Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:27, доклад
Любое ли произведение художественно? Конечно, нет. В художественном произведении присутствует духовность – переживание красоты, эмоции, мечты и надежды, любовь и добро, и т.п., а также мысль, т.е. смысл. Все это составляет содержание художественного произведения, которое должно быть выражено в соответствующей художественной форме (гармоничное сочетание звуков, красок, движений, жестов, линий, слов и т.п.). Художественная форма – конкретно-чувственна, т.е. раскрывается через предметы внешнего мира или условные образы внутреннего состояния человека. Она всегда индивидуальна, неповторима, но может выражать и какие-то общие черты (типизирована).
Эстетическое (художественное) сознание
Эстетическое сознание формируется
еще в эпоху верхнего палеолита
(40-30 тыс. лет назад), являясь одной
из важнейших форм практически –
духовного освоение человеком мира.
Результатом такого освоения является
искусство. В основе искусства (и
эстетического сознания) лежит эстетическое
отношение человека к миру, которое
заключается в гармонизации и
очеловечивании окружающей человека среды
с помощью творческого
Основной «клеточкой» эстетического освоения мира является художественный образ, который можно определить как единство объективного и субъективного, чувственного и рационального, обобщения и индивидуализации, художественный образ – та найденная художником форма, в которой воплощаются его идеи, идеалы, эстетический вкус и чувства.
Любое ли произведение художественно? Конечно, нет. В художественном произведении присутствует духовность – переживание красоты, эмоции, мечты и надежды, любовь и добро, и т.п., а также мысль, т.е. смысл. Все это составляет содержание художественного произведения, которое должно быть выражено в соответствующей художественной форме (гармоничное сочетание звуков, красок, движений, жестов, линий, слов и т.п.). Художественная форма – конкретно-чувственна, т.е. раскрывается через предметы внешнего мира или условные образы внутреннего состояния человека. Она всегда индивидуальна, неповторима, но может выражать и какие-то общие черты (типизирована). Для того, чтобы создать художественное произведение, необходим творческий процесс: автор, наделенный творческими способностями, талантами, испытывающий вдохновение и имеющий художественный замысел, выбирает художественный метод, приемы и средства воплощения замысла.
Следовательно, специфика искусства, как особого вида духовного производства, заключается в следующем:
1) воздействует прежде всего на эмоциональную сферу человека;
2) ценностная ориентация на красоту;
3) при создании и восприятии
художественного произведения
4) в искусстве как ни в какой другой форме духовной деятельности проявляется игровое начало культуры;
5) может выступать носителем всех человеческих ценностей.
Эстетическое сознание, как форма общественного сознания, отражает некие общие исторические и национальные представления о прекрасном. Это проявляется прежде всего в том, какой эстетический идеал господствует у данного народа в ту или иную историческую эпоху. В западно-европейском искусстве, например, можно выделить следующие стадии изменения эстетического идеала:
1. В античную эпоху эстетический
идеал определяется
2. В эпоху Средневековья
эстетический идеал развивался
на почве христианской религии
и теологии: совершенной красотой
наделен Бог. Бог – это
3. В эпоху Возрождения
реабилитируется чувственность,
4. На протяжении Нового
времени эстетические идеалы
менялись неоднократно, но главной
становится проблема
5. И наконец, в XX и наступившем XXI вв. в Западной Европе утверждается эстетический идеал сам по себе, не связанный никакими внешними условиями и причинами. Это проявляется в авангардистских поисках новой формы, порой в ущерб содержанию, в отказе от традиционного искусства, в смешении стилей и различных техник и т.п.
Таким образом, эстетическое сознание, безусловно, связано с эпохой, национальным менталитетом и даже идеологией. Особенно это четко проявляется в тоталитарных обществах, где однопартийная идеология диктует искусству (а через него и народу) темы, формы, образцы и средства выражения. Но вместе с тем, эстетическое сознание и наиболее удаленная от общественного бытия, связанная с ним весьма опосредованно форма общественного сознания, т.к. здесь господствует и свобода творческого духа, личности художника.
На обыденном уровне эстетическое сознание может существовать в виде непосредственных эмоциональных переживаний произведений искусства, приверженности в моде, массовому искусству, опирающемуся на неразвитый вкус и малые знания, в виде мнений и привычек. На теоретическом уровне эстетическое сознание представлено эстетикой (философской дисциплиной, исследующей сущность эстетического сознания, его структуру, закономерности, его развития, совокупность эстетических категорий и т.д.), искусствоведением (комплекс наук в общей системе человеческой культуры).
Функциями искусства являются:
1) познание мира и самого человека;
2) коммуникация людей и культур;
3) носитель всех человеческих ценностей и смыслов.