Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 05:40, реферат
О возникновении искусства возделывать шелк в Китае существует красивая легенда. Согласно ей жена Великого Желтого Императора Ши Хуан-Ди - Лэй Цзу сидела под тенистой кроной тутовника, наслаждаясь отваром из трав. Неожиданно в ароматный напиток упал кокон шелкопряда. Раздосадованная императрица извлекла кокон из чаши и обнаружила, что он начал разматываться, нить все тянулась и тянулась…
Китайский шелк в истории.
О возникновении искусства возделывать шелк в Китае существует красивая легенда. Согласно ей жена Великого Желтого Императора Ши Хуан-Ди - Лэй Цзу сидела под тенистой кроной тутовника, наслаждаясь отваром из трав. Неожиданно в ароматный напиток упал кокон шелкопряда. Раздосадованная императрица извлекла кокон из чаши и обнаружила, что он начал разматываться, нить все тянулась и тянулась… В тот миг прекрасная Лэй Цзу догадалась, что из этой нити можно получить чудесное волокно для пряжи… С тех пор императрицу нарекли «Божеством Шелка». По праздникам в ее честь на алтари храмов возлагали подношения в виде коконов шелкопряда.
История же гласит, что первые коконы тутового шелкопряда и их удивительные свойства были обнаружены китайцами почти пять тысяч лет назад. При раскопках в разных районах Китая коконы тутового шелкопряда были обнаружены в культурных слоях, относящихся к III тысячелетию до н. э. На найденных надписях на черепашьих панцирях и костях содержались иероглифы, обозначающие понятия « шелкопряд», «тутовник», «шелк» и «шелковая материя». Достоверно известно, что к V веку до н. э. тутовых червей разводили в шести провинциях Поднебесной, а основным центром шелководства был Ханчжоу. Весной императрица открывала сезон шелководческих работ, они длились шесть месяцев и считались по преимуществу женскими. Поначалу редчайшую ткань носили только члены императорской фамилии. Во дворцовых покоях император, его жена и наследник облачались в белую шелковую одежду, а во время торжественных выходов – в желтую. Но по мере расширения производства ходить в шелке начали придворные, потом и люди простого звания. Культ шелка в Китае достиг невероятных масштабов. В старых китайских текстах неоднократно упоминаются жертвоприношения Божествам шелковичного червя – Юнь-Юй, священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места специальных культовых ритуалов. Кроме того, этот материал стали использовать для изготовления лески, тетивы, струн музыкальных инструментов и бумаги. В эпоху династии Хань (III век до н. э. – III век) шелк стал в Китае всеобщим эквивалентом: им платили подати крестьяне, а государство расплачивалось шелком с чиновниками.
Во времена Воюющих царств (475 - 221 гг. до н.э.) шелк и шелковые изделия уже стали доступными широким массам населения. Технологии, связанные с шелкопрядением, вышивкой, окраской ткани, получили повсеместное распространение. В Древнем Китае каждая из провинций страны производила свой вид шелка, который и назывался в честь места изготовления. Однако, крупными и передовыми центрами шелкоткачества в Китае стали районы - по течению реки Хуанхэ, по течению реки Янцзы и в провинции Сычуань.
В период династии Хань (середины II в. до н.э. ) значительно повысилась производительность шелка, воображение поражают его яркость красок, богатство и совершенство вышивки. Начинается исторический процесс распространения шелководства на соседние территории. В домах знати в период Хань были свои мастерские, копирующие, естественно в меньших масштабах, императорские.
В эпоху Тан наблюдается значительное изменение шелководства и шелкоткачества. После утверждения танской династии в столице Чанъани были учреждены дворцовые ткацкие мастерские, называвшиеся «Ведомством ткачества и окраски». Первоначально мастерские изготовляли для двора церемониальные головные уборы, позже стали изготавливать шелковые ткани, заниматься их окраской, производить многоцветные шелковые ткани. Специальные мастерские занимались сбором красителей: цветов, листьев, коры и корней растений в соответствующее время года. В конце VI – начале VII в. главные шелкоткацкие центры Китая находились на территории современных провинций Хэнань, Хэбэй, Шаньдун и Сычуань.
Китайский шелк Танской династии (618–907 гг.) обнаружен на территории Синьцзяна, в Турфане, в Таджикистане, на Северном Кавказе. Найденные ткани доказывают, что этот период был временем расцвета торговли, и китайский шелк в большом количестве вывозился по Шелковому Пути в Европу. Впервые шелк переступил границу Китая во II веке до н.э., когда китайский посол Чжан Цянь открыл для Китая страны Центральной Азии. Караваны, груженные бесценной тканью, отправились на запад, дав этому древнему маршруту название Шелкового пути. Постепенно торговля шелком распространилась на соседние страны – в Корею и Японию, а впоследствии – в Индию и Персию. Шелк отправляли на судах и караванами через горы и пустыни в Европу. Но, несмотря на развитие торговли, китайцы еще в течение нескольких веков строго хранили секрет производства шелка - любая попытка вывезти бабочек, гусениц или яйца за границу каралась смертной казнью. Попыток объяснить происхождение шелка было очень много. Знатные европейские вельможи, любуясь матовым блеском чудо-ткани, никак не могли взять в толк, из чего она сделана. Римский поэт Вергилий полагал, что шелк вычесывают из листьев, греческий историк Дионисий думал, что его получают из цветов. Также европейцы верили, что блестящие мягкие нити «произрастают» на особых деревьях или что шелк как паутину производят гигантские жуки. Другие уверяли, что шелк – это пух особых птиц. А Аммианус Марцеплинус, римский историк IV века, даже заявил: «Шелковые ткани производятся из земли! В Китае земля мягкая, как шерсть, - утверждал он – После поливки и особой культивации ее можно использовать для формирования шелковых нитей!»
Фрагменты древних шелковых тканей.
Хранение и охрана древних шелковых изделий представляются очень трудной задачей. Дело в том, что древняя шелковая ткань сама по себе очень хрупкая, к тому же, она чаще всего хранилась далеко не в идеальных условиях, а после извлечения на свет спустя столетия ей пришлось столкнуться с резкими изменениями в окружающей обстановке и климатических условиях. Поэтому вовсе не удивительно, что хорошо сохранившаяся в своем первозданном виде старинная шелковая ткань является большой редкостью. В Павильоне шелковой ткани Китайского музея шелка посетители могут увидеть некоторые фрагменты древних шелковых тканей, найденных археологами при раскопках стоянок. История этого куска поплина с ромбическим орнаментом насчитывает более 2100 лет. Он был обнаружен вместе с другими погребальными предметами в усыпальнице, возведенной в конце периода Воюющих царств (475–221 гг. до н.э.) или в начале династии Западная Хань (206 г. до н.э.–8 г.). По словам специалистов, для создания такой изысканной ткани со сложным рисунком плетения требовались профессиональные знания и большое мастерство, поэтому она могла принадлежать только представителю высшей знати.
Орнаменты на парче, изготовленной во время правления династии Хань, обычно всегда отличаются своеобразным колоритом и носят ярко выраженные черты эпохи. Тогдашние правители Китая исповедовали даосизм, поэтому на шелке нередко изображались счастливые знаки и символы, такие как, например, чудесные птицы и звери, «парящие» средь облаков. Представленный в музее фрагмент парчовой ткани династии Хань поражает простым геометрическим орнаментом: это пилообразный узор, которые редко встречается на тканях династии Хань.
Список использованных источников.
-http://www.livemaster.ru/
-Рубинов Э. Б., Усенко В. А., Ибрагимов С. С. Учение о шелке ч. 1. — М., 1966.