Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:27, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении вопроса, связан ли эссенциализм с современным искусством, и он ли его вызвал. Объект исследования – современное искусство. Предмет исследования — эссенциализм.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
Раскрыть термин «эссенциализм».
Раскрыть термин «современное искусство».
Проследить связь эссенциализма и современного искусства.
Введение 3
1 Понятие «эссенциализм» 5
1.1 Эссенциализм как философское учение 5
1.2 Эссенциализм как женская сущность 6
2 Современное искусство 9
2.1 Краткая история современного искусства 9
2.2 Институции современного искусства 10
3 Связь эссенциализма и современного искусства 12
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Эссенциализм, как он связан с современным искусством, и он ли его вызвал
Титульный
Содержание
Введение
История живописи, скульптуры, графики и других видов искусства насчитывает тысячи лет. Их история неотделима от истории развития цивилизации. Это вечный поиск совершенного образа ускользающего мира, в котором отражается сам человек со всеми своими достоинствами и слабостями. Однако современное искусство наиболее многогранно, позволяет творцу раскрываться с максимальной подачей, меньше зависеть от канонов общества.
Основные идеи эссенциализма проходят через живопись, скульптуру и графику всех времён существования искусства. Начиная с Венер палеолита, продолжая эпохой Возрождения, включая импрессионистов, женщины появляются в искусстве с завидной частотой до сегодняшних дней. Однако издавна женщина воспринималась скорее как муза, а не как творец. Но обязательно понятие женской сущности должно быть раскрыто наравне с остальными явлениями природы.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении вопроса, связан ли эссенциализм с современным искусством, и он ли его вызвал.
Объект исследования – современное искусство.
Предмет исследования — эссенциализм.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
Теоретическую основу данного исследования составляют комплексный анализ и системный подход к изучению первоисточников и различной тематической литературы отечественных и зарубежных авторов. При работе использовались методы идеализации, обобщения, сравнения, формализации, синтеза и аналогии.
1 Понятие «эссенциализм»
1.1 Эссенциализм как философское учение
Эссенциализм (от лат. essence — сущность) — термин, которым К. Поппер обозначил направление в философии науки, которое было сформировано точкой зрения о том, что конечная цель науки заключается в познании «сущностей», которые лежат в основе наблюдаемых явлений; при этом данная цель вполне достижима, т.е. научные теории, которые раскрывают эти сущности истинны и потому неизменны, а их рациональная критика не имеет место [13].
Эссенциализм берёт начало ещё в античной рационалистической традиции Платона, и получил свежую интерпретацию во времена эпохи Возрождения, когда стал гносеологической предпосылкой науки И. Ньютона и Г. Галилея. Новоевропейская наука, представив себя как единственно надежное средство миропознания, показала метод рациональной реконструкции эмпирических данных, который позволял объяснять их как следствия универсальных законов, проявляющих «истину мира». Спор между рационализмом и эмпиризмом о корнях человеческого познания во времена развития классической науки затрагивал методологическую сторону последней, но не ее эссенциалистскую установку.
Основания для критики эссенциализма заложили Д. Юм и И. Кант, а последующее развитие методологии поставило вопрос о границах, пересечение коих превращает науку в метафизическую спекуляцию, которая лишена прочной опытной основы [8]. Эссенциализму противостоит позитивизм, который полностью отрицает «сущности», нередуцируемые к наблюдениям, и инструментализм, который рассматривает различные научные теории только как инструменты, созданные для связи высказывания о явлениях отношениями выводимости, но который оставляет за рамками научного объяснения попытки определить такие отношения между высказываниями о о наблюдаемых явлениях и высказываниями «сущностях». Поппер показал, что эссенциализм и инструментализм склонны ограничивать рациональную критику как движущую силу научного познания: первый — тем, что предполагает окончательные объяснения, второй — тем, что делает саму идею эмпирического опровержения теории бессмысленной [7]. Эссенциалистское допущение о «скрытых» (от наблюдения) сущностях, которое абсолютно бесполезно с методологической точки зрения, может оказаться даже тормозом в развитии науки, когда превращается в догму и препятствует обнаружению новых проблем и формированию смелых гипотез. Но оно отнюдь не бессмысленно и, вероятно, даже полезно, в случае, когда оно относится к сфере вненаучных убеждений (метафизических догадок, которые способны стимулировать научное творчество, или, например, веры в силу рационально-критической дискуссии).
1.2 Эссенциализм как женская сущность
Также существует более узкая
трактовцка этого термина. Так, эссенциализм
(от англ. essential – непременный, обязательно
существующий) – это свойство теоретических
концепций, в которых делается попытка
зафиксировать некую неизменную, в данном
контексте - женскую сущность; в современной
феминистской теории постоянный объект
критики для постмодернистски-
В феминистской методологии эссенциализм базируется на логике сущности единой субстанциональной категории женщины в женских исследованиях [14]. Побочным эффектом чего оказывается то, что те, кто не имеет возможности доказать наличие заявленной сущности, либо должны быть мужчинами, либо вообще не ясно кем. Практики феминизма, которые придерживаются постмодернистского направления (например Дж. Флекс и Дж. Батлер), собственно в этом и находят преграду к сплочению и основание невозможности для феминистского, и шире – женского движения сохранять свои позиции.
Основой для эссенциалистских построений нередко являются биология или психоанализ, но подходят и любые иные теории гуманитарного цикла, например, в социологии – теория эссенциализма Т. Парсонса ил Дюркгейма, марксизм.
В гендерных исследованиях главные оппоненты эссенциализма представлены конструктивистами, которые полагают, что пол и связанные с ним вопросы, к примеру, такие как сексуальность, являются продуктом истории. Эссенциалисты же утверждают, что исторические и культурные условия хоть и имеют влияние, но лишь через конкретные, определенные, имеющие в большей степени биологический генезис формы проявления. Однако данное различение нельзя назвать жестким.
Главный спор около эссенциализма затрагивает вопросы о том, как устанавливается категория женщины – возможно ли разнообразие, множественность и вариативность, какого бы происхождения они ни были – социального или биологического. Но следует учесть, что биологические факторы классически имеют характер однозначной или жесткой детерминации. Поэтому вариативность и разнообразие объединять с ними не принято. В связи с критикой эссенциализма имеет место такое направление, как постфеминизм [15].
Эссенциализм можно выявить не только в чуждых феминизму теориях. Бывает, он обнаруживается в теориях, которые касаются вопросов пола, являющихся основным руслом различных наук, но особенно распространено его влияние на социологию.
За эссенциализм нередко подвергают критике и феминистские теории, к примеру, теорию Кэрол Гиллиган. Очень прочны позиции эссенциализма в экофеминизме, который является одним из основных направлений с акцентом на родстве женщины и природы. Хотя, Шерри Орнет, например, в какой-то мере удается уйти от этого, потому что она представляет образ женщины просто символом, который ассоциируется с тем, что каждая культура обесценивает как более низкий уровень организации – а это, по традиции, природа.
2 Современное искусство
2.1 Краткая история современного искусства
Современное искусство (англ. contemporary art) — это совокупность художественных практик, которые образовались во второй половине ХХ века. Традиционно под современным искусством имеют ввиду искусство, которое восходит к модернизму, либо наоборот, находится в противоречии с ним. Недаром существуют Museums of Contemporary Art и Museums of Modern Art и, в чьих коллекциях нередко можно увидеть работы одних и тех же авторов [2].
Первой слово contemporary , «современное» по отношению к искусству использовала Розалинда Краусс (наверное, самая известная из живущих в наше время аналитиков современного искусства, ученица Клемента Гринберга) в диссертации, которая была посвящена работам Дэвида Смита, чем бросила вызов сразу нескольким посылам истории искусств. В лекции «Что такое современное искусство?» профессор Университета Южной Калифорнии Ричард Мейерс отмечает, что термин «современное искусство» был применен к искусству Дэвида Смита, что было связано больше с отчётами аукционных лейблов, чем со временем его создания[3].
Современное искусство в том виде, которое подразумевается сегодня, появилось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные поиски тех времен можно описать как работа над разработкой альтернатив модернизму (часто это означало отрицание через применение прямо противоположных модернизму принципов). Также это выражалось в поисках новых образов, материалов и средств выражения, вплоть до дематериализации объекта (хепенинги и перформансы). Некоторые художники следовали за французскими философами, которые ввели в употребление термин «постмодернизм». Таким образом произошло смещение от объекта к процессу.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма [1]. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.
Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.
Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического (англ.)» общества [5]. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников.
2.2 Институции современного искусства
Современное искусство экспонируется галереями современного искусства, частными коллекционерами, коммерческими корпорациями, государственными художественными организациями, музеями современного искусства, арт-студиями или самими художниками в artist-run space. Современные художники получают финансовую поддержку за счёт грантов, наград и премий, а также получают средства от продаж своих работ. Российская практика несколько отличается в этом смысле от западной [3].
Существует тесная связь
между государственными учреждениями,
занимающимися современным
Музеи, Биеннале, фестивали и ярмарки современного искусства постепенно становятся инструментами привлечения капитала, инвестиций в туристический бизнес или частью государственной политики.
Попытки непосредственно
интегрироваться в систему
Институции современного
искусства нередко выступают
объектом критики со стороны художников
и независимых арт-критиков. Такой
вид деятельности называется институциональная
критика. В России этот вид практики
отсутствует за редкими исключениями
(такими, как например творчество Авдея
Тер-оганьяна[3]).
3 Связь эссенциализма и современного искусства
При рассмотрении эссенциализма как попытка зафиксировать некую неизменную, в данном контексте - женскую сущность, можно предположить что современное искусство в своём контексте совершало не только постоянные такие попытки, а достигло цели.
Радикальный феминизм, возникший на Западе в 70-е годы, провозглашал идеи о единстве женского опыта, обусловленного особым анатомическим строением женщины. Наиболее яркими выразителями такого взгляда стали американские художницы: Джуди Чикаго и Мэриам Шапиро [11]. В начале 70-х в калифорнийском институте они начали преподавать девушкам искусство по разработанной ими программе. Цель подобных занятий, на которые мужчины не допускались, состояла, кроме всего прочего, в том, чтобы инициировать обсуждение проблем, связанных с особенностями женской физиологии, с фрустрациями в семье и в отношениях с противоположным полом. Студентками и преподавательницами был создан "Женский дом", где каждая комната была организована как художественная инсталляция, отражающая женское восприятие домашнего пространства.
Самая известная картина Джуди Чикаго в жанре фигуративная живопись приведена на рисунке 1. Здесь видно открыто обозначенное доминируещее место женщины в семье.
Рисунок 1 – Радужный Шаббат
Произведения Мэриам Шапиро отличаются тем, что на них женская сущность не только является главной идеей и основной фигуры картины, она непременно принимает участие в процессе творчества, становясь как бы частью искусства. Примеры работ Мэриам Шапиро на рисунках 2, 3.
Рисунок 2 – Голубой ангел
Информация о работе Эссенциализм: как он связан с современным искусством, и он ли его вызвал