Казанский собор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Икона Казанской Божией Матери, покровительницы государства Российского и дома Романовых, была привезена в Санкт-Петербург Петром І в 1710 году для освящения новой столицы Российской империи. Первоначально икону помещают в церковь Рождества Богородицы на Петроградской стороне. Но эта церковь была деревянной, постройка обветшала, и в 1727 году икону переносят в Троицкий собор близ Петропавловской крепости.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. 4
Проектирование и строительство архитектурного ансамбля 4
1.1 Собор 4
1.2 Площадь у собора 7
1.3 Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-Де-Толли 8
1.4 Ограда у Казанского Собора (сквер Воронихина) 10
1.5 Фонтан у Казанского Собора (сквер Воронихина) 11
1.6 Казанский мост 12
Глава II. 15
Внешнее и внутреннее убранство собора 15
2.1 Внешнее убранство 15
2.2 Внутреннее убранство 17
Глава III. 19
Словарь архитектурных терминов 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

курсовая казанский собор.docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)

Над сводом моста была создана наружная изоляция, исключающая обводнение и разрушение кирпичной кладки. Ранее, в начале XIX века, про постройке моста строители использовали для изоляции моста цементно-известковое покрытие, которое не выдержало двухсотлетней эксплуатации, так как весьма ненадёжно. Немалую проблему строителям при укладке изоляции создали коммуникации, проходящие по мосту в его проезжей части Невского проспекта. Многие из них находились в весьма ветхом состоянии, к примеру, из 45 пар телефонных кабелей, лежащих на арке моста, самая старая датировалась 1910 годом, поэтому тревожить их для установки гидроизоляции было весьма проблематично. Строителям удалось найти оригинальное решение: изоляция была уложена не на конструкцию свода, а в проезжую часть Невского проспекта, над коммуникациями.

Работы на подводной части моста, по инъектированию подводной бутовой кладки свода, были проведены с использованием водолазов.

Как удалось установить в процессе реставрации, основной проблемой, влияющей на долговечность Казанского моста, оказалась его уникальная ширина. По мнению строителей, проводивших реконструкцию моста, наибольшим испытанием для свода стали наши уникальные климатические условия вкупе с шириной моста. Он практически представляет собой длинную трубу над рекой, и когда наверху мороз, в трубе может сохраняться плюсовая температура, что и является основным разрушающим фактором.

По мнению Дмитрия Лабутина, директора организации, проводившей ремонт, после проведённых работ можно гарантировать надёжную эксплуатацию моста на ближайшие 50 лет.

В принципе, мост, наверное, простоит и ещё двести лет до ближайшего ремонта, ведь ему не впервой.

 

Глава II.

 Внешнее и внутреннее убранство собора

 

2.1 Внешнее убранство

 

Во внешнем оформлении собора широко использована скульптура. Рельефное панно над восточным проездом «Источение Моисеем воды в пустыне» исполнено И.П Мартосом, над западным – «Воздвижение медного змия» - И.П. Прокофьевым. Фриз на аттике церковной абсиды, изображающий «Вход в Иерусалим», принадлежит Д. Рашетту.

Автором барельефов «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», помещённых в северном портике, был Ф.Г. Гордеев.

В нишах стоят четыре бронзовые статуи. Две из них – «Святой Владимир» и «Александр Невский» - отлиты по моделям С.С Пименова, статуя «Иоанн Креститель» - по моделям И.П. Мартоса и «Андрей Первозванный» - по модели В.И. Демут-Малиновского. Отливка статуй была поручена лучшему русскому литейщику начала XIX века – В.П. Екимову. Не все задуманные Воронихиным скульптуры были изготовлены и не все сохранились. У портиков северной колоннады на сохранившихся пьедесталах были установлены гипсовые статуи архангелов Михаила и Гавриила. Их предполагали исполнить из бронзы, однако в 1827 году фигуры были удалены и с тех пор пьедесталы пустуют. Из барельефов внутри собора сохранились только два: «Шествие по Голгофу» - Ф.Ф. Щедрина и «Взятие Христа воинами в Гефсинамском саду» - Д. Рашетта.

Барельефы и статуи на фасадах собора – выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность. Статуи святых Владимира и Александра Невского – лучшие из работ Пименова.

В 1805-1806 годах для собора были отлиты бронзовые створы северных дверей, воспроизводящие «Райские двери» Баптистерия во Флоренции, работы знаменитого флорентийского скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Гипсовый слепок этих дверей Академия художеств приобрела в 1774 году. Отливку и чеканку бронзовой копии дверей исполнил Екимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Внутреннее убранство

 

Не менее интересно выполнено и внутреннее убранство собора, расчленённое на три нефа. Колоннады из двух рядов коринфских колонн несут цилиндрические своды. Всего в соборе установлено 56 монолитных колонн, выполненных из красного гранита. Четыре пилона служат опорой подпружных арок и парусов, поддерживающих барабан и купол, состоящий из трёх оболочек. Нижняя оболочка имеет широкое отверстие диаметром 6,7 метра. Вторая, средняя оболочка прорезана у основания окнами-люкорнами, освещающими пространство между двумя сводами. Внешняя оболочка купола выполнена из кованого железа на металлической основе в виде радиально расходящихся рёбер. Это первый в мире металлический купол.

Стройный и лёгкий купол на высоком барабане, обработанном пилястрами, возвышается над развёрнутыми по горизонтали колоннадами, увенчанными широким поясом антаблемента и балюстрад.

Сложен по своей конструкции пол собора. Для создания столь сложного рисунка в центре зала и несущего покрытия по всему собору было уложено несколько тысяч пластин самой разнообразной формы из шокшинского камня и олонецкого мрамора.

К большому сожалению, не сохранилось множество барельефов, изображавших евангелистов, используемых для декорировки иконостасов. Это было связано с тем, что из-за сырости, в апреле 1814 года. В соборе начала осыпаться штукатурка. В связи с этим пришлось удалить штукатурку, а вместе с ней и барельефы, так как они могли осыпаться. Видимо, сказалась спешка при строительстве.

Сегодня место барельефов занимает роспись по штукатурке: изображения евангелистов, гирлянды из лавровых листьев и растительные орнаменты.

До нашего времени сохранилось только два барельефа. Это «Взятие Христа воинами в вертограде» работы Жана-Доминика Рашетта и «Шествие по Голгофу», работы Ф.Ф Щедрина.

Фасады собора облицованы пудожским камнем, который добывался в каменоломнях недалеко от деревни Пудость, что под Гатчиной.  Из блоков этого же камня исполнены колонны собора, капители, антаблемент, балюстрады, барельефы. Очень удачно камень использован и в интерьерах собора.

Великолепные колоннады из 56 коринфских колонн, вытесанных из монолитов розового финляндского гранита, добытого на острове Сорвали под Выборгом, создают основной художественный эффект оформления внутреннего пространства собора. Колонны выломаны и обработаны в начале XIX века прославленным мастером каменных работ, вологодским крестьянином Самсоном Сухановым. Бронзовые капители колонн отлил на заводе Ч. Берда литейщик Тарас Котов.

 

Глава III.

Словарь архитектурных терминов

 

Абсида – алтарный выступ в церковных зданиях, обычно полуовальной формы.

Антаблемент – перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из трёх частей: архитрав (нижняя часть – балка), фриз и карниз.

Аттик – стенка, надстроенная над венчающим карнизом архитектурного сооружения.

База – утолщённое основание колонны.

Балюстрада – невысокое ограждение балконов, террас, лестниц и т.п., состоящее из фигурных столбиков, объединённых снизу общим основанием, а сверху – плитой, балкой.

Барельеф – выпуклое изображение или орнамент на плоскости (стене). Различают: а) Барельеф – изображение выступает на плоскости менее чем на половину полного объёма; б) Горельеф – выступает более чем на половину полного объёма.

Канелюры – продольные желобки, проходящие по стволу колонные или пилястры.

Капитель – венчающая часть колонны.

Кессоны – углубления квадратной или многоугольной формы, применяемые для художественной обработки сводов.

Колонна – вертикальная, обычно круглая опора. Имеет три части: основание (база), ствол, капитель.

Люнет – небольшой арочный проём, ограниченный снизу горизонталью, расположенный в сводах, в куполе, над окном или дверью. Служит для освещения помещения и для обогащения архитектурных форм здания.

Неф – продолговатая часть храма (имеющего форму вытянутого креста), в большинстве случаев разделённая столбами или колоннами на три части: главный широкий и высокий неф и два боковых, более низких и узких.

Пилоны – в данном случае столбы, поддерживающие купол.

Пилястра (пилястр) – вертикальный выступ на поверхности стены, повторяющий части и пропорции колонны. Портик – галерея, обычно перед входом в здание, образованная рядами колонн или столбов, несущих перекрытие.

Фриз – средняя часть антаблемента, заключённая между архитравами и карнизом.

 

 

 

Заключение

 

Казанский собор – одна из жемчужин архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга. Расположенный в центре города, на Невском проспекте, он знаком каждому гражданину и большинству гостей нашего города.

Казанский собор - яркий пример того, что синтез искусств достигает совершенства в те периоды, когда искусство находятся в своем развитии на подъеме, связанном с прогрессивными движениями в жизни общества.

Неповторимый облик собора, несомненно, стал одним из городских символов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Шурыгин Я. Казанский Собор/Я. Шурыгин.-Я.-И. “Лениздат”, 1987.-400 с.

2. Игнатенко В. КАЗАНСКИЙ СОБОР. Страницы истории. Путеводитель/ В. Игнатенко.- В.Е. 2007-127с.

 

 


Информация о работе Казанский собор