Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:59, лекция
Эпос о Гильгамеше» является одним из старейших сохранившихся литературных произведений и первым бесцеллером в истории человечества. В нём описываются приключения и героические поступки Гильгамеша, короля шумерского города Урук, и его друга Энкиду, всемирный потоп, интриги, отвергнутая любовь Гильгамеша к богине Иштар, месть и трагическая смерть Энкиду.
Эпос
о Гильгамеше» является одним из старейших
сохранившихся литературных произведений
и первым бесцеллером в истории человечества.
В нём описываются приключения и героические
поступки Гильгамеша, короля шумерского
города Урук, и его друга Энкиду, всемирный
потоп, интриги, отвергнутая любовь Гильгамеша
к богине Иштар, месть и трагическая смерть
Энкиду. Существование Гильгамеша, жившего
примерно между 2750 и 2600 гг до н.э., учеными
подтверждено. Однако в эпосе он изображен
более мифично: "На две трети он бог,
на одну - человек он". «Эпос о Гильгамеше»
был переведён на вавилонский, хеттский,
хурритский и угарский языки. На протяжении
более 15 веков он был популярен на всём
ближнем востоке.
В 1872 году американский
ассиролог G. Smith на заседании Society of Biblical
Archaeology в Лондоне впервые представил публике
фрагмент таблички, датируемой 7 в. до н.э.,
на которой шла речь о всемирном потопе.
В 11ой табличке «Эпоса о Гильгамеше» приводится
описание очень напоминающие библейское
повествование (Бытие главы 6 - 9). В отличии
от Библии главный герой повествования
в эпосе Утнапишти, а не Ной. Как в Библии,
так и в эпосе избранный герой строит корабль
(библейский ковчег больше размером), делит
его на части, смазывает его смолой, берёт
с собой зверей по паре (в эпосе Утнапишти
берёт только собственную живность). В
условленный день оба персонажа с семейством
заходят в корабль/ковчег. «Боги потопа
устрашились» - повествуется в эпосе, «Как
в совете богов я решила злое, На гибель
людей моих войну объявила?» - в плаче произносит
госпожа Богов. «Вода же усиливалась на
земле сто пятьдесят дней», говорится
в Библии и лишь когда Бог про Ноя вспоминает,
закрываются «источники бездны и окна
небесные, и перестал дождь с неба». Потоп
в эпосе длится всего 6 дней и 7 ночей, на
седьмой день прекращается. Библейский
ковчег останавливается «на горах Аратских»
в Армении, корабль в эпосе у горы Ницир
в Курдистане. В эпосе говорится «При наступлении
дня седьмого Вынес голубя и отпустил
я; Отправившись, голубь назад вернулся:
Места не нашел, прилетел обратно. Вынес
ласточку и отпустил я; Отправившись, ласточка
назад вернулась: Места не нашла, прилетела
обратно.
Вынес ворона и отпустил
я; Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся; каркает, ест и гадит». В Библии
Ной выпускает на сороковой день ворона,
который возвращается. Затем он три раза
выпускает голубя, который два раза прилетает
обратно – на третий раз «он уже не возвращается
к ниму». Покинув корабль/ковчег оба героя
приносят своим Богам жертву и оба получают
от них благословение.