Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:32, доклад
Анализ китайского сада "Сад отдохновения» Лююань, который считается лучшим образцом садово-паркового искусства Южного Китая периода династии Цин и охраняется государством, как памятник национальной культуры.
ФГОУ ВПО «Сибирский
федеральный университет»
Гуманитарный институт
Факультет искусствоведения
и культурологии
Курс «Искусство Дальнего Востока: Китай и Япония»
Тема: «КИТАЙСКОЕ САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО».
Красноярск, 2010
«Сад Отдохновения» Лююань
«Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы…»
«Сад отдохновения» Лююань считается лучшим образцом садово-паркового искусства Южного Китая периода династии Цин и охраняется государством, как памятник национальной культуры.
Лююань находиться в городе Сучжоу, в восточнокитайской провинции Цзянсу, которая славиться удивительной красоты садами. Живописные пейзажные сады Китая всегда славились гармоничным сочетанием искусственных горок и водоемов с архитектурными сооружениями, цветами и деревьями. Сучжоу изобилует озерами, водоемами и речками, климат здесь идеален как для человека, так и для растений. Интересно то, что в Сучжоу, практически, нет гор, но городские окрестности богаты причудливыми камнями, которые прекрасно подходят для сооружения искусственных садовых горок, настоящие произведения искусства сооружают из камней разных форм.
Если обратиться к истории, то можно вспомнить, что в периоды династий Мин и Цин, Сучжоу переживал экономический и культурный подъем, именно тогда он стал идеальным местом для создания частных пейзажных садов, и насчитывал около 300 парков.
Владельцами частных садов
в Сучжоу были удалившиеся в отставку
чиновники, богатые торговцы, литераторы
и художники. Одни сами проектировали
сады, другие прислушивались к советам
профессиональных знатоков садового искусства.
Многие мастера, занимавшиеся устройством
пейзажных садов, отличались благородством
натуры и незаурядным творческим талантом.
Сады обносились внешней стеной, оберегающей
тишину от городской суеты.
Садовые постройки варьируются по стилю
в зависимости от своего функционального
назначения: для отдыха, приема гостей,
чтения и многого другого. Сооружения
отличают легкость, живость, пластика
и изящество. Сад "Лююань" знаменит
замечательной композицией: открывает
сад зигзагообразная галерея. Прогулка
по ней наполняет душу умиротворением.
Когда галерея кончается, взору предстают
разнообразные постройки, разделяющие
сад на несколько гармонично сочетающихся
друг с другом пространств: в центральной
части - господствуют горки и водоемы.
Кристально чистая вода словно замерла
в окружении горных пиков. В восточной
части доминирует архитектурный ансамбль,
во дворе которого будто вкраплены причудливые
камни и утесы. В северо-западной части
сада пробивающийся средь расщелин ручей
и буйная зелень напоминают девственный
горный лес.
Пестрые цветы и изумрудные травы под
окнами, "древние деревья" меж горок
и бамбуковая роща. Все это плод душевных
усилий и таланта мастера, торжество воплощенной
идеи.
Сам сад разделен на западную и восточную части. В западной части - павильоны, пруды с разноцветными камушками, сады камней. Интересны эффекты светотени, сочетание построек и холмов из ракушника, оптический эффект, создаваемый сочетанием гор и озер, которые выглядят достовернее, чем в естественных условиях.
Попав в классический пейзажный
сад Сучжоу, нельзя увидеть все его
прелести сразу, они сокрыты экранирующими
ширмами. Нередко ширмой служит искусственная
горка, стена, постройка, заросль цветущих
деревьев. Гуляя по галерее в саду "Лююань",
проникаешь в глубинный смысл стихотворения
поэта династии Сун , Лу Ю: "Кряж за кряжем,
ручей за ручьем, кажется нет уж дорог,
но в просвете меж ив и цветов виднеется
вновь хуторок".
Количественная ограниченность пейзажей
с лихвой компенсируется их вариативностью.
Пейзаж меняется на каждом шагу, не говоря
уже о метаморфозах при смене времен года.
У одного и того же водоема можно испытать
все виды наслаждения: любоваться резвящимися
рыбами и вдыхать аромат цветущих лотосов,
сидя в каменной лодке, забравшись повыше,
взирать на захватывающую дух чарующую
картину гор и вод. В солнечные знойные
дни, склонившись к водоему, ощутить свежесть
ветерка и прохладу воды. В ненастную погоду
усладить слух лепетом дождя, а взор -последними
цветами лотоса.
Арочные проходы и деревянные узорчатые
решетки на окошках в стенах садовых построек
делают сад сквозным.
Интересно, что «Сад отдохновения» сравнительно
молодой для Сучжоу сад, в его основе легли
концепции сбора элементов из других садов
и смешение их в нечто новое и уникально-прекрасное.
«Пусто в саду.
Не заходит и тот,
Кого упрекнуть бы я мог,
Как редкого гостя.
Лишь травы и листья вокруг. Одиночество
мой друг» Сонэ-но Ёситада
«Возможно ль забыть
Этот ночлег
В садах росистых
Среди цветов прекрасной мальвы
При свете утренней зари?» Сёкуси Найсинно
«Кукушка!
Прилетевши с гор,
В каком саду ты прежде запоешь?
Кто раньше всех
Твое услышит пенье?» Бэн-но мэното