Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого»
Многопрофильный колледж
Гуманитарно-экономический колледж
Реферат
«Эволюция идеала
женской красоты»
Группы 08511 II курса
по специальности 080501.52 Менеджмент
(по отраслям)
Студентки: Руссковой Софии
Руководитель:
_______________Сомова Е.Ф.
(подпись)
преподаватель
__________________________
«____» ______________
2012г.
Великий Новгород
Содержание
Введение
Древность
Средневековье
Новое время
Буржуазия
ХIX век
ХХ век и новые переменные идеалы
Современность
Вывод
Используемые источники
Введение
Согласно данным опроса старшеклассниц
, 69% девушек формируют свой идеал красоты
под влиянием модных журналов. Насколько
такой способ формирования идеала соответствует
исторически-необходимому способу, отображающему
реальное состояние человеческих отношений?
Как и по каким причинам изменялся идеал
женской красоты в разные эпохи? Чтобы
разобраться в этих вопросах, нужно взять
на вооружение принцип материалистического
подхода к истории.
Древность
Уже в древние времена люди
кроме предметов быта лепили из глины
человеческие фигурки. Возраст самой древней
женской статуэтки, известной человечеству
- 80 тысяч лет. Женщина, которая была главой
рода, возносилась до ранга матери богов.
женщина изображалась только из-за того,
что по сущности только она и была человеком.
Изображение женщины имело ярко выраженные
половые признаки, и во многих случаях
она была беременна. Таким образом, идеал
того времени был обусловлен социальным
статусом женщины как матери рода. Древние
люди заметили, что здоровые женщины рождали
здоровых детей, а это тогда ценилось очень
высоко. Это они и вкладывали в изображения
- то, что, по их мнению, символизировало
здорового человека.
Идеалы женской красоты всегда
были отображением половой морали. В Средневековье
господствовала религиозная мораль. Нормой
половой морали стал аскетизм; все телесное
провозглашалось грехом. Преобладающим
видом художественной деятельности была
иконопись. Женским идеалом того времени
стала Богоматерь. Ее чаще всего изображали
в сером, полностью закрытом одеянии, худой,
с лицом, полным скорби. Плоть стала греховной,
половые отношения оправдывались лишь
для продолжения рода, поэтому не удивительно,
что идеалом красоты того времени стали
ангелы, существа, вообще не имеющие пола.
Средневековье
С развитием производительных
сил повышалось благосостояние людей,
особенно мещан, и Деву Марию в городах
стали рисовать более полной и с пухленьким
младенцем на руках. Тотальная церковная
цензура в сфере половой морали нередко
приводила к комическим парадоксам. Например,
церковь всегда пыталась бороться с проституцией,
остатками античности в виде оргий, вакханалий
и т. д. Символом этих персонажей становились
ведьмы, которые на иконах типа «Страшного
суда» изображались с распущенными волосами
и почти всегда голыми. Таким образом,
изображение казни ведьм на гравюрах и
картинах значительно оживляет перечень
скупых женских портретов и икон. В следующие
эпохи ведьмы будут изображаться как символ
мистицизма и свободной любви.
Новое
время
Эпоху Средневековья сменила
следующая. Почему феодализм постепенно
сдавал позиции? - Усовершенствование
орудий труда привело к увеличению продуктов
- появился излишек. Это дало толчок для
развития торговли, а для этого были налажены
пути сообщения между отдельными провинциями
и между разными государствами. Прогремели
великие географические открытия. Места,
которые находились на пересечении путей,
стали центрами торговли. С человеческого
тела было снято табу, наложенное церковью.
Душа отходит на второй план, и перед нами
во всем своем величии появляется Тело.
Красота теперь снова неотрывно связана
с телом. Люди вспомнили, что «когда-то
они это уже видели», и искусство взяло
за образец достижения Античности. В моду
вошло стремление к полярной противоположности
полов, и это поставило следующее правило:
совершенная красота содержится в выражении
половых отличий мужчины и женщины. Подчеркнутые
женские половые признаки стали залогом
красоты. С другой стороны, мода на здоровье
диктовала женщине иметь все данные для
материнства - в первую очередь, большую
грудь. Красивыми считали широкие бедра,
крепкую талию и толстые ягодицы. Девичья
красота уступала красоте зрелой женщины
35-40 лет. Одежда стала более открытой. В
эпоху Ренессанса не запрещается позировать
для картин обнаженными. Среди аристократов
даже возникает определенная мода изображать
своих любимых в костюме Евы. Новые набирающие
обороты производственные отношения,
требовали увеличения количества рабочих
рук, то есть рождения большего количества
детей, и это обуславливало моду на беременность
(очень часто женщин на портретах изображали
беременными).
Новые отношения привели к возникновению
новых классов. Экономические условия
существования классов обусловили половую
мораль.
Буржуазия
В развитых странах Европы правила
аристократия, поэтому идеал красоты здесь
воплощается в аристократическом идеале.
Стремления следующие: женщина - это изысканный
источник удовольствия. Это - главные принципы
изображения женщины в эпоху абсолютизма.
В эту эпоху идеалы красоты
дворян и простых людей значительно расходятся.
Для простолюдина главным условием красоты
является приспособленность человеческого
тела к работе и к продолжению рода. Поэтому
крестьяне мечтали о пышной, румяной супруге,
которая способна к хорошему труду и к
рождению крепких детей. В эпоху абсолютизма
для них красивым представлялось лишь
то, что оказывается непригодным к труду.
Это отображалось в их идеале красоты:
тонкие руки, маленькие ножки, нежное тело.
Для еще лучшего вида была нужна пикантность.
Красота тела уже не связана с наготой
- обнаженными становятся лишь некоторые
части тела, а одежда дамы активно подчеркивает
их. Люди любят теперь больше всего юность
и признают только ее красоту. Женщина
никогда не становится старше двадцати.
Для способа жизни аристократок беременность
и кормление ребенка становится неприемлемым.
Это не только
выбивает женщину на определенное
время из придворной жизни, но еще и вредит
красоте ее тела. Поэтому среди портретов
дворянок того времени трудно найти беременных.
Развитие производительных
сил обусловило переход к капиталистическому
способу производства. Класс буржуазии,
который развивался все быстрее, постепенно
становился реальным хозяином в еще монархическом
мире. Закономерным результатом развития
капиталистических отношений стала буржуазная
революция. Главные духовные руководители
революции - просветители - по-новому описали
идеальную женщину, и исходили они из идеальных
половых отношений. Воспевался честный
брак, которому предшествовала романтическая
любовь, то есть брак становился вершиной
любви. И в самом буржуазном обществе скоро
осознали необходимость крепкого брака:
буржуазия в своем начальном состоянии
находила в семье надежную опору. Вершиной
брака стали дети. Неверность, которая
в предыдущую эпоху была чуть ли не обязательным
условием любви, теперь строго осуждалась.
Также осуждались обществом куртизанство
и проституция. Снова красота женщин оценивалась
способностью рождать. Требовались соответственные
физические данные. Полнота указывала
на регулярное и обильное питание, что,
в свою очередь, свидетельствовало о материальном
благосостоянии, привлекавшем теперь
больше, чем женщина.
Развитие капитализма вело
к накоплению денег в руках отдельных
людей. Более ощутимыми стали классовые
отличия. Капиталисты, почувствовав силу
денег, вывели свой жизненный принцип
- за деньги можно купить все. В том числе
и любовь. Поэтому не могли не выйти снова
из подполья куртизанство и проституция.
Новые денежные отношения полностью подчинили
себе мораль. Фактическую мораль. А писаные
правила навязывались лишь тем, кто не
имел достаточно денег. В норме морали
стали браки по расчету. По приведенному
выше принципу человек тоже стал товаром.
Все это находит отображение
в искусстве. Картины того времени достаточно
часто изобличали изъяны общества. Появился
такой вид художественного искусства
как карикатура. Художественные течения,
как правило, шли в ногу с литературой.
Литературные течения, отображающие эпоху,
показывали ее идеалы. Романтизм, реализм,
символизм и другие течения, безусловно,
тоже немало повлияли на формирование
идеала женской красоты.
ХIX
век
Все предыдущие идеалы касались
женского тела. Фактически это были мужские
идеалы женской красоты - сугубо патриархальные
идеалы. Однако в ХIX веке женщина впервые
изображается с позиции человека. На лице,
кроме утонченных черт, впервые появляются
мысли. Теперь на картинах женщина из объекта
удовольствия превращается в субъект
человеческих отношений. (Как пример можно
рассмотреть картину российского художника
Ярошенко «Курсистка». Главный «персонаж»
этой картины - сверток с книгами и конспектами.
Он свидетельствует о духовной красоте
девушки, которая идет на учебу (или возвращается).
Лишь одно это обстоятельство придает
красоту внешнему виду девушки…)
К сожалению, это направление
в изображении женской (собственно, человеческой)
красоты в искусстве не получило развития,
разве что в так называемом социалистическом
реализме, который, кстати, сейчас становится
модным. В буржуазном же мире вначале прошлого
века возникло много так называемых модернистских
течений, принцип которых заключался в
отрицании реализма и в переходе к крайнему
субъективизму в изображении мира. После
первой мировой войны мир теряет присущую
ему целостность, обычный порядок жизни
начинает разлагаться, рушиться, и ощущение
разрушения, потери целостности становится
лейтмотивом творчества большинства модернистов.
Художники уже не рисовали целое тело,
а стремились изобразить его фрагментарно.
Женщину тоже стали рисовать отдельными
частями. Вместо фигуры - «салат» из ног,
рук, бедер, грудей, причесок. Теперь идеал
является не действительным отображением
эпохи, а последствием мировоззрения отдельных
мастеров. Характерной становится тенденция
к отрицанию классического вида, и его
распад.
ХХ
век и новые переменные идеалы
Это касается искусства. Но
с глобализацией и с развитием технических
средств набирает обороты так называемая
массовая культура. С появлением массовой
культуры интересы разных социальных
классов становятся похожими. Проще говоря,
слушают попсу и смотрят голливудские
фильмы как пролетариат с крестьянством,
так и буржуазия.
Теперь идеалами женской красоты
на целые десятилетия могли стать киноактрисы.
После распространения модернизма, где
картина иногда превращалась в бессмыслицу,
возник кризис в художественном творчестве.
Некоторые художники заявили, что искусство
умерло, и время перейти от изображения
к производству самых вещей. Кто-то оставил
занятия живописью, а более рассудительные
попробовали использовать новейшее искусство
в области рекламы и промышленности. Так
искусство стало на службу капиталу.
Современность
На протяжении прошлого века
идеал красоты изменялся несколько раз,
но причинами этих изменений были уже
не революции в общественной жизни, а необходимостью
капитала изготавливать все больше и больше
товаров для тела. Целостного понятия
идеала женской красоты уже не существует.
Он постепенно исчезает, регрессирует,
как исчезает и классическое его изображение.
Последний такой «наиболее популярный»
идеал - это эталон красоты, сформированный
25 лет назад владелицей одного модельного
агентства в Нью-Йорке. Понятно, что здесь
не идеализируют красоту и здоровье тела,
а стремятся показать красоту одежды.
Женщина должна быть похожа на манекен.
Требования к телу следующие: минимум
метр семьдесят роста, маленькая грудь,
шелковые волосы, нежные плечи, длинная
шея, узкая талия, красивые руки, широко
расставленные глаза, не очень большой
рот и не очень узкие губы. Об уме и какой-либо
совершенности чувств тут, как видите,
не упоминается.
Женская красота сейчас стала
неплохой торговой маркой. Ею занимаются
отдельные агентства, компании и даже
отрасли промышленности.
Вывод
На сегодняшний день нереальный
идеал эпохи пытаются отобразить на картинах,
а под влиянием массовых изображений женщины
у современного человека формируется
определенный «желаемый» идеал, суть которого
состоит в том, что женщина как раз и выступает
чистым символом желания - желания владеть
всеми вещами, которые рекламируются с
помощью женской красоты. Следующий настоящий
идеал женской красоты человечество увидит
уже во время всемирных социалистических
преобразований.
Используемые источники
- http://www.azazell.com/krasota-i-zdorove/samye-krasivye-zhenshhiny-20-veka/
- http://propaganda-journal.net/1080.html