Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:28, реферат
Возрождение Италии началось как раз с того события, которое известно под именем Авиньонского пленения пап. Латинский язык, как язык богослужения, сделал Рим космополитом, дозволил играть ему международную роль; люди одного направления и одного духа говорили на одном языке. Развитие европейской литературы как раз совпало с упадком латинского католичества. Живая мысль пробилась сквозь прежний мёртвый язык; летаргический сон средних веков проходил; латинский бред сменялся жизненной, гибкой речью.
Когда Леонардо возвратился в Милан, он, почувствовав себя вновь свободным, вернулся к научным занятиям. 12 сентября 1508 года он начал наброски трактата по космологии: он определяет положение Земли между другими небесными телами, переходит к исследованию её стороения, к вопросу о соотношении между водой и сушей, о движении вод, об образовании гор и долин и т. п.
В течение 1509 года им
была совершена постройка нового
шлюза в системе больших
Теперь, когда Людовик потребовал от своего “королевского живописца” усиленной работы, ученики целиком его выручали. Около него был неизменный Салаи, был Марко д`Оджоне, ему помогал уже подросший Франческо Мельци, а на заднем плане–другие. Ими, а быть может преимущественно Марко, были выполнены в основном луврский “Вакх” в 1509-1510 годах и многие другиекартины, атрибуция которых до сих пор мучит искусствоведов. Роль Леонардо ограничивалась наброском и кое-какими поправками кистью по готовой картине.
В 1510 году Леонардо усиленно занялся анатомией. Но 1511 год стал для него годом тяжёлых потрясений. К великому огорчению художника умер Маркантонио делла Торре, крупнейший анатом своего времени, который мог сделаться таким же компетентным руководителем для Леонардо в этой области, каким был Пачоли в математике. А ещё раньше умер Шомон, неизменно остававшийся для Леонардо другом и покровителем.
В мае 1513 года умер воинственный папа Юлий 2, и на его место был выбран сын Лоренцо Медичи, принявший имя Льва 10. Флоренция вернулась под власть Медичи. Началось настоящее паломничество художников в Рим, туда же со своими учениками (Салаи, Мельци, Лоренцо и Фанфойа) отправился и Леонардо.
В Риме он был радостно принят меньшим братом папы, Джулиано Медичи. Леонардо был, по-видимому, настолько счастлив, что даже не очень упирался, когда Джулиано заказал ему две картины. Он написал портрет одной флорентийской дамы, возлюбленной Джулиано; этот портрет Джулиано, когда женился, побоялся оставить у себя и подарил Леонардо, который увёз его с собой во Францию (где портрет и исчез), и знаменитую “Леду”, о которой столько говорили современники. У нас имеются рисунки к этой картине самого Леонардо, набросок с неё Рафаэля и свободная копия в римской галерее Боргезе, сделанная, по всей вероятности, Содомой.
Так же как и другая картина, “Леда” была увезена во Францию и хранилась в Фонтенбло. Ею восторгались Пуссен и Рубенс. Потом её спрятали. И последнее упоминание о ней относится к 1694 году. Не везло картинам на этот сюжет: “Леду” Микеланджело приказала уничтожить за непристойность старая распутница Мария Медичи, жена Генриха 4. У “Леды” Корреджо вырезали лицо. Кто погубил “Леду” Леонардо, мы не знаем.
Вероятно, в Риме же был если не закончен, то доведён до того состояния, в котором он находится сейчас, луврский “Иоанн Креститель”. Это поясная фигура с округлыми женскими плечами, с полной грудью, с красивым женственным лицом, с манящей джокондовской улыбкой. Правда, у него в левой руке крест, а правая перстом указывает на крест. Но выражение лица Крестителя при этом такое нехристианское. Что жест правой руки можно принять за насмешку. От картины так и веет духом языческого полнокровного восприятия жизни, а вовсе не аскетизма. И не акридами питался этот гермафродитический юноша и не для миссии предтечи готовил себя. Он больше Вакх, чем его сосед по галерее, носящий это имя. Что картина пренадлежит самому Леонардо, ясно помимо стилистических признаков. Ни у оного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена “Крестителем”.
В техническом отношении “Иоанн Креститель” продолжает то, что Леонардо нашёл и осуществил в полной мере ещё в “Джоконде”. “Иоанн”–великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato, что нужно удивляться, как некоторые искусствоведы не хотят признать эту лебединую песню Леонардо подлинной и хотят наградить ёю кого-то из учеников. Удовлетворив первые желания Джулиано, Леонардо по обыкновению стал оттягивать дальнейшее писание картин. Он продолжал в римском госпитале занятия анатомией, бродил по окрестностям Рима, изучая различные геологические породы, а также делал опыты по акустике и изучал законы распространения звука в жидкой среде. Кроме того, он продолжал опыты по воздухоплаванию, которые в описании Вазари представлены как непонятная блажь.
Леонардо всегда казался непонятным невежественной сановной черни. Поползли слухи, сплетни. Началось шпионство, чтобы доискаться до настоящих причин этих непонятностей и убедиться, наконец, в том, что Леонардо действительно чернокнижник, оскверняющий своим присутствием столицу христианского мира. Больше всего недоброжелатели изощряли свою злобу, распуская слухи, что Леонардо–богохульник и еретик, кощунствующий над трупами. Сплетня дошла до папы, и он приказал, не потрудившись даже разобраться в доносе, не пускать больше Леонардо в госпиталь. Джулиано хворал и не мог заступиться. А вскоре, в январе 1515 года, связь между ним и Леонардо ослабла.
В Риме в этом году стало тревожно, и художники отошли на задний план. В январе умер король Людовик 12, друг и покровитель Леонардо. Приемником его стал Франциск, герцог Ангулемский, который спешно стал готовиться к экспедиции для обратного завоевания Милана. Папа отправил Джулиано в поход для наблюдения за французами. Леонардо решил последовать за ним, потому что без Джулиано оставаться в Риме не имело никакого смысла. Его здоровье тоже стало сдавать. И ему трудно было переносить тяготы лагерной и походной жизни. Но других перспектив не было.
Но болезнь Джулиано разыгралась: он должен был покинуть войска и уехать во Флоренцию. Между тем войска Франциска продвигались с невероятной быстротой, папа вступил в переговоры с французами и было решено, что между ним состоится свидание в Болонье. Лев 10 выехал во Флоренцию, куда вызвал Леонардо. Молодой король (Франциск) интересовался поэтами и художниками, на Леонардо он обратил особое внимание. Во Франции уже было несколько его произведений, которые королю очень нравились, в Милане он видел “Тайную вечерю” и теперь был рад познакомиться с художником лично.
После нескольких бесед он был совершенно пленён, пленён всем: талантом, знаниями, манерами, разговорами Леонардо– и предложил ему поехать во Францию. Леонардо согласился. Как только король Франциск и все сопровождавшие его приехали во Францию, с Леонардо были заключены окончательные условия и ему было отведено помещение. Он должен был получать ежегодную пенсию приблизительно в пятнадцать тысяч рублей золотом, и ему был предоставлен для жительства небольшой, но уютный замок Клу близ города Амбуаза. Он существует и сейчас. Построенный на высоком холме, он весь залит солнцем.
Леонардо поселился в нём с Франческо Мельци, слугой Баттистой и старой служанкой Матюреной, которая была нанята на месте.
Отношение к нему короля было всё время полно почитания, и, видя это, все придворные и все важные лица, приезжавшие в Амбуаз, старались вчсказать какое-нибудь внимание художнику. Приезжали к нему в Клу, приглашали к себе, заказывали картины… Но Леонардо уже было трудно работать кистью: у него отнялась правая рука. Когда его посетил однажды кардинал Луиджи д`Аргона и попросил показать ему какие-нибудь работы, Леонардо показал три картины: одна была “Св. Анна”, другая–портрет флорентийской дамы, возлюбленной Джулиано Медичи; третьей был “Иоанн Креститель”. Все три картины он привёз с собой из Италии. “Запись о путешествии” кардинала прибавляет, рассказывая обо всём этом: “Так как у него была парализована правая рука, едва ли от него можно было ожидать какой-нибудь хорошей вещи”.
Зато он работал над составлением трактатов. Один из них, по анатомии, поверг в изумление кардинала д`Аргона и его свиту. Все были особенно потрясены рисунками. И тут же “Запись” сообщает, что имеются ещё два–“О природе воды” и “О различных машинах”. И это были, конечно, не единственные. Не оставлял Леонардо и инженерные проекты.
А недуги усиливались. Работать становилось трудно. Могучий ум начинали одолевать старческие сомнения.
23 апреля 1519 года
он послал за нотариусом и
продиктовал ему завещание.
Когда умер Франческо Мельци, сын его Орацио приказал снести на чердак старые рукописи. “принадлежащие некоему Леонардо, умершему пятьдесят лет назад”. Это послужило началом рассеяния рукописей. Часть их была просто раскрадена, другую Орацио сначала подарил одному студенту, потом взял у него назад, соблазнившись предложением скульптора Помпео Леони, служившего у Филиппа 2 Испанского и желавшего отвезти манускрипты Леонардо королю.
Жизнь не стоит на месте, общество растёт, в нём происходит борьба классов, и каждый новый поворот влечёт за собой необходимость пересмотра канона, иной раз насильственной его ломки.
Леонардо –наиболее яркий выразитель этого поворота. В его увлечениях нужно различать разные вещи: интерес к практическим вопросам, к технике, для которого в жизни и хозяйстве не оказалось достаточно простора, и интерес к теоретическим вопросам, разрешением которых он хотел оплодотворить своё художественное творчество и свои технические планы.
У кого ещё юность
так неотразимо привлекательна, зрелость
так полноценна и мужественна, старость
так полна достоинства и
Живопись играла для Леонардо столь незначительную роль среди его остальных работ, что мы должны рассматривать её только как одну из форм выражения его всеобъемлющей гениальной натуры.
Но когда он обращался к живописи, то творил с такой глубиной и силой чувства, видения и воплощения, что его невозможно упрекать в том, что он так мало написал (как это часто делают различные издания). У него было слишком много дела и он оставил нам в наследство несколько величайших произведений искусства, когда-либо созданных руками человека.
Леонардо был прямым предшественником того философского направления – самого зрелого в Ренессансе – которое строило философию на базе науки. Леонардо обогатил мировоззрение Ренессанса идеей ценности науки: математики и естествознания. Рядом с эстетическими интересами– и выше их –он поставил научные. Его роль в этом отношении была вполне аналогична с ролью Макиавелли (который предостерегал против идеалистических увлечений и господства–эстетических критериев, тоже тянул на землю, к вопросам практическим, и силком вдвигал в круг интересов общества социологию и политику).
В центре его научных конструкций – математика. В его голове – целая энциклопедия. Он первый формулировал основные положения в области анатомии и физеологии растений. Ему были известны явления гелиотропизма и геотропизма ветвей и листьев. Он знал, как влияют на жизнь растения воздух, солнце, вода, роса, почвенные соли. Наконец, он первый открыл связь, которая существует у живых существ между собою и с остальною природою, т. е. основной закон биологии. Нет возможности перечислить все те изобретения, находящие применение в области различных научных дисциплин и в области техники, которые Леонардо делал попутно: все машины, приборы, аппараты крупных и малых размеров, начиная от осадных и противоосадных орудий и кончая мельчайшими измерительными приборами. Все свои открытия Леонардо проверял опытом. Ко всему тому, что он изучал, он приходил, подталкиваемый непосредственно или посредственно требованиями техники искусства. Все свои выводы подтверждал математикой. Таков был круг. Было строгое единство мысли и творчества.