Эрмитаж-сокровищница мировой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 11:25, реферат

Описание работы

Музей сегодня помимо воспитательно-образовательной деятельности становится центром культурного досуга, он представляет сложный организм с разветвленной сетью современных служб, призванных предоставлять новые услуги населению и удовлетворять широкий спектр интеллектуальных и культурно-бытовых запросов общества. Значение музеев в соединении с возможностями туризма развивает не столько свои традиционные цели и задачи, сколько трансформирует их в сторону усиления досуговой и коммуникативной функций

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭРМИТАЖ - СОКРОВИЩНИЦА МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. А.С. ПУШКИНА
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – КРУПНЕЙШИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ РОССИИ.
4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
5. РУССКИЙ МУЗЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Эрмитаж-сокровищница мировой культуры.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ  ГАЛЕРЕЯ

Государственная Третьяковская галерея — это художественный музей в Москве, основанный в 1856 купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных и значительных в мире коллекций российского изобразительного искусства. Экспозиция в инженерном корпусе «Русская живопись XI — начала XX в» является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году. Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Это спустя некоторое время привело к тому, что в 1893 г. для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых».                   Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

Государственная Третьяковская галерея – это крупнейший музей русского искусства, имеющий мировую известность. Историю музея принято отсчитывать от 1856 года, когда Третьяковым были приобретены первые картины. Галерея была задумана как национальный музей русского искусства, доступный широкому зрителю. Собиратель пользовался особым доверием художников и получил право осматривать их новые работы еще в мастерских, либо уже на выставках накануне вернисажа. Он покупал заинтересовавшие его картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов или даже наперекор собственному художественному вкусу. Почти все лучшее, что было создано членами Товарищества передвижных художественных выставок, вошло в собрание галереи еще при жизни П.М.Третьякова. Однако уже в начале 1860-х в коллекции стали появляться работы живописцев 18–1 пол. 19 в., а позже и памятники древнерусского искусства. К концу 1860-х Третьяков задумывает создание портретной галереи лучших людей нации – «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части», она должна была составить особый раздел картинной галереи – национальную портретную галерею. Третьяков руководствовался просветительской и весьма актуальной для мировоззрения людей 19 в. идеей о роли личности в истории, получившей широкий резонанс после открытия в 1856 Национальной портретной галереи в Лондоне, в которой Третьяков бывал во время поездок в Великобританию. Привлечение к реализации этой идеи ведущих русских живописцев 1870–1880-х стимулировало развитие портретной живописи. Многие портреты Перова, Крамского, Репина, Ярошенко исполнялись если не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его портретное собрание. Внимание Третьякова привлекали и значительные работы мастеров вне круга передвижников. Так, в 1874 им была куплена Туркестанская серия В.В.Верещагина. Значительно меньше интересовали Третьякова работы художников-академистов, не разделял он увлечения современников творчеством Айвазовского, с настороженностью отнёсся к некоторым новшествам в живописи 1890-х. гораздо реже, чем живопись, Третьяков приобретал скульптуру и графику. Произведения этих видов искусства существенно пополнили музей уже после смерти его основателя. С 1898 года, после смерти П.М.Третьякова, галереей руководил Совет попечителей, избранный Московской городской думой, в который входили крупнейшие художники и художественные деятели: В.А.Серов, И.С.Остроухов, дочь П.М.Третьякова А.П.Боткина и другие. По воле Третьякова коллекция должна была сохраняться в неизменном виде и после его смерти. Однако в 1899 Совет принял решение пополнять собрание, но новые поступления размещать отдельно от основного собрания. В 1904 Дума приняла «Положение о Третьяковской галерее», где закреплялась ее роль музея русского искусства, отражающего все этапы его развития. Вскоре был приобретен ряд значительных полотен художников 18 и 1 пол. 19 в., а также произведений рубежа веков. С 1910 по 1925 в Галерее находились картины, поступившие в дар по завещанию московского промышленника М.А.Морозова, среди которых были полотна Э.Мане, О.Ренуара, В.Ван Гога, Э.Мунка и др. Вместе с собранием С.М.Третьякова, они составили раздел новой западной живописи. В 1925 произведения западных мастеров были переданы в Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).В 1913 на должность попечителя Галереи был избран художник и историк искусства И.Э.Грабарь, с 1917 по 1925 исполнявший обязанности директора Третьяковской галереи. В 1913–1925 Грабарь занимался созданием новой экспозиции музея. Развеской картин достигалась цель показать эволюцию искусства с выделением главных «монографических узлов». Зритель, проходя по залам, знакомился с последовательной историей русского искусства. 3 июня 1918 Третьяковская галерея была национализирована. В связи с общей перестройкой музейной системы, Третьяковская галерея окончательно определилась как ведущий музей русского искусства. В первое послереволюционное десятилетие шел процесс централизации памятников искусства в государственных хранилищах. Собрание Галереи пополнялось через Государственный музейный фонд, в который стекались национализированные частные коллекции. Уже в 1919, из-за значительного притока работ, музейные площади были разделены на экспозицию и запасник. В 1925 в ее собрание влились Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С.Остроухова); Цветковская галерея, которая славилась коллекцией рисунков и акварелей русских художников 18–19 вв., картины и рисунки русских художников из Румянцевского музея, ядром которого были две значительные частные коллекции – Ф.И.Прянишникова и К.Т.Солдатенкова, сформировавшиеся во 2 пол. 19 в. Из Румянцевского музея поступила большая часть находящегося ныне в Третьяковской галерее наследия Александра Иванова, в том числе картина Явление Христа народу (включена в экспозицию после постройки специального зала в 1932). С поступлением коллекции Музея живописной культуры, Галерея получила произведения художников «левых» течений и мастеров русского авангарда. С 1930-х фонды галереи постоянно пополнялись произведениями, приобретаемыми государственной закупочной комиссией. В результате в собрании появились великолепные коллекции художников, работавших на рубеже 19 и 20 вв.: М.В.Нестерова, К.А.Коровина, М.В.Добужинского, А.А.Осьмеркина, А.В.Шевченко и др. Собрание музея не только выросло количественно, но и претерпело качественные изменения. Оформились самостоятельные коллекции графики и скульптуры, были созданы новые разделы – советского искусства, древнерусского искусства. Произошли изменения в составе старых коллекций, которые были доукомплектованы. Основными принципами комплектования коллекции были приобретения произведений крупнейших мастеров, в частности подготовительных работ (эскизов, этюдов) для полотен, уже находящихся в собрании галереи, приобретение произведений авторов, ранее не представленных в коллекции, в т.ч. малоизвестных художников, чье творчество имело значение для общего процесса развития русского искусства. Коллекции в послевоенные годы (1952–1982) продолжала пополняться, особенно значительно изменился раздел живописи 18 в. Так, Портрет М.Д.Бутурлина и Портрет неизвестного в синем кафтане расширили представление о творчестве А.П.Антропова. Портрет М.И.Мюссар существенно дополнил коллекцию работ Д.Г.Левицкого; миниатюрный Портрет Темкиной в образе Дианы В.Л.Боровиковского, видимо, предшествовал большому портрету, находящемуся в собрании галереи уже с 1925. К новым поступлениям относятся лирические пейзажи Сильвестра Щедрина и «Портрет князя» Н.П.Трубецкого О.А.Кипренского. Крайне редко встречаются работы основоположника крестьянского жанра в русском искусстве А.Г.Венецианова, поэтому большой удачей стало приобретение «Портрета дочери» (1820-е), относящегося к лучшей поре творчества художника и «Портрет детей Путятиных» (начало 1830-х). Исключительную ценность представляют картины мастеров первой пол. 19 в. В первую очередь, это картина «У Богородицкого дуба» (1835) К.П.Брюллова и его же Портрет М.А.Алексеевой, один из лучших камерных женских образов художника. Галерея Третьякова обладала лучшим и наиболее полным собранием картин, этюдов и эскизов А.А.Иванова. Ранний Автопортрет художника, Пейзаж с лестницей, законченный этюд Голова Иоанна Крестителя существенно обогатили коллекцию. Одной из главных задач при собирании живописи второй половины 19 в. было показать важнейшие поиски художников этого времени – создание большой тематической картины. Значительно расширен был круг подготовительных работ к известным полотнам художников, находящихся в коллекции ГТГ: приобретены этюды к картинам И.Е.Репина «Не ждали», «Иван Грозный и его сын Иван», «Крестный ход в курской губернии» и т.д. Значительно увеличилось собрание этюдов В.И.Сурикова, в частности, для картины «Боярыня Морозова: Голова боярыни Морозовой» (1886),» Стрелец в красном кафтане», «Голова юродивого» и др. Были приобретены подготовительные работы к картинам В.Г.Перова «Утопленница», В.В.Пукирева «Неравный брак», К.А.Савицкого «В ожидании приговора суда», «Спор на меже». Раннее творчество В.И. Сурикова пополнилось его академической программной картиной «Апостол Павел объясняет догматы веры» (1875) и «Сценой из римского карнавала» – единственным живописным произведением, написанным во время первого путешествия за границу. Были приобретены также поздние картины мастера: «Посещение царевной женского монастыря» (1912), «Портрет О.В.Суриковой в детстве! (1888), «Портрет доктора А.Д. Езерского» (1909).              В послевоенные годы в Третьяковскую галерею поступили пейзажи А.К.Саврасова и И.И.Левитана. Среди этих поступлений – и такие знаменитые вещи как картина «Тихая обитель «(1890), принесшая автору широкое признание современников, «Озеро» (1899) – эскиз последнего незавершенного произведения, которое художник замышлял как обобщенный образ Родины. Круг работ ведущих московских живописцев конца 1900–1910-х существенно пополнился целыми группами картин. В первую очередь, это серии А.В.Лентулова «Натюрморт с синим кувшином» и «Москва» (1900–1913), «Звон» (1915), «Тверской бульвар» (1917); натюрморты 1908–1916 А.В.Куприна; группы ранних работ Р.Р.Фалька, П.П.Кончаловского. В коллекции находятся картины официально гонимых или незаслуженно забытых мастеров 1920–1930-х, а также работы художников андеграунда 1950–1970-х. В 2001 в Галерею были переданы произведения, представляющие новейшие течения в искусстве. В настоящее время собрание Третьяковской галереи насчитывает более 130 тысяч экспонатов, в том числе – свыше 50 тысяч произведений искусства XX века.

 

5. РУССКИЙ МУЗЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Русский музей — самый обширный музей русского искусства в мире. Находится в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца. Филиалы музея расположены в Михайловском замке и Мраморном дворце. В ведении музея находятся также Михайловский и Летний сад.

Государственный Русский музей — первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Русский музей сегодня — это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России. К моменту открытия коллекция Русского музея насчитывала около 2000 экземпляров: графика, живопись, скульптура, произведения древнерусского искусства. Сегодня Русский музей, кроме Михайловского замка, занимает Мраморный и Строгановский дворцы, Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад и является уникальным хранилищем образцов русского изобразительного искусства, чье собрание составляет около 400 000 экземпляров. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает около 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля. Русский музей ведет широкую выставочную деятельность, в том числе, в городах России и за рубежом. Ежегодно в стенах музея проводится до 50-ти временных выставок, и до 10-ти, как в российских городах, так и за рубежом. Ко многим выставкам издаются каталоги, альбомы и буклеты, подготовленные научными сотрудниками Русского музея.      К музейному комплексу, помимо Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, а также уникальные садово-парковые ансамбли — Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад. в Санкт-Петербурге был основан в 1895 году по Указу Николая II в здании Михайловского замка, реконструированного специально для этой цели. Открытие Русского музея, ставшего первым в России музеем русского изобразительно искусства, состоялось 7 (19) марта 1898 года. В основе коллекции музея лежит художественное собрание Александра III, чье имя музей носил изначально.  Представленные в Русском музее коллекции охватывают все периоды истории России с X века и до наших дней. Среди экспонатов Русского музея иконы Андрея Рублева, Симона Ушакова и неизвестных иконописцев. Восемнадцатый век представлен портретами А. Антропова и Д. Левицкого, скульптурами Б.К. Растрелли и М. Козловского и многими другими произведениями искусства. Ценители искусства 19 века найдут в Русском музее картины Ф. Айвазовского, К. Брюллова, Ф. Бруни, пейзажи А. Саврасова, исторические полотна И. Сурикова, жанровые полотна А. Венецианова, произведения И. Репина, И. Крамского и других выдающихся художников того времени.

Есть в Русском музее произведения и XX века. Работы К. Рериха, М. Врубеля,        В. Серова, Б. Кустодиева, скульптуры и полотна советского периода, произведения искусства конца века (в том числе фотография, инсталляции, видеоарт). Кроме того, в Русский музей располагает постоянно пополняющейся коллекцией изобразительного искусства нашего века. Помимо картин и скульптур, в Русском музее находятся коллекции нумизматики, гравюр, графики и древнерусского прикладного искусства. В настоящее время в собрание Русского музея входят следующие отделы: русская и советская живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружево и др.). В древнерусском отделе широко представлены памятники иконописи, произведения Андрея Рублёва и Симона Ушакова. Наиболее полной является коллекция искусств XVIII — первой половины XIX веков, произведения Андрея Матвеева, Ивана Никитина, Карло Растрелли, Фёдора Рокотова, Владимира Боровиковского, Антона Лосенко, Дмитрия Левицкого, Федота Шубина, Михаила Козловского, Ивана Мартоса, Семёна Щедрина, Ореста Кипренского и др. Вторая половина XIX века представлена работами художников — передвижников: Ивана Шишкина, Ивана Крамского, Ильи Репина, Виктора Васнецова, Василия Сурикова, конец XIX века — начало XX века: В. Серова, И. Левитана, Михаила Врубеля, а также работы мастеров «Мира искусства»: А. Бенуа, К. Сомова, К. Коровина, Б. Кустодиева и многих других выдающихся русских художников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная цель существования любого музея, — помочь людям вступить в мир искусства не как его пассивный наблюдатель, а как его полноправный участник. Музеи России в силу масштабности и исключительно высокого уровня своих коллекций представляют собой явление общечеловеческой значимости. Российские музеи – это уникальный тип учреждения культуры. Современный музей определяется как учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления культурного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде. Музеи играют важную роль в сохранении национального наследия народов Российской Федерации. Они являются основой «культурного каркаса» России, который обеспечит эффективную охрану и использование её национального наследия. Музеи также играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Находящиеся в их составе объекты культурного наследия представляют Россию в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музеи являются центрами международного и отечественного туризма. Это наиболее привлекательные объекты для посещения российскими и зарубежными гражданами. Всё это является свидетельством того, что музеи играют важнейшую роль не только в культурном, но и в социальном и экономическом развитии страны. Ведущее место музеев в системе учреждений, сохраняющих национальное наследие, определяется также широтой решаемых ими задач, главной из которых является сохранение и приумножение сокровищ национальной культуры России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алпатов М. Значение Эрмитажа  в русской и мировой культуре. Этюды по всеобщей истории  искусств, М, 1979.

2.Грицкевич В.П. История  музеев мира: учеб. пособие для  студентов «Музейное дело и  охрана ист.-культур. наследия»/ В.П. Грицкевич, А.А. Гужаловский. – Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 2003.

3.Историческому музею  – 125 лет: материалы юбил. науч. конф./ отв. ред.: А.И. Шкурко, В.Л. Егоров. –  М.: ГИМ, 1998. (Труды Государственного  Исторического музея; вып. 100).

4.Левинсон-Лессинг В.Ф. История  Третьяковской галереи, Л., 1989.

5.Лысикова О.В. Музеи мира: учеб. пособие к интегрир. курсу  «Музеи мира». – М.: Флинта: Наука, 2002.

6.Персианова О.М. Сокровища  мирового искусства. Обзор коллекций  Эрмитажа, СПб, 2004.

7.Сто великих музеев  мира/ авт.-сост. Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2001.

8.Чижова Л.В. Из истории  художественных музеев России: учеб. пособие/ отв. ред. Л.А. Черная; Рос. гос. гуманитарный ун-т. – М., 1991.

9.Юренева Т.Ю. Музей в  мировой культуре. – М.: Рус. слово, 2003.

10.Все музеи России. В 3 томах. Том 3. Издательство: Бестселлер, 2006.

11.Сокровища музеев России. М.: Изобразительное искусство, 2008.

 


Информация о работе Эрмитаж-сокровищница мировой культуры