Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 19:26, реферат
Что касается «настоящего», то это стало возможным, благодаря возвращению Малевича после «запрещения супрематизма 30-х» и его переосмыслению нашими современниками. По прошествии долгого времени картины Малевича стали выставляться в Третьяковской Галерее и Русском Музее. Вышло его 5-ти томное собрание сочинений, появилось много исследовательских работ современных критиков и искусствоведов. Таким образом, современная культура обогатилась достояниями целой эпохи, которую представляет Малевич.
Введение
1) Супрематизм Казимира Малевича…………………………………….5
2) Беспредметное искусство – это «чистое Искусство» ………………. 9
3) Главный элемент - Черный квадрат …………………………………. 11
4) К.Малевич три стадии супрематизм…………………………………. 15
Заключение
Список литературы
Отголоски многочисленных естественно-научных
(физических, в частности), экономических,
психологических и философских теорий
того времени сливаются у Малевича в эклектическую
(а сегодня мы сказали быпостмодернистскую,
- хотя и у главного авангардиста!) теорию
искусства. Как художник с тонким живописным
чутьем, он ощущает различную энергетику
(реальную энергетику) любого предмета,
цвета, формы и стремится «работать» с
ними, организовать их в плоскости холста
на основе предельной «экономии» (Эту
тенденцию во второй половине столетия
по-своему разовьет минимализм). «
Супрематические знаковые конструкции, заменившие, как утверждал Малевич, символы традиционного искусства, превратились вдруг для него в самостоятельные «живые миры, готовые улететь в пространство» и занять там особое место наряду с другими космическими мирами. Увлеченный этими перспективами Малевич начинает конструировать пространственные «супремусы» – архитектоны и планиты, как прообразы будущих космических станций, аппаратов, жилищ и т.п. Категорически отказавшись от одного, земного, утилитаризма, он под влиянием новейших физико-космических теорий приводит искусство к новому утилитаризму, уже космическому.
3. Главный элемент - Черный квадрат
Главный элемент супрематических работ Малевича – квадрат. Затем будут комбинации квадратов, кресты, круги, прямоугольники, реже – треугольники, трапецоиды, эллипсоиды. Квадрат, однако, – основа геометрического супрематизма Малевича. Именно в квадрате усматривал он и некие сущностные знаки бытия человеческого (черный квадрат – «знак экономии»; красный – «сигнал революции»; белый – «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни»), и какие-то глубинные прорывы в Ничто, как нечто неописуемое и невыговариваемое, но – ощущаемое.
Черный квадрат – знак экономии, пятого измерения искусства, «последняя супрематическая плоскость на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту» (98). Стремясь оставить в искусстве только его сущность, беспредметное, чисто художественное, он выходит «за их орбиту», и сам мучительно пытается понять,куда. Сведя к минимуму вещность, телесность, изобразительность (образ) в живописи, Малевич оставляет лишь некий пустой элемент – собственно пустоту (черную или белую) как знак-приглашение к бесконечному углублению в нее – в Нуль, в Ничто; или – в себя. Он убежден, что не следует искать ничего ценностного во внешнем мире, ибо его там нет. Все благое – внутри нас, и супрематизм способствует концентрации духа созерцающего на его собственных глубинах. Черный квадрат – приглашение к медитации! И путь! «…три квадрата указывают путь». Однако для обыденного сознания это слишком трудный и даже страшный, жуткий «путь» через Ничто в Ничто. И Малевич в своем творчестве отступает от края абсолютной апофатической бездны в цветной супрематизм – более простой, доступный, художественно-эстетический. Гармонически организованное парение легких цветных конструкций из геометрических форм хотя и выводит дух созерцающего за пределы обыденной земной атмосферы в некие более высокие уровни духовно-космического бытия, тем не менее не оставляет его один на один с трансцендентным Ничто.
Более взвешенно и продуманно «философию
супрематизма» Малевич изложил к 1927 г.
Здесь еще раз констатируется, что супрематизм
– это высшая ступень Искусства, сущность
которого беспредметность,
В супрематической теории Малевича важное место занимает понятие «безликости», стоящее у него в одном ряду с такими понятиями, как беспредметность и без о бразность. Оно означает в широком смысле отказ искусства от изображения внешнего вида предмета (и человека), его видимой формы. Ибо внешний вид, а в человеке лицо, представлялись Малевичу лишь твердой скорлупой, застывшей маской, личиной, скрывающей сущность. Отсюда отказ в чисто супрематических работах от изображения каких-либо видимых форм ( = образов = ликов), а во «второй крестьянский период» (конец 1920-начало 1930-х гг.) – условно-обобщенное, схематизированное изображение человеческих фигур (крестьян) без лиц, с «пустыми лицами» – цветными или белыми пятнами вместо лиц (без-ликость в узком смысле). Ясно, что эти «без-ликие» фигуры выражают «дух супрематизма», пожалуй, даже в еще большей мере, чем собственно геометрический супрематизм. Ощущение «пустыни небытия», бездны Ничто, метафизической пустоты здесь выражено с не меньшей силой, чем в «Черном» или «Белом» квадратах. И цвет (часто яркий, локальный, праздничный) здесь только усиливает жуткую ирреальность этих образов. Глобальный супрематический апофатизм звучит в «крестьянах» 1928-1932 гг. с предельной силой.
В научной литературе стало почти общим местом напомнить фразу из полемики Бенуа и Малевича о «Черном квадрате» как о «голой иконе». «Без-ликие» крестьяне основателя супрематизма могут претендовать на именование супрематической иконой в не меньшей, если не в большей мере, чем «Черный квадрат», если под иконой понимать выражение сущностных (эйдетических) оснований архетипа. Апофатическая (невыразимая) сущность бытия, вызывающая у человека неверующего ужас перед Бездной небытия и ощущение своей ничтожности перед величием Ничто, а у грядущих экзистенциалистов – страх перед бессмысленностью жизни, выражены здесь с предельным лаконизмом и силой. Человеку же духовно и художественно одаренному эти образы (как и геометрический супрематизм) помогают достичь созерцательного состояния или погрузиться в медитацию.
У Малевича было много учеников и последователей
в России в 1915-1920 гг., которые объединялись
одно время в группе «Супремус», но постепенно
все отошли от супрематизма. Исследователи
усматривают прямое влияние Малевича
на весь европейский конструктивизм. Эт
Эволюцию развития супрематических идей он делил “на три стадии по числу квадратов – черного, красного и белого, черный период, цветной и белый. В последнем написаны формы белые в белом. Все три периода развития шли с 1913 по 1918 год. Периоды были построены в чисто плоскостном развитии. Основанием их построения было главное экономическое начало одной плоскостью передать силу статики или видимого динамического покоя”.Создавая систему супрематизма, Малевич как бы возвращался к такой системе мышления, где, как в древности, художественное, философское, эзотерическое и научное познания мира пребывали в синкретическом единстве, а своим “Черным квадратом” он как бы подытоживал период символического мышления, указывая путь перехода от символа к формуле. Таково было знамение времени, грезившего о грандиозном переустройстве мира и о синтезе, как основе такого переустройства.
Казимир Северинович Малевич – один из самых бескомпромиссных реформаторов искусства ХХ века, кому дано было сформировать наиболее, пожалуй, радикальное художественное направление первой четверти столетия – супрематизм. Его “Черный квадрат” ужаснул одних, восхитил других. Он продемонстрировал волю художника довести искания авангарда до предела, до нуля и начать разработку основ нового искусства “за пределами нуля”. В 1916 г. К.Малевич писал Александру Бенуа: “И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем. Я не слушал отцов, и я не похож на них. И я – ступень”. Он действительно считал свой супрематизм логически чувственным выводом из опыта не только кубизма, но всего мирового искусства. Об этом говорит имя, которое он дал своему детищу: от supremus – наивысший (лат.), утверждая, что супрематизм – это новый реализм, высший реализм. Ступень.[6] В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка "Казимир Малевич в Русском музее". Русский музей, обладающий самой большой в мире коллекцией произведений Казимира Малевича, представил более 100 живописных и 40 графических работ. Несмотря на широкую известность, Малевич остается пока одним из самых загадочных и малоизученных художников. Слишком поздно его наследие стало доступным для обозрения и исследований. Лишь в 1988г. состоялась первая монографическая выставка, на которой были объединены его произведения, хранящиеся в разных странах — России, Голландии, США, Германии. Затем последовали другие выставки, популярность его росла. Но Русский музей не торопился показывать своего Малевича. К выставке готовились долго, несколько лет. В результате исследовательской работы было показано, в частности, что в конце 20-х Малевич начал выстраивать принципиально новую хронологическую концепцию своего творчества. Новые датировки позволяют лучше понять, как развивалось творчество Малевича. У этой коллекции, большая часть которой передана музею родственниками Малевича, непростая история. В марте 1936г., через год после его смерти, мать, вдова и дочери художника передали на хранение в Русский музей 86 живописных произведений и 8 рисунков. А буквально через три месяца после статьи в "Правде", озаглавленной "О формализме в искусстве", из залов музея приказали убрать все, что напоминало бы о Малевиче. Сотрудники попытались оставить в экспозиции хотя бы "безобидную" "Цветочницу", но безуспешно. Так музей стал обладателем творческого наследия художника и одновременно превратился, по пророческому замечанию самого Малевича, в "крепкую гробницу" его произведений. Лишь в 1977 г. с помощью академика Д.С.Лихачева, который сумел убедить вдову Малевича Наталью Андреевну в необходимости передать коллекции музею, работы Малевича официально перешли сюда на постоянное хранение. Еще через несколько лет в экспозиции снова появилась "Цветочница". Однако полностью это собрание показано только сейчас. Русский музей решил построить выставку в академическом ключе, разделив экспозицию на две части. Первая — от 900-х до конца 20-х, от импрессионизма до "крестьянского" цикла. Вторая — произведения, которые подвергались передатировке в середине 10-х и в конце 20-х, а также работы фигуративного характера. Многие картины Малевича в Русском музее показаны с оборотной стороны, чтобы зрители могли убедиться, что зачастую датировки на полотне и на обороте расходятся . Основные вехи творческого пути Малевича соответствуют главным этапам развития русской живописи в начале века. В ранних пейзажах отразились поиски в области импрессионизма ("Пейзаж", "Пейзаж с желтым домом", оба — около 1906), символизма и стиля модерн ("Эскизы фресковой живописи", 1907; "Отдых (Общество в цилиндрах)", 1908). Потом "голуборозовская" томность сменилась размахом и полнотой живописной экспрессии, характерной для образовавшейся в конце 1910г. группы "Бубновый валет" ("Натюрморт", ок. 1910). Период кубофутуризма, весьма непродолжительный хронологически, стал целой эпохой в творчестве Казимира Малевича.
4. К.Малевич три стадии супрематизм.
Представленные на выставке 0,10 полотна
геометрического абстрактивизма носили
сложные, развернутые названия - и не только
потому, что Малевичу не разрешили назвать
их "супрематизм". Перечислю часть из них:
Живописный реализм футболиста - Красочные
массы в четвертом измерении. Живописный
реализм мальчика с ранцем - Красочные
массы в четвертом измерении. Живописный
реализм крестьянки в 2-х измерениях (так
звучало первоначальное полное название
Красного квадрата), Автопортрет в 2-х измерениях.
Дама. Красочные массы в 4-м и 2-м измерении,
Живописный реализм красочных масс в 2-х
измерениях.
Настойчивые указания на пространственные
измерения- двух -, четырехмерные- говорят
о его пристальном интересе к идеям "четвертого
измерения".
Собственно супрематизм подразделялся
на три этапа, три периода: "Супрематизм
в своем историческом развитии имел три
ступени черного, цветного и белого",
- писал художник в книге Супрематизм.
34 рисунка.
Черный этап также начинался с трех форм
- квадрата, креста, круга. Черный квадрат
Малевич определял как "нуль форм",
базисный элемент мира и бытия. Черный
квадрат был первофигурой, первоначальным
элементом нового "реалистического"
творчества. Таким образом, Черный квадрат.
Черный крест, Черный круг были "тремя
китами", на которых зиждилась система
супрематизма в живописи; присущий им
метафизический смысл во многом превосходил
их зримое материальное воплощение. В
ряду супрематических работ черные первофигуры
обладали программным значением, легшим
в основу четко выстроенной пластической
системы. Эти три картины, возникшие не
ранее 1915 года, Малевич всегда датировал
1913 - годом постановки Победы над Солнцем,
который служил для него отправной точкой
в возникновении супрематизма.
На пятой выставке "Бубнового валета"
в ноябре 1916 года в Москве художник показал
шестьдесят супрематических картин, пронумерованных
от первой до последней (ныне восстановить
последовательность всех шестидесяти
работ довольно затруднительно и из-за утрат, и по техническим причинам,
не всегда внимательному отношению в музеях
к надписям на оборотах). Под номером первым
экспонировался Черный квадрат, затем
Черный крест, под третьим номером - Черный
круг.
Все шестьдесят выставленных полотен
принадлежали к первым двум этапам супрематизма.
Цветной период начинался также с квадрата-
его красный цвет служил, по мысли Малевича,
знаком цветности вообще.
Последние холсты цветной стадии отличались
многофигурностью, прихотливой организацией,
сложнейшими взаимоотношениями геометрических
элементов - они словно скреплялись неведомым
могучим притяжением.