разрозненные ныне по музеям мира) алтарные ансамбли для капеллы Сан Хосе в Толедо для церкви госпиталя Милосердия , для Коллегии августинцев в Мадриде ; камерные лиричные композиции («Святое семейство»); образы святых; замечательные портреты.
Его изображения апостолов (серии так называемых апостоладос), мучеников, аскетов, подвижников объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины.
«Апостолы Петр и Павел. 1614 год». Эрмитаж. Петербург
«Портрет кавалера с рукой на груди». 1577-79. Мадрид, Прадо. Одна из ранних работ Эль Греко, лучший образ испанского дворянства того времени
Созданные Эль Греко портреты толедских современников — аристократов, писателей, врачей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, — наполнили живопись Испании психологическим богатством. Будучи чужестранцем, художник остро почувствовал и сам тип этих людей, и их манеру держаться. Один из ранних — «Портрет кавалера с рукой на груди» — словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени.
Эль Греко. «Портрет Ниньо де Гавара».1596. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
«Портрет Монаха Ортенсио Парависино, поэта и гуманиста, друга художника». 1609. Бостон. Музей изящных искусств
Поздний период
В творчестве позднего Эль Греко, в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия, изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. Одна из линий связана с темой мистического экстаза («Пир у Симона-фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета («Вознесение Марии»), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур («Встреча Марии с Елизаветой»).
«Моление о чаше»
«Лаокооне»
Нарастающее чувство
Теме «апокалипсиса» посвящена самая необычная и смелая картина «Снятие пятой печати» с ее резким искажением фигур, тревожным движением света, редкой красотой и звучностью красок, как будто превосходящих возможности масляной живописи.
Произведением глубокого философского смысла предстает образ города-мира с его призрачной жизнью в знаменитом пейзаже «Вид Толедо» от которого веет величием космического характера.
Умер Доменико Теотокопули в 1614 году в Толедо. Эль Греко не имел последователей, его искусство в течение трех столетий было предано забвению. Открытие его в начале 20 в. превратилось в сенсацию. Попытки представить Эль Греко как предшественника авангардистских течений сменились в последние десятилетия более серьезным, объективно-научным подходом к его искусству, нерасторжимо связанному с породившей его художественной эпохой.
«Поклонение пастухов». Музей Метрополитен
«Спаситель мира». Национальная галерея Шотландии.
«Кающаяся Магдалина». Около 1580 года. Музей изящных искусств в Будапеште.
«Сошествие святого духа». 1604-1614 годы. Прадо. Мадрид
«Благовещение». 1570-1575. Прадо. Мадрид
Конец!