Китайское садово-парковой искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:32, доклад

Описание работы

Анализ китайского сада "Сад отдохновения» Лююань, который считается лучшим образцом садово-паркового искусства Южного Китая периода династии Цин и охраняется государством, как памятник национальной культуры.

Файлы: 1 файл

Сад Лююань.docx

— 1.57 Мб (Скачать файл)

        ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» 
Гуманитарный институт 
Факультет искусствоведения и культурологии

 

                                            Кафедра культурологии

 

 

 

Курс «Искусство Дальнего Востока: Китай и Япония»

Тема: «КИТАЙСКОЕ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО».

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2010

 

 

 

 

 

 

 

«Сад Отдохновения» Лююань

    «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы…»

«Сад отдохновения» Лююань считается лучшим образцом садово-паркового искусства Южного Китая периода династии Цин и охраняется государством, как памятник национальной культуры.

Лююань находиться в городе Сучжоу, в восточнокитайской провинции Цзянсу, которая славиться удивительной красоты садами. Живописные пейзажные сады Китая всегда славились гармоничным сочетанием искусственных горок и водоемов с архитектурными сооружениями, цветами и деревьями. Сучжоу изобилует озерами, водоемами и речками, климат здесь идеален как для человека, так и для растений. Интересно то, что в Сучжоу, практически, нет гор, но городские окрестности богаты причудливыми камнями, которые прекрасно подходят для сооружения искусственных садовых горок, настоящие произведения искусства сооружают из камней разных форм.

Если обратиться к истории, то можно вспомнить, что в периоды  династий Мин и Цин, Сучжоу переживал экономический и культурный подъем, именно тогда он стал идеальным местом для создания частных пейзажных садов, и насчитывал около 300 парков.

Владельцами частных садов  в Сучжоу были удалившиеся в отставку чиновники, богатые торговцы, литераторы и художники. Одни сами проектировали сады, другие прислушивались к советам профессиональных знатоков садового искусства. Многие мастера, занимавшиеся устройством пейзажных садов, отличались благородством натуры и незаурядным творческим талантом. Сады обносились внешней стеной, оберегающей тишину от городской суеты.  
 
Садовые постройки варьируются по стилю в зависимости от своего функционального назначения: для отдыха, приема гостей, чтения и многого другого. Сооружения отличают легкость, живость, пластика и изящество. Сад "Лююань" знаменит замечательной композицией: открывает сад зигзагообразная галерея. Прогулка по ней наполняет душу умиротворением. Когда галерея кончается, взору предстают разнообразные постройки, разделяющие сад на несколько гармонично сочетающихся друг с другом пространств: в центральной части - господствуют горки и водоемы. Кристально чистая вода словно замерла в окружении горных пиков. В восточной части доминирует архитектурный ансамбль, во дворе которого будто вкраплены причудливые камни и утесы. В северо-западной части сада пробивающийся средь расщелин ручей и буйная зелень напоминают девственный горный лес.  
Пестрые цветы и изумрудные травы под окнами, "древние деревья" меж горок и бамбуковая роща. Все это плод душевных усилий и таланта мастера, торжество воплощенной идеи.

Сам сад разделен на западную и восточную части. В западной части - павильоны, пруды с разноцветными камушками, сады камней. Интересны эффекты светотени, сочетание построек и холмов из ракушника, оптический эффект, создаваемый сочетанием гор и озер, которые выглядят достовернее, чем в естественных условиях.

Попав в классический пейзажный  сад Сучжоу, нельзя увидеть все его прелести сразу, они сокрыты экранирующими ширмами. Нередко ширмой служит искусственная горка, стена, постройка, заросль цветущих деревьев. Гуляя по галерее в саду "Лююань", проникаешь в глубинный смысл стихотворения поэта династии Сун , Лу Ю: "Кряж за кряжем, ручей за ручьем, кажется нет уж дорог, но в просвете меж ив и цветов виднеется вновь хуторок".  
 
Количественная ограниченность пейзажей с лихвой компенсируется их вариативностью. Пейзаж меняется на каждом шагу, не говоря уже о метаморфозах при смене времен года. У одного и того же водоема можно испытать все виды наслаждения: любоваться резвящимися рыбами и вдыхать аромат цветущих лотосов, сидя в каменной лодке, забравшись повыше, взирать на захватывающую дух чарующую картину гор и вод. В солнечные знойные дни, склонившись к водоему, ощутить свежесть ветерка и прохладу воды. В ненастную погоду усладить слух лепетом дождя, а взор -последними цветами лотоса.  
Арочные проходы и деревянные узорчатые решетки на окошках в стенах садовых построек делают сад сквозным. 
Интересно, что «Сад отдохновения» сравнительно молодой для Сучжоу сад, в его основе легли концепции сбора элементов из других садов и смешение их в нечто новое и уникально-прекрасное. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пусто в саду. 
Не заходит и тот, 
Кого упрекнуть бы я мог, 
Как редкого гостя. 
Лишь травы и листья вокруг. Одиночество мой друг» Сонэ-но Ёситада

 

 

 

 

«Возможно ль забыть 
Этот ночлег 
В садах росистых 
Среди цветов прекрасной мальвы 
При свете утренней зари?» Сёкуси Найсинно

«Кукушка! 
Прилетевши с гор, 
В каком саду ты прежде запоешь? 
Кто раньше всех 
Твое услышит пенье?» Бэн-но мэното


Информация о работе Китайское садово-парковой искусство