Эстетическое (художественное) сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:27, доклад

Описание работы

Любое ли произведение художественно? Конечно, нет. В художественном произведении присутствует духовность – переживание красоты, эмоции, мечты и надежды, любовь и добро, и т.п., а также мысль, т.е. смысл. Все это составляет содержание художественного произведения, которое должно быть выражено в соответствующей художественной форме (гармоничное сочетание звуков, красок, движений, жестов, линий, слов и т.п.). Художественная форма – конкретно-чувственна, т.е. раскрывается через предметы внешнего мира или условные образы внутреннего состояния человека. Она всегда индивидуальна, неповторима, но может выражать и какие-то общие черты (типизирована).

Файлы: 1 файл

4.docx

— 17.79 Кб (Скачать файл)

Эстетическое (художественное) сознание

 
Эстетическое сознание формируется  еще в эпоху верхнего палеолита (40-30 тыс. лет назад), являясь одной  из важнейших форм практически –  духовного освоение человеком мира. Результатом такого освоения является искусство. В основе искусства (и  эстетического сознания) лежит эстетическое отношение человека к миру, которое  заключается в гармонизации и  очеловечивании окружающей человека среды  с помощью творческого воображения  и переживания красоты. Красота – главная эстетическая категория, которая является не просто отражением объективной гармонии окружающего мира (природы, социальной среды и т.п.), но одновременно субъективным переживанием, наслаждением, извлечением «человеческого смысла» и «дополнением» объективной гармоничности мира. Очеловечивание окружающей среды в процессе генезиса искусства происходит, например, в форме усиления, закрепления, подчеркивания, универсализации и обновления положительных, ценных для человека качеств окружающей среды. Это дополнительное «осмысление и переживание внешней гармонии» и может быть обозначено как эстетическое отношение. Таким образом, красота – это не просто природное свойство, а именно высшая гармония мира человека, которая доставляет эстетическое наслаждение чувствам и мыслям, переживается как совершенство, выразительность, завершенность.

Основной «клеточкой»  эстетического освоения мира является художественный образ, который можно  определить как единство объективного и субъективного, чувственного и  рационального, обобщения и индивидуализации, художественный образ – та найденная  художником форма, в которой воплощаются  его идеи, идеалы, эстетический вкус и чувства.

Любое ли произведение художественно? Конечно, нет. В художественном произведении присутствует духовность – переживание красоты, эмоции, мечты и надежды, любовь и добро, и т.п., а также мысль, т.е. смысл. Все это составляет содержание художественного произведения, которое должно быть выражено в соответствующей художественной форме (гармоничное сочетание звуков, красок, движений, жестов, линий, слов и т.п.). Художественная форма – конкретно-чувственна, т.е. раскрывается через предметы внешнего мира или условные образы внутреннего состояния человека. Она всегда индивидуальна, неповторима, но может выражать и какие-то общие черты (типизирована). Для того, чтобы создать художественное произведение, необходим творческий процесс: автор, наделенный творческими способностями, талантами, испытывающий вдохновение и имеющий художественный замысел, выбирает художественный метод, приемы и средства воплощения замысла.

Следовательно, специфика  искусства, как особого вида духовного  производства, заключается в следующем:

1) воздействует прежде всего на эмоциональную сферу человека;

2) ценностная ориентация  на красоту;

3) при создании и восприятии  художественного произведения огромную  роль играет индивидуальное, личностное  начало;

4) в искусстве как ни в какой другой форме духовной деятельности проявляется игровое начало культуры;

5) может выступать носителем  всех человеческих ценностей.

Эстетическое сознание, как  форма общественного сознания, отражает некие общие исторические и национальные представления о прекрасном. Это проявляется прежде всего в том, какой эстетический идеал господствует у данного народа в ту или иную историческую эпоху. В западно-европейском искусстве, например, можно выделить следующие стадии изменения эстетического идеала:

1. В античную эпоху эстетический  идеал определяется космологической  картиной мира, где космос воспринимался  как образец, как высшее произведение  искусства («космос» в переводе  с греч. – «украшение»). Человек как часть космоса, стремится во всем подражать ему – его совершенной организации, математической гармонии, симметрии и повторяемости, соразмерности и ритмичности. Воплощаясь в архитектуре, скульптуре, живописи и литературе этот идеал находил выражение в спокойных, пропорциональных, уравновешенных, зрелых и изящных формах. Красота человека сочетала внешнюю (физическую) и внутреннюю (духовную) гармонию. Греки обозначали это термином «калокагатия». Они творили, исходя из идеальных представлений о прекрасном, а значит идеализировали – художественно обобщали натуральные наблюдения путем приближения их к идеальным прообразам.

2. В эпоху Средневековья  эстетический идеал развивался  на почве христианской религии  и теологии: совершенной красотой  наделен Бог. Бог – это духовная  сущность, поэтому тело не может  стать источником и носителем  красоты, прекрасен лишь Дух.  Все средневековое искусство  подчинено задаче воплощения  сверхчувственных идеалов с помощью  земных, материальных способов (отсюда  нарочитые, искусственные искажения  – нарушения перспективы, плоскостное  письмо, большие головы как вместилища  духа и изможденные тела, вытянутость  всех форм вверх и т.п.).

3. В эпоху Возрождения  реабилитируется чувственность,  телесность, и эстетический идеал  воплощает идею единства и  противоречивости мира – тела  и духа, природы и Бога, добра  и зла, вечности и конечности  и т.д. Синтез античной физической  красоты т христианской духовности.

4. На протяжении Нового  времени эстетические идеалы  менялись неоднократно, но главной  становится проблема противопоставления  рационального и иррационального,  нормального и свободного. Появляются  несколько художественных стилей, где эта проблема решается  по-разному (барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм). Кроме того, в искусстве XVII-XIX вв. все более  проявляются социальные и национальные  черты эстетического идеала.

5. И наконец, в XX и наступившем XXI вв. в Западной Европе утверждается эстетический идеал сам по себе, не связанный никакими внешними условиями и причинами. Это проявляется в авангардистских поисках новой формы, порой в ущерб содержанию, в отказе от традиционного искусства, в смешении стилей и различных техник и т.п.

Таким образом, эстетическое сознание, безусловно, связано с  эпохой, национальным менталитетом и  даже идеологией. Особенно это четко  проявляется в тоталитарных обществах, где однопартийная идеология  диктует искусству (а через него и народу) темы, формы, образцы и  средства выражения. Но вместе с тем, эстетическое сознание и наиболее удаленная  от общественного бытия, связанная  с ним весьма опосредованно форма  общественного сознания, т.к. здесь  господствует и свобода творческого  духа, личности художника.

На обыденном уровне эстетическое сознание может существовать в виде непосредственных эмоциональных переживаний  произведений искусства, приверженности в моде, массовому искусству, опирающемуся на неразвитый вкус и малые знания, в виде мнений и привычек. На теоретическом  уровне эстетическое сознание представлено эстетикой (философской дисциплиной, исследующей сущность эстетического  сознания, его структуру, закономерности, его развития, совокупность эстетических категорий и т.д.), искусствоведением (комплекс наук в общей системе  человеческой культуры).

Функциями искусства являются:

1) познание мира и самого  человека;

2) коммуникация людей и  культур;

3) носитель всех человеческих  ценностей и смыслов.


Информация о работе Эстетическое (художественное) сознание