Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:28, реферат
1. История возникновения ювелирного искусства
2. Выдающиеся мастера промысла
3. Огранка ювелирных изделий
4. Техника и последовательность изготовления
5. Эволюция русского ювелирного искусства
6. История ювелирного дела на Украине
ИСТОКИ Ювелирное дело в воображении человека связывается прежде всего с личными украшениями. Тем не менее браслеты, кольца, перстни и т.п. не исчерпывают этой области художественного творчества. Она включает также мелкую пластику, предметы для оформления интерьера, посуду, оружие, сувениры. Изготовленные из ценных металлов и камня или кости, такие изделия отмечаются высоким художественным и техническим качеством. Тем не менее, начинается ювелирное искусство именно c украшений, которые ярко иллюстрируют его историю от древнейших времен к настоящему.
Древнейшие личные украшения, найденные на территории Украины, датируются эпохой палеолита. Это, прежде всего, два знаменитых костяных браслета с Мизинской стоянки на Черниговщине. Один из них имеет форму обруча, внешняя сторона которого декорирована мелким меандровым узором, разделенным полосами параллельных зигзагов. Второй состоит из пяти тонких пластинок, покрытых насечками. Мастерство нанесения декора, изысканность и богатство орнаментации, дают основание считать мизинские браслеты настоящими шедеврами первоначального ювелирного искусства. Выполненный чрезвычайно простым орудием, их декор превосходит все, созданное человеком палеолита в области орнаментации. Материалом для украшений первобытному человеку служила не только кость мамонта, но и разные цветные минералы (белый кальцит, зеленый змеевик, нефрит), морские ракушки, зубы животных, клыка хищников. Кроме браслетов, в те прадавние времена были в обиходе ожерелья и амулеты, а также обручи на голову, похожие на диадемы античного мира. Заметим, что рассматривать эти вещи как личные украшения в современном понимании не следует – сначала это были предметы прежде всего ритуально-магического назначения. Их формы и расположение на теле человека лишь со временем приобрели эстетическое значение. Например, меандровый орнамент одного из мизинских браслетов является своеобразной имитацией структуры мамонтовой кости и связанный с идеей благополучия, благосостояния, сытости, поскольку подстреленный мамонт ассоциировался именно с этими понятиями. Ожерелье в некоторых случаях могло иметь апотропеичную (защитную) функцию, помогать его собственнику на охоте и т.п.. Поворотным пунктом в истории украшений можно считать начало использования для их производства металла, в частности меди. В VII тыс. до н.э. человечество изобрело технику механического формирования самородного металла (кование, выгибание, обрезание, сверление, обтачивание) и лишь с V тыс. до н.э. – высокотемпературное плавление меди в горнах и технике литья. На территории Украины эти процессы были замедлены, но уже со времен раннего Триполья (4000-3600 гг. до н.э.) была известна техника механического формирования металла, а в период среднего этапа трипольской культуры (3600-3100 гг. до н.э.) – литье в открытые и даже закрытые формы. В трипольской, как и в других земледельческих культурах энеолита, также были распространены украшения. Об их характере может дать представление как декор трипольских статуэток в виде одного или нескольких ниток ожерелья или подвесок, так и собственно украшения, найденные в могильниках, сокровищах, реже – на поселениях. Они изготовлялись из меди, разных пород камня (известняка, геширу, бирюзы, мрамора, сланца), янтаря, кости, рога, зубьев животных, створок моллюсков, керамики. Это были трубчатые и спиральные пронизки, подвески, кольца, амулеты, браслеты. Период бронзы (с ХХ-ХVІІ до Х-ХІ ст. до н.э.) – это особенно интересный период развития ювелирного искусства на территории Украины, который обозначен преимуществом декоративности над образностью. Научные работники пока что не могут прийти к единой мысли в объяснении причин этого. Из периода бронзы к нам дошли украшения для головы (диадемы, височные подвески, сережки), шеи и груди (гривны, ожерелья, медальоны), рук (браслеты, перстни, кольца), пояса (пряжки), ног (браслеты), а также булавки, шумящие подвески, гребешки и т.п.. Материалом для их изготовления служили бронза, золото, серебро, кость, рог, ракушки, разные породы камня, янтарь, фаянс, гагат, кристаллический гипс, дерево, кожа. |
СКИФСКИЙ ПЕРИОД
Чрезвычайно важной вехой в истории ювелирного искусства на территории Украины был скифский период (II-III ст. к н.э.). Благодаря развитому похоронному культу из скифских времен сохранилось огромное количество вещей, многие из которых – настоящие шедевры. В курганах скифской знати найдены изделия, созданные как самыми скифами, так и ремесленниками из греческих городов Северного Причерноморья. Именно с ювелирным искусством скифов непосредственно связанный так называемый "звериный стиль". Ареал его распространения был огромным – от Китая на восходе к придунайским землям на западе. Для звериного стиля характерное изображение животных, птиц и фантастических существ – целых фигур или отдельных частей (голов, ног, лап, когтей, рогов, глаз и т.п.). Сложные композиции, например, фигуры животных в геральдических позах или сцены борьбы зверей, свидетельствуют о высоком профессиональном уровне скифских художников. Среди скифских художественных изделий в особенности много бронзовых и золотых, меньше – серебряных и железных. В ранний период были очень распространены предметы, вырезанные из кости. Золотые, бронзовые, серебряные и железные вещи в большинстве случаев идентичны. Металлические изделия изготовлялись с помощью литья, штампования, чеканки. Звериный стиль каждого региона имел свою специфику. В частности, для Сибири характерным есть изображение горного козла и кабана, а скифы Причерноморья любили оленей, козлов, барсов, пантер, львов, левоголовых и орлиноголовых грифонов. Изделия в зверином стиле большей частью служили для обрамления одежды и воинского снаряжения, а также доспехов коней. Дискуссионным вопросом на сегодня остается их содержание. Одни ученые видят в образах зверей изображение богов, которые имеют звериное подобие, другие – символы богов, не связанные с представлениями об их внешнем виде. По мнению третьих, образы животных не имеют непосредственного отношения к богам скифского пантеона и вообще к скифской мифологии, семантику звериного стиля они связывают лишь с магией. Изображение зверей должны были дать их собственнику силу, зоркость и ловкость. Именно поэтому в изображении подчеркивалось то, что убивало жертву (лапы, когти, рога, пасть), и то, что помогало отыскать ее. В IV-III ст. до н.э. происходит видоизменение скифского звериного стиля. Воинская аристократия скифского царства начала интересоваться изображениями антропоморфных богов, религиозных сцен, эпизодов из местных легенд и эпических произведений и т.п. Созданные, скорее всего, мастерами из греческих городов Боспорского царства, они, однако, были выполнены в традициях греческого искусства передэлинистического времени. Одним из интереснейших произведений, заказанных скифами греческим мастерам, считают славную пектораль из кургана Толстая Могила. Несомненна ее принадлежность к царской одежде, а также ритуальное назначение. Скорее всего, три яруса сцен на пекторали связаны с космогоническими представлениями скифов о трех уровнях миротворения. Общая концепция пекторали, по мнению большинства ученых, имеет отношение к культовому весеннему празднику обновления природы. На основе данных индоиранской мифологии, изображенную на поясе сцену растерзания грифонами животных можно трактовать как метафорический образ дня весеннего равноденствия, циклического изменения явлений природы и его возрождение через уничтожение; растительный пояс – как образ дерева жизни, которая воплощала животворные силы земли, ее плодородие. Существует предположение, что в антропоморфном фризе пекторали изображена сцена подготовки к какому-либо чрезвычайно важному действу, содержание которого реконструируется довольно гипотетически. Действо, к которому готовятся скифы, могло быть имитацией рождения первогероя и его символического брака с богиней плодородия, которое обеспечивало плодородность земли и животных на протяжении года и символизировал восхождения царя на престол, объединение его с высшим миром. Сарматский период на территории Украины охватывает период с III ст. до н.э. по IV ст. н.э. Искусство сармат, которые будучи восточными соседями скифов, со временем вытеснили их из причерноморских степей, условно можно поделить на четыре периода: савроматский (VІ – сер. IV ст. до н.э.), раннесарматский или прохоровский (IV-II ст. до н.э.), среднесарматский (І ст. до н.э. – первая пол. II ст. н.э.), позднесарматский (вторая пол.II-IVст. н.э.), из которых три последних касаются непосредственно территории Украины. Начиная из савроматского периода (еще до переселения сармат на территорию современной Украины) и заканчивая позднесарматским, искусство сармат, которое, благодаря своей преимущественно утилитарной функции, легко воспринимало новые влияния, испытало значительные изменения, следствием которых стал новый, полихромно-инкрустационный стиль, который вобрал в себя особенности звериного стиля скифского времени. |