Колизей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:42, реферат

Описание работы

Колизей - один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров, - находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона.

Содержание работы

Введение 2

1.Колизей в Древнем Риме: постройка и описание 3

2. Колизей в Средние века и Новое время 7

3. Судьба Колизея в наше время 10

Заключение 11

Список использованных источников 12

Файлы: 1 файл

реферат колизей.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

«Образовательная средняя школа № 5» 
РЕФЕРАТ 
 
«КОЛИЗЕЙ» 
 
 
Выполнил:  
 
Ученик 9 «А» класса 
 
Беляков Владислав 
Учитель: 
 
Перхурова 
 
Елена Анатольевна 
 
г. Тихвин 
 
2010 г. 
Содержание

 

 
Введение 2 
 
1.Колизей в Древнем Риме: постройка и описание 3 
 
2. Колизей в Средние века и Новое время 7 
 
3. Судьба Колизея в наше время 10 
 
Заключение 11 
 
Список использованных источников 12

 

Введение

 
 
Колизей - один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров, - находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона.  
 
Настоящий реферат посвящен истории Колизея, в нем рассмотрены постройка этого грандиозного сооружения, дано его описание, также описана судьба Колизея в Средние века и Новое время, уделено внимание гладиаторским боям, также описаны планы современного итальянского правительства для сохранения амфитеатра от дальнейшего разрушения.  
 
Показано значение Колизея как памятника культуры и символа Рима. 
 
Тема реферата является интересной, актуальной.

  1. Колизей в Древнем Риме: постройка и описание

 
 
Колизей был коллективным сооружением императоров династии флавиев. Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее в 75 г. до R.X. Об этом сообщает Светоний: Предпринял он и новые постройки: амфитеатр посреди города, задуманный ещё Августом. 
 
Строительство было завершено в 80 г. сыном Веспасиана - императором Титом. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона Колизей представлен следующим образом (рис.1). 
 
 
 
Рис.1. Изображение Колизея в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1890 – 1907 гг.) 
Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу: При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей. 
 
Игры и торжества по случаю открытия Колизея продолжались сто дней. За тот период времени на арене Колизея убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов. 
 
Первоначально Колизей назывался по родовому имени упомянутых императоров «Амфитеатром Флавиев» (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colloseo - колоссальный)), либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя Колосс Нерона, воздвигнутая Нероном в честь самого себя. 
 
Подобно другим римским амфитеатрам, Колизей представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. 
 
От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось - 187,77 м, малая ось - 155,64 м, длина арены - 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен - от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров. 
 
С наружной стороны Колизей - четырехъярусное здание. Первые три яруса образовывали аркады по 80 арок, которые опирались на мощные столбы в 2,4 м шириной. Арки были украшены приставными полуколоннами с антаблементом. На первом ярусе - тосканский ордер, на втором - ионический, на третьем - коринфский. Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.  
 
Дыры, видимые сегодня в различных местах стен - это гнезда упомянутых связей, совершенно разрушенных, сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса, принадлежащих к низшим сословиям, возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. То есть распределение мест в Колизее производилось строго в соответствии с социальной принадлежностью граждан (чем ниже положение, тем выше находилось место). Вместимость Колизея составила 50 000 мест. 
 
Над ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене. На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза и сейчас видны отверстия, через которые проходили мачты, упиравшиеся нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, уцелевшие там, где сохранился четвёртый этаж.  
 
Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы. 
 
Вид Колизея изнутри представлен на рисунке 2. 
 
 
 
Рис.2. Вид Колизея изнутри

2. Колизей в Средние века и  Новое время

 
 
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии), когда арена заливалась водой.  
 
Наиболее интересными для публики были гладиаторские бои. 
 
Всего существовало 8 классов гладиаторов, каждый из которых имел свои строгие правила и специальное обмундирование. Некоторые надевали металлические шлемы, другие защищали голову и шею установленным на плече металлическим или кожаным щитом. Были среди них обладатели трезубцев и сетей, похожих на рыбацкие. Другие имели короткую шпагу, под названием - гладио, от которой и получили своё название гладиаторы. Имелись также специальные защитные пластины для рук и ног. Но всё было продумано таким образом, что каждый класс имел свои более открытые уязвлённые места, поэтому не было никакой возможности предугадать по обмундированию, кто из гладиаторов сможет победить, что придавало боям особый интерес. 
 
На аренах использовались жесты, поскольку гладиаторы не могли говорить. Если один из гладиаторов перед боем поднимал вверх указательный палец, это означало, что сражение должно продолжаться до первого ранения. Если рука во время боя была поднята вверх, а большой палец находился в горизонтальном положении - это значило, что потерпевший поражение просит его прикончить. Просили и о пощаде, когда кулак был сжат. Только судья, назначенный исключительно по приказу императора, присутствующий при гладиаторских боях, мог принимать решения: если его рука была сжата в кулак - прощение, если кулак был разжат - смерть.  
 
Вне амфитеатра жизнь гладиаторов проходила как у современных атлетов - строгая диета и физические упражнения. Жили они в специальных казармах. Питались калорийной смесью, состоящей из зерновых культур. Но на ужин перед сражением могли употреблять всё, что хотели, включая женское общество. Многие подрабатывали, служа телохранителями у знатных господ, или участвовали в праздничных дуэлях, где запрещался смертный исход. 
 
По убитым гладиаторам проводили религиозные панихиды и собирали их кровь, так как она считалась священной. Её давали пить больным эпилепсией, поскольку древние римляне верили в её целебные качества. Существовали самые различные поверья, связанные с их смертью. Так, например, богатые невесты во время свадебной церемонии втыкали в свои волосы шпильки, смоченные кровью убитого бойца. Считалось, что это сопутствует счастливой семейной жизни, как в наши дни бросать рис на молодожёнов.  
 
С расширением Римской Империи на аренах начали появляться гладиаторы эмигранты, готовые сражаться за более низкие цены. С этого момента начинается упадок гладиаторских боёв. С принятием христианства положение ухудшается.  
 
При императоре Макрине Колизей сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи (404-405 гг.); тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого (526 г.). После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена. 
 
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года Колизей служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу.  
 
Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.  
 
С середины XIV века в Колизее поселились религиозные братства (на арене была сооружена церковь), проводиться религиозные представления - мистерии, запрещенные в середине XVI века. 
 
В XV и XVI столетиях папа Павел II брал из Колизея материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III - паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры. 
 
Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был папа Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания, подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, исправили некоторые из внутренних лестниц.  
 
Вид Колизея в разрезе представлен на рисунке 3. 
 
 
 
Рис.3. Вид Колизея в разрезе

3. Судьба Колизея в наше время

 
В наше время Колизей - один из памятников Рима.  
 
Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура. 
 
Колизей охраняется нынешним итальянским правительством, по распоряжению последнего под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где это оказалось возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, слувших для того, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии.  
 
Однако просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Во многих местах памятнику архитектуры требуется укрепление. Для сохранения амфитеатра от дальнейшего разрушения достигнута договоренность между итальянским министерством культурного наследия и римским банком, дающим инвестицию в 40 миллиардов лир. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где однажды сражались гладиаторы. Газета «Репубблика» в 1991 г. назвала это соглашение «самым большим союзом между общественным и частным секторами, который когда-либо заключался в Италии для сохранения произведений искусства». 
 
В 2008 г. членом городского совета Рима Умберто Брокколи, отвечающим за культурные ценности итальянской столицы, было предложено возобновить проведение гладиаторских боев в Колизее под чтение отрывков из произведений Сенеки о жизни гладиаторов, однако идея пока не воплощена в жизнь.

Заключение

 
 
Итак, Колизей – это величайший римский амфитеатр, постройка которого была начата императором Веспасианом (75 г до R.X.), а закончена его сыном Титом в 80-м году. Колизей представляет собой эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей.  
 
Колизей долгое время был главным местом увеселительных зрелищ граждан Рима: бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии), затем служил для разных целей: как крепости для знатных римских родов, как источник строительного материала, на арене Колизея проводились бои быков и религиозные представления. Постепенно Колизей пришел в запустение, утратив две трети своей первоначальной массы.  
 
Тем не менее, Колизей и по нашим меркам беспримерно громаден и издревле считается символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» - говорили пилигримы в VIII столетии - «будет стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир». При схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея. 
 
Колизей также является одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 г. и был признан одним из семи Новых чудес света.  
 
Днем Колизей открыт для посещающих Рим туристов всего мира, а ночью закрыт, но его эффектная подсветка и легендарные приведения делают амфитеатр необычайно привлекательным и в ночное время.

Список использованных источников

 

  1.  
    Искусство Древнего мира. Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  2.  
    Античная культура. Словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1995.
  3.  
    Мировая культура. Древняя Греция. Древний Рим. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
  4.  
    Колизей / Электронный ресурс: Википедия http://ru.wikipedia.org.
  5.  
    Колизей / Электронный ресурс: Журнал «Архитектура и строительство» http://build.rin.ru.
  6.  
    Гладиаторы Древнего Рима. Гладиаторские бои. / Электронный ресурс: Сайт Рима на русском языке http://www.ciaocacao.it.

 


Информация о работе Колизей