Казанский государственный академический русский Большой драматический театр имени В.И. Качалова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:32, реферат

Описание работы

Казанский государственный академический русский Большой драматический театр имени В.И. Качалова – один из крупнейших драматических театров России.
Высокохудожественный репертуар, основанный на лучших произведениях русской и мировой классики и современной драматургии; профессиональная стабильная труппа, в составе которой много крупных мастеров сцены; остросовременная режиссура и сценография, не чуждые духу поисков и экспериментов, жанровое разнообразие постановок делают театр привлекательным и интересным самым широким слоям публики как у себя в городе, так и далеко за его пределами.

Файлы: 1 файл

Казанский академический русский драматический театр им.docx

— 31.24 Кб (Скачать файл)

Казанский государственный академический  русский Большой драматический  театр имени В.И. Качалова.

Казанский государственный академический русский Большой драматический театр имени В.И. Качалова – один из крупнейших драматических театров России. 
Высокохудожественный репертуар, основанный на лучших произведениях русской и мировой классики и современной драматургии; профессиональная стабильная труппа, в составе которой много крупных мастеров сцены; остросовременная режиссура и сценография, не чуждые духу поисков и экспериментов, жанровое разнообразие постановок делают театр привлекательным и интересным самым широким слоям публики как у себя в городе, так и далеко за его пределами.

Один  из старейших театров России, Казанский  академический русский драматический  театр им.В.М.Качалова ведет свое начало с 1791 года, когда по инициативе казанского губернатора князя С.М.Баратаева (из знаменитой грузинской семьи Бараташвили) в Казани возник публичный театр, дававший регулярные представления  для горожан в специально арендованном для этой цели помещении на центральной  улице города – Воскресенской. С этого момента, можно считать, открывается первый казанский публичный театр с полулюбительской труппой.

 
В 1802 году помещик П.П.Есипов выстроил в городе деревянное театральное  здание, где давала спектакли сформированная им из своих крепостных крестьян и  нескольких вольных труппа, во главе  которой в 1805 году становится знаменитый актер и драматург П.А.Плавильщиков, заложивший основы художественной культуры казанского театра. Как вспоминал  С.Т.Аксаков, в то время учащийся Казанской гимназии, а затем студент  Казанского университета, «...Казань обязана  Есипову полной благодарностью: Казань имела замечательный театр тогда, когда губернских театров, и то весьма плохих, в целой России было очень мало». В репертуаре тех лет пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» (была поставлена в 1804 году), пьесы Плавильщикова «Бобыль» и «Ермак» (обе были поставлены в 1805 году).

 
В 1836 году в Казани появляется М.С.Щепкин, который ставит здесь «Ревизора» и сам играет в этом спектакле  роль Городничего. Его ежегодные  до 1841 года приезды вместе с дочерью, а затем гастроли П.С.Мочалова, В.И.Живокини, А.Е.Мартынова, которого в роли Хлестакова видел в Казани Л.Н.Толстой, учившийся  в то время в Казанском университете, закрепили на казанской сцене  принципы реалистического искусства. Казанский театр уже в те годы начинает сравниваться по своему уровню с Петербургским и Московским императорскими театрами.

 

В 1849-1852 гг. город строит для своего театра каменное здание, не уступавшее по своей технической оснащенности лучшим российским театрам. С 1852 года художественную часть театра возглавляет знаменитый тогда на всю Россию Н.К.Милославский, сыгравший здесь все свои коронные роли, в т.ч. Гамлета, Жоржа Морица, Чацкого, Кречинского, Жадова.

 
«Поволжскими Афинами» называют Казань в годы антрепризы П.М.Медведева, длившейся  с небольшими перерывами с 1867 по 1888 гг. Талантливейший педагог, он умел раскрыть актерские дарования. Именно под  его руководством и именно на казанской  сцене вспыхнула звезда П.А.Стрепетовой, отсюда практически началось восхождение  на театральный Олимп М.Г.Савиной  и В.Н.Давыдова, А.П.Ленского и К.А.Варламова, М.А.Решимова и В.А.Макшеева. Казанский  театр становится в эти годы поистине кузницей кадров для Императорской  сцены: актеры, прошедшие в Казани школу Медведева, были украшением Александринского и Малого театров. Наконец, в 1874 году Медведев формирует оперную труппу и начинает в Казани постоянные оперные сезоны, положившие начало Казанскому оперному театру.

 
Традиции, заложенные Медведевым, продолжены были М.М.Бородаем, державшим в Казани антрепризу с 1893 по 1901 гг. (в его труппе начинали А.А.Каширин и П.В.Самойлов, Н.Н.Литовцева и В.И.Качалов, приглашались на гастроли братья Адельгейм, Ю.М.Юрьев, впервые именно в Казани сыгравший  своего Чацкого и Хлестакова, П.Н.Орленев), а затем Н.И.Собольщиковым-Самариным, работавшим здесь с 1901 по 1909 гг. и  поставившим на казанской сцене  практически все ранние пьесы  Горького. И все эти годы, начиная  с Медведева и кончая В.В.Образцовым и А.П.Двинским, последними предреволюционными антрепренерами, репертуар казанского театра держался на произведениях А.Н.Островского, А.Ф.Писемского, Ф.М.Достоевского, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, А.М.Горького.

В 1919 году после пожара, уничтожившего  старый городской театр, драматическая  труппа переехала в здание «Большого  театра». Здание в котором ныне располагается театр построено в 1914 году. Зрительный зал вмещает 505 зрителей. Сцена шириной 26 метров и глубиной 18 метров оборудована поворотным кругом диаметром 14 метров.

В полемике и спорах рождалось искусство  нового времени. Режиссеры З.М.Славянова, Ф.А.Строганов, Л.Ф.Лазарев, А.Л.Грипич, И.А.Ростовцев, В.А.Чиркин, актеры И.А.Слонов, В.С.Зотов, М.И.Царев, М.И.Жаров, М.Ф.Астангов, П.И.Герага закладывали фундамент  нынешнего Казанского Большого драматического театра, «Казанского БДТ». С 1933-1934 гг. в Казани формируется стационарная труппа. Возглавивший в 1934 году театр  директор Г.Д.Ригорин собрал в Казани уникальную по составу исполнителей труппу, блиставшую такими именами  как Ф.В.Григорьев, дважды Лауреат  Сталинской премии, народные артисты  СССР Е.Е.Жилина и Н.И.Якушенко, народные артисты РСФСР Г.П.Ардаров, И.В.Загорский, В.М.Павлова, Н.С.Провоторов, заслуженные артисты РСФСР М.Н.Преображенская, Е.В.Лисецкая, А.Д.Гусев. Гастроли театра в Москве и Ленинграде в 1939, 1949, 1952, 1957 гг. закрепили за Казанским театром славу одного из сильнейших художественных коллективов страны.  
До 1918 года он именовался Казанский городской театр, затем Советский Большой театр. С 1924 по 1930 носил имя А.В. Луначарского.

 
  В 1948 году театру было присвоено  имя народного артиста СССР  Василия Ивановича Качалова, начинавшего  здесь фактически свой творческий  путь.

Практически ежегодное участие в  международных и всероссийских  театральных фестивалях: Каир (Египет), Марсель (Франция), Вильнюс, Москва, Псков, Челябинск, Магнитогорск,Охрид (Македония), Хельсинки (Финляндия), успешно проведенные  полномасштабыне гастроли в г.Сочи (2000 г.), Санкт-Петербурге (2002), Нижнем Новгороде (2003 г.), Болгарии и Македонии (2004 г.),Москве (2005), Краснодаре (2007), Екатеринбурге (2008), Ульяновске (2009) создают театру не только широкую известность, но и делают его неотъемлемой частью мирового театрального процесса.

 
В 1996 году театру было присвоено высокое  звание «Академический».

 
С 1994 года главный режиссер, а с 2007 года -- художественный руководитель-директор театра Народный артист России, лауреат  Гос.премии РТ им.Г.Тукая Александр  Яковлевич Славутский. Его авторский  театр отличает высокий профессионализм, оригинальность режиссерского мышления, постановочная культура и вкус. А  многолетнее творческое содружество  с художником яркой индивидуальности, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Гос.премии РТ им.Г.Тукая Александром Патраковым обеспечивает неизменно высокий уровень сценографии точно воплощающей режиссерскую мысль. В своем творчестве Александр Славутский опирается на традиции вахтанговской школы с ее зрелищностью, иронией и техническим совершенством и в то же время умеет заворожить зал рассказанной историей, пробудить чувства, заставить плакать и смеяться. Театр продолжает следовать традициям русского психологического театра, стремясь «говорить правду со сцены, какой бы горькой она не была», добиваться доверительного диалога со зрителем, вкладывать в каждую роль, в каждый спектакль «боль собственного сердца», размышлять «о доброте и нетерпимости, о вере и безверии, о ненависти и любви», прежде всего любви к человеку, ближнему своему, - так определил задачи театра его художественный руководитель, народный артист России, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая Александр Славутский. «Мы стремимся освободиться от штампов прошлого, понять время и помочь своим творчеством человеку в зрительном зале сохранить веру в человека.»

 
Творческое лицо театра определяет прежде всего его репертуар. 
Серьезная литература в основе репертуара - один их основополагающих принципов театра. В репертауре сегодня более 20 спектаклей по произведениям отечественной и мировой литературы. Среди них: "Глумов» А.Островского, «Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Вишневый сад» А.П.Чехова, "Дядюшкин сон" Ф.М.Достоевского, «Визит дамы» Ф.Дюрренматта, «Трехгрошовая опера» Б.Брехта, К.Вайль, "Великий комбинатор" по роману И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев", "Квадратура круга" В.Катаева, «Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком» И.Квирикадзе. Большим успехом у зрителей пользуются музыкальные спектакли, для постановки которых в театре была создана инструментальная группа, с актерами работает хореограф, занимается вокалом хормейстер. Все музыкальные спектакли идут с живым музыкальным сопровождением и живым вокалом. Удостоенный в 2000г.Государственной премии Татарстана им.Г.Тукая «Скрипач на крыше» Д.Бока, Д.Стайна, «Трехгрошовая опера» Б.Брехта, К.Вайля, «Роковые яйца» по повести М.Булгакова. Огромной популярностью пользуются мюзиклы, предназначенные детскому зрителю: «Приключения Тома Сойера» по повести М.Твена, «Доктор Айболит» К.Чуковского, «Красная Шапочка» Е.Шварца, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстого, «Любовь к трем апельсинам» К.Гоцци, М.Светлова.

 
Главное богатство театра – актеры. Сегодня труппа в отличной творческой форме, обладает большим творческим потенциалом, наличием ярких актерских  дарований и сплоченностью актерского ансамбля. В театре обучается уже  второй набор совместного актерского курса театра и Российской академии театрального института - ГИТИС. Энергия  способной молодежи в сочетании  с мастерством старшего поколения  позволяет браться за постановки различной степени сложности. В  составе труппы народные артисты  России и Татарстана, лауреаты Гос.премии РТ им.Г.Тукая  Светлана Романова, Геннадий Прытков, народный артист России и Татарстана Вадим Кешнер, заслуженный артист России, народный артист Татарстана Феликс Пантюшин, народные артисты Татарстана Марина Кобчикова, Михаил Галицкий, заслуженные артисты Татарстана Кирилл Ярмолинец, Илья Славутский, Ирина Чернавина, Антонина Иванова, Лидия Огарева, Елена Галицкая,Эльза Фардеева, Марат Голубев, ведущие молодые артисты театра Елена Ряшина, Надежда Ешкилева.

Современный репертуар

  • 1994, октябрь — «Ревизор» Н. В. Гоголя, постановка Александра Славутского;
  • 1994, октябрь, 2007, апрель — «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозёрова, постановка Александра Славутского;
  • 1997, октябрь — «Роковые яйца» М.А. Булгаков, постановка Александра Славутского;
  • 1998, ноябрь — «Скрипач на крыше» (повести Шолом-Алейхема «Тевье молочник»)постановка Александра Славутского;
  • 1999, март — «Пиковая дама» А.С. Пушкин, постановка Александра Славутского;
  • 2000, октябрь — «Трехгрошовая опера» Б. Брехт, постановка Александра Славутского;
  • 2001, октябрь — «Тайна дома Вернье», пьеса Роберта Тома по повести Агаты Кристи «Нежданный гость»), постановка Александра Славутского;
  • 2002, октябрь — «Американская шлюха или путешествие по России с папой-алкоголиком» Ираклий Квирикадзе (только для зрителей старше 18 лет), постановка Александра Славутского;
  • 2004, 22 сентября — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, постановка Александра Славутского;
  • 2005, 24 февраля — «Синьор из общества» Д.Скарниччи, Р.Тарабузи, постановка Игоря Войтулевича;
  • 2006, сентябрь — «Визит дамы» Дюрренматта, постановка Александра Славутского;
  • 2007, 27 ноября — «Глумов» (по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»), постановка Александра Славутского;
  • 2007, январь — «Квадратура круга» В.П. Катаев, постановка Александра Славутского;
  • 2008, 10 июня — «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевский, постановка Александра Славутского;
  • 2009, 2 октября — «Великий комбинатор» (по роману И.Ильфа, Е.Петрова «Двенадцать стульев»), постановка Александра Славутского;
  • 2010, 6 марта — «Уважаемые граждане» (М.Зощенко «Уважаемые граждане»), постановка Александра Славутского;
  • 2010, 22 сентября — «Пыль в глаза» (по пьесе Э. Лабиша «Пыль в глаза»), постановка Александра Славутского.

Детские спектакли

  • 1996, март — «Любовь к трем апельсинам» М.А. Светлов (по мотивам К.Гоцци, постановка Александра Славутского;
  • 1998, июнь — «Приключения Тома Сойера» М.Твен, постановка Александра Славутского;
  • 2000, декабрь — «Доктор Айболит» К.И. Чуковский, постановка Александра Славутского;
  • 2001, декабрь — «Красная шапочка» Е.Л. Шварц, постановка Ильи Славутского;
  • 2004, декабрь — «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстой, постановка Александра Славутского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. http://www.teatrkachalov.ru/
    2. http://ru.wikipedia.org/
    3. http://www.kino-teatr.ru/teatr/182/

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


Информация о работе Казанский государственный академический русский Большой драматический театр имени В.И. Качалова