Концепция и методы проектирования в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:05, реферат

Описание работы

Дизайнерская деятельность в современном мире является многосубъектной. Субъектом дизайна как социокультурной деятельности, субъектом проектирования социокультурного пространства выступает не только дизайнер-профессионал, но и «рядовой» потребитель вещей, продукции профессионального дизайнерского проектирования. Дизайнер через свою профессиональную деятельность способствует вживанию полезного предмета, вещи в рамки повседневной жизни, но использование дизайнерского предложения остается в конечном счете за потребителем, который в ходе повседневного манипулирования вещами создает собственную не только предметную, но и духовно-смысловую среду.

Содержание работы

1. Вступление
2. Основная часть
1. Дизайн и социум
2. Разработка концепции проекта
3. Проектный анализ
3. Методы дизайн-проектирование
4. Заключение
5. Список использованных источников

Файлы: 1 файл

3.docx

— 52.48 Кб (Скачать файл)

«Концепция и методы проектирования в дизайне».

«Концепция и методы проектирования в дизайне». Чувардина  Женя, гр. 597. 

 

  1. Вступление
  2. Основная часть
    1. Дизайн и социум
    2. Разработка концепции проекта
    3. Проектный анализ
  3. Методы дизайн-проектирование
  4. Заключение
  5. Список использованных источников

1.Вступление

Лозунг «полезное должно быть прекрасным», выдвинутый дизайном на заре своего становления, сменился убеждением: «прекрасное и есть полезное». На мой взгляд, тема очень актуальна, как для «человека со стороны», а самое главное для дизайнера. Мне тема «Концепция и методы проектирования в дизайне» очень интересна ,а  главное полезна. Дизайнер должен быть высокообразованным, иметь целостное  и объемное мировоззрение, что будет  способствовать грамотному применению в теории и на практике. Мировоззрение  влияет на формирование концепции, которая определяет способ понимания себя как творца и профессионала, и трактовку проектируемой вещи как целого. Дизайн создается человеком и для человека, они неразделимо связаны друг с другом.

Цель проектируемой  вещи это ответ на потребность  человека. Разрабатываемый проект «приходит  в жизнь» в конкретное время и  в конкретном месте. Для достижения цели необходимо учитывать внешние  и внутренние факторы: технические характеристики изделия, его экономичность, характер материалов и конструктивных элементов, технологичность, удобство транспортировки и хранения и т.д. В ходе разработки большую роль играет аналитическая деятельность самого дизайнера, критика профессионалов, мнение заказчика и потребителя. 
 
Самым существенным моментом является неразрывная связь всех общепроективных задач именно с целью вещи. Дизайнер должен грамотно разрабатывать концепцию, четко опредессионалом своего дела, образованным, эрудированным, искателем приключений, жаждущим новых открытий.Дизайн, как явление общественной жизни, буквально пронзил все сферы человеческого творчества. В пределах этого явления традиционные художественно-промышленные профессии - гончары, мебельщики, сапожники, ювелиры - превратились в относительно обособленный отряд «прикладников», поддерживающих главную ударную силу - художников-модельеров промышленного и графического цехов. 
 
Более того, дизайнерами стали и всегда считавшиеся самостоятельными зодчие. Ибо появилась и утверждается новая профессия - дизайн среды, лишившая архитекторов львиной доли их продукции.Дизайн как сложный синтез художественного проекта, процесса и результата деятельности, художественно-эстетической концепции и выражения ее в произведениях дизайна требует особого комплексного подхода к его изучению. Важно отметить, что дизайн осознается как способ преодоления разрыва между технической цивилизацией и духовной культурой, а дизайнерское проектирование представляется способом гармонизации жизни человека в урбанистической среде. В то же время дизайн как деятельность в контексте проектной культуры остается малоизученным феноменом. Исторической и социокультурной трансформации подвергается не только сам дизайн, но и проектность как стиль мышления и способ деятельности.Дизайнерская деятельность в современном мире является многосубъектной. Субъектом дизайна как социокультурной деятельности, субъектом проектирования социокультурного пространства выступает не только дизайнер-профессионал, но и «рядовой» потребитель вещей, продукции профессионального дизайнерского проектирования. Дизайнер через свою профессиональную деятельность способствует вживанию полезного предмета, вещи в рамки повседневной жизни, но использование дизайнерского предложения остается в конечном счете за потребителем, который в ходе повседневного манипулирования вещами создает собственную не только предметную, но и духовно-смысловую среду.

2. Основная часть.

1) Дизайн и социум.

В современном обществе дизайн становится сферой не только функционального  проектирования, но и способом смыслового конструирования, игрой со смыслами. Современное потребление превращается в интенсивный процесс постоянного  обновления вещей. Человек, руководствуясь своими желаниями, страхами, фантазиями, модой, престижем и т.д., стремится  к постоянной погоне за новыми вещами, обновляя свое вещное пространство, свою среду обитания. Кроме функционального  использования, создание и потребление  вещей становится деятельностью  по формированию новой смысловой  реальности.Объектом дизайнерского  проектирования выступают вещи, предметная среда. Вещи, предметы, исполненные  смыслами культуры, выступают элементом  моделируемой с их помощью социокультурной  реальности.

В предметах дизайна  получают предметно-вещественную закрепленность не только культурные смыслы бытийственного, экзистенциального характера, но и  совокупность социальных отношений.Проектируя вещь, дизайнер закладывает модель действия, манипуляции, оперирования вещью. Соотнесение вещи со смысловым универсумом  как источником, хранилищем накопленных  смыслов превращает вещь в социокультурный  проект, реализуемый в процессе социокультурных  практик повседневности. Символически-знаковая, коммуникативная природа смыслового универсума определяет способы конструирования  социокультурного пространства как  манипуляции со знаками, а проектирование вещи – как лингвистическую деятельность.Рассмотрение дизайн-проектирования в социокультурном  контексте обнаруживает, что унификация, стандартизация, агрегатирование и  комбинаторика составляют язык, стиль  мышления и способы деятельности в рамках модернистской проектности. Эти черты выступают не только техническим, но и культурологическим фактором, освобождая человека от беспорядочного многообразия вещей, трансформируя  и редактируя всю совокупность отношений  между человеком и предметным миром, культурные идеалы и ценности.

2) Разработка концепции  проекта

Когда перед дизайнером встает вопрос о проектировании, на первый план выходит такая система, как дизайнер - проект - предмет –  вещь», которая полностью показывает дизайнерскую деятельность, деятельность от изначального замысла до «жизни вещи».Проект, согласно определению  С.И. Ожегова - это «разработанный план сооружения, устройства чего-либо; предварительный  текст какого-нибудь документа; замысел, план». Структура проектной деятельности сложна и включает следующие моменты:синтез воображения и абстрактного мышления, воображения и рассудка, интуитивного и дискурсивного cпособность предвосхищения, антиципация-синтез внутреннего, сокровенного, имманентно присущего творцу и внешнего, даваемого культурой и обстоятельствами консистенция знаний, игровой момент, единство отражения и преображения действительности единство сознательного и бессознательного единство новаторского и репродуктивного&raquo. Когда мы осмысляем вещь на стадии ее существования в качестве проекта, то понимаем, что эта вещь еще не существует, но задумана и должна появиться».(2). Человек совершает «выбор между существующим и несуществующим в пользу того, что пока отсутствует» (3). Дизайнер «дает жизнь». В процессе разработки вещи дизайнер должен учитывать ее свойства и качества, которые будут пользоваться спросом у потенциальных покупателей.«Дизайнер создает предметный мир, построенный по эстетическим законам, главным свойством которого является соразмерность человеку. Ничто в мире не воспринимается людьми абсолютно объективно, без ощущения и учета собственного присутствия. 
 
Дизайнер работает в материальном, чувственно-воспринимаемом мире, где связь человека с миром подразумевается сама собой. Создавая что-либо новое, человек осуществляет себя в этом мире. При этом дизайнеру требуется не только адекватно выразить себя, но соответствовать потребностям других.Фантазия дизайнера не безгранична. Главной отправной точкой любой проективной деятельности выступает сам человек. Представление о прекрасном, красивом, эстетически значимом всегда имеет основанием духовно-психологическое состояние человека при чувственном восприятии им тех или иных форм предметного мира. Несоразмерное, непропорциональное человеку оценивается главным образом как неудобное, эстетически несущественное либо безобразное не для человека»(4). Дизайн создается человеком и для человека. Они неразделимо связаны друг с другом, здесь синтезируются, история, культура, география, индивидуальность и др. История постоянно меняется, слили, модные тенденции, вкусы следовательно отношение человека. 
 
С течением времени все больше внимания уделяется индивидуальности человека. Мода изменчива, сегодня мы носим одно, а завтра это не модно и вещь становится не нужной. Разница менталитета не позволяет найти понимания. В жизнь вступает такое конкретно-историческим содержание, как понятие «мера человека».

«Понятие «мера человека»  сегодня предполагает возрастающее внимание к индивидуальности заказчика. На первое место выходит соответствие образу жизни, а не модной тенденции как таковой, личному вкусу, а не только стереотипному представлению и т.д. Конечно, все люди различны, и для кого-то будет важным соответствие чужому авторитетному мнению. Однако установка потребителя не должна сужать установку творца: соотношение единичного и общего (типичного, сословного, корпоративного, субкультурного) в каждом случае следует искать отдельно. Мера человека включает человека в процесс проектирования. Ф.Т. Мартынов считает основным законом создания эстетических форм преодоление стереотипов, автоматизма повседневною восприятия и вживания в бытие. Можно добавить, что эстетическое восприятие изначально не сводимо к простому чувственному восприятию: созерцание совершается через «чувственное» впёчатление но самостоятельно по отношению к нему. Только после этого обживания они становятся носителями эстетических качеств. В своих работах Ф.Т. Мартынов выделяет четыре основные принципа эстетического формообразования в архитектуре и дизайне: эстетической целостности, эстетической целесообразности, эстетической гармонизации, эстетической выразительности. Три из них оказываются в большей степени связанными с формой как таковой, ее объективными свойствами, Принцип эстетической целостности включает в себя не только формальные, но мировоззренческие и социальные моменты. Он является путем к достижению «меры человека» «В простейшей формулировке принцип целостности означает требование соотносить любую деталь, элемент с целым и выражать это целое в любой детали и в любом элементе», - определяет Ф.Т. Мартынов (5). Существенным целым, с которым человек соотносит предметную деятельность, является картина мира, выражающая мировоззрение. Автор выделяет в европейской культуре три последовательно сменяющих друг друга типа мировоззрений - космоцентрическое, теоцентрическое и субъектно-центрическое. Он характеризует современную мировоззренческую тенденцию как «универсализацию творчества, эстетически-художественный синтез всех сфер человеческого бытия: природного и социального, искусства и действительности, технически-рационального и лирически - эмоционального, типологического и индивидуального, статической конструктивной сферы в самом искусстве, динамической жизненности, духовности, объективно-исторического и субъективной человеческой чувственности» (6). Ф.Т. Мартынов связывает развитие этой тенденции с мощным ростом «универсализации человека и его деятельности, общественной практики». 
 
Кроме того, эта тенденция вырастает как синтез двух предваряющих ее субъектно-центрических картин мира, одно из которых в качестве высшей эстетической ценности устанавливала «порядок», а другая — «хаос» Необходимо ли проекту обязательно быть воплощенным в материал?  
1) Художественный набросок самодостаточен, даже если за ним не последует создание окончательного варианта в материале. Вещь обретает полноту существования посредством предметной реализации проекта.  
2) Искусство - способ духовного освоения действительности; дизайн материально-духовнен.  
3) Искусство - ответ на потребность в самореализации; дизайн - на практически-духовную потребность другого человека. 
4)Искусство создает художественную реальность, удваивая мир; дизайн - формирует реальность, предметную среду. 
5)Искусство воспринимается главным образом высшими чувствами; продукт дизайна - телесно-чувственно. 
6)Художественный набросок может возникать спонтанно, под влиянием вдохновения, эмоции; для создания дизайнерского проекта требуется рациональное осмысление целей, задач, функций. 
7) Искусство предполагает возможность свободного поиска и построения форм; дизайн, по большому счету, его запрещает, исходя из обязательности связи функции и формы, внешних и внутренних качеств предмета»(7) 
 
.Художественный компонент может присутствовать в дизайнерском проекте, но не является основополагающим. «М.С. Каган полагает, что дизайн представляет собой создание проектного прообраза вещи, отождествляя проектирование с дизайном в целом» (8). Я согласна с этим положением. Сейчас есть рекламные агенства, креативные отделы, арт-директора, креативные директора, которые занимаются разработками дизайн-концепций. Но бесспорно, чтобы «продукт» стал дизайном он должен быть воплощен. Хорошая идея это больше половина проекта. В крупных студиях разделяют «мозг» (креативный директор) и дизайнера, который просто грамотно выполняет работу.  
 
Вернемся к позиции З.Г. Бегенау «Результат процесса дизайнерского проектирования проявляется в реальном существовании изделий»(9). Такой же позиции придерживался Ив Сен Лоран. Зеелинг, рассказывая, что на вопрос о том, как тот создает свои непостижимые платья, Ив Сен Лоран (10) однажды коротко ответил: «Я заношу на бумагу свои идеи, которые потом перерабатываются в образец, который при необходимости я дорабатываю». «Если бы все было так просто, в мире существовали бы тысячи дизайнеров», - комментирует Зеелинг. На самом деле задумать это одно, а воплотить это другое. Я сталкивалась с такой ситуацией, когда задумывая проект не получалось воплотить его, не учла технологию, не смогла анимировать по первоначальной задумке. «М. Хайдеггер связывает момент становления вещи с ее действительной необходимостью: случайно появляются самые разные формы, далеко не все из них являются вещами. 
 
Необходимость связана с осознанием сущности. Поэтому отправной точкой проектирования является представление вещи как целого, в ее предельной смысловой обобщенности, позволяющей вещи быть самой собою и, следовательно, занять необходимое место в мире и выполнить свою функцию. В отличие от образов искусства идея вещи в дизайне, видимо, может появляться двумя путями, зависящими от психической организации творца. Есть дизайнеры - «визуалы» и –«концептуалисты». Вернее, эмоционально-интуитивная и рациональная составляющие взаимодействуют в процессе возникновения замысла, дополняя друг друга и решая разные задачи. Интуиция обеспечивает целостность образного представления, разум - глубину постижения проблем. В обоих случаях особое значение имеет видение-умозрение будущей вещи как целого, в единстве всех ее сторон и закономерностей. Для полноты описания дизайнерской деятельности необходимо добавить к осознанию замысла последующую проверку отдельных его элементов, связанную с восхождением от частного к общему. Интуитивно выведенному представлению о целостной вещи сопутствует дискурсивная работа сознания. Проверить интуицию опытом и логикой позволяет процедура синтеза, подтверждающего истинность отправного положения или представления. Группируя частные признаки в более общие разряды и классы характеристик, проектировщику необходимо проверить правильность гипотетической модели. 
 
Весь процесс может быть представлен следующим образом: Учет обстоятельств, знание актуальной ситуации → представление о вещи как сущности → расчленение представления на простейшие элементы → анализ → разбор элементов → (отсеивание возможностей) → Установление реальных связей между ними → синтез → обобщение→ Представление о вещи как сущности → освоение вещи. Проделываемая работа корректирует начальную модель. Чем ближе к тождеству отправная и завершающая точки, тем более полным и существенным будет продукт проектирования. Полнота достижима лишь при наличии четких представлений о состоянии предметной среды, требованиях заказчика, обстоятельств будущей реализации проекта и т.д. Проективная деятельность осуществляется не в вакууме, являясь частью общекультурного процесса, включающего политическую, социально-экономическую, технологическую, религиозную, научную, правовую, художественную и другие сферы. На них влияют природно-климатические факторы, традиции, история. Целостное представление проектировщика о вещи выступает элементом более широкого социокультурного процесса и зависит от его тенденций в той же степени, что и от субъективного настроя, способностей, таланта дизайнера. Поэтому можно говорить о необходимости выработки проектировщиком собственной целостной систематичной картины мира, в котором он живет и работает. Когда эта система взглядов, представлений, оценок и принципов, охватывающих мир, влияет на поступки и решения дизайнера, можно говорить о наличии у него собственного мировоззрения»(11). 
 
Мировоззрение человека емко и неоднородно. Для дизайнера очень важно быть высокообразованным, иметь целостное и объемное мировоззрение, что будет способствовать грамотному применению в теории и на практике. В мировоззрение входят знания о различных теориях, направлениях, школах, религиях. Так же дизайнер должен обращаться к истории, могут возникнуть неожиданные «находки». Мировоззрение влияет на формирование концепции, которая определяет способ понимания себя как творца и профессионала, и трактовку проектируемой вещи как целого. Рациональное начало определяет выработку определенных принципов и приемов, оформление в концепцию. Мировоззрение ↔ концепция творчества ↔ концепция проекта ↔ проектПредставленная схема может быть и не последовательной или исключать элементы. Концепция всегда неповторима в ней могут появляться или исчезнут элементы, развитие может возникнуть спонтанно и не относится к конкретной схеме. Концепция включает многое, она должна быть осмысленна, сформулирована, синтезирована, закономерна. Дизайнер с одной стороны подчинен чувствам, а с другой разуму и в концепции нужно объединить, осмыслить, выделить главное.  
 
Хорошо оформленная концепция на много приближает к реальному воплощению.Цель проектируемой вещи это ответ на потребность человека. Разрабатываемый проект «приходит в жизнь» в конкретное время и в конкретном месте. Для достижения цели необходимо учитывать внешние и внутренние факторы: технические характеристики изделия, его экономичность, характер материалов и конструктивных элементов, технологичность, удобство транспортировки и хранения и т.д. В ходе разработки большую роль играет аналитическая деятельность самого дизайнера, критика профессионалов, мнение заказчика и потребителя. Самым существенным моментом является неразрывная связь всех общепроективных задач именно с целью вещи.Способствуют концептуализации такие тенденции современного проектирования, как дифференциация и специализация и нарастающая осознанность, целесообразность, целенаправленность. «Главные требования в подходе к вещи как проекту заключаются в: осознанной и первостепенной соразмерности (мере) будущей вещи и потребителя. Даже если обстоятельства складываются как видимость творения «формы ради формы», в действительности любой дизайнер раскрывает сущность своей профессиональной деятельности, когда создает вещь для конкретно-исторического человека, система ценностей, психологические особенности, бытовые привычки, нормы поведения, вкусы которого ему известны и учитываются;-доминанте эстетического отношения, приводящего к формированию новых упорядоченных структур посредством преодоления стереотипных культурных образцов и реализации принципа целостности;- осознанной и первостепенной цельности представления о будущей вещи, детерминирующей все ее частные качества и свойства;-связи возникающей вещи с реальным предметным миром. Результатом этой деятельности является не просто фиксация проекта на бумаге, но возникновение "второй природы" из первой, расширение предметного мира, в котором существует человек. Независимо от масштаба, итогом будет утверждение человека как творческого и деятельного существа»(12). 
 
Эффективность труда дизайнера существенно зависит от того, насколько точно выбранный им метод работы соответствует уровню комплексности того круга проблем, в который внедряется проектировщик. «Первый подход преобладал и преобладает в практике дизайн-деятельности на всех этапах становления и развития дизайна как профессии, служит основой концепций в системе дизайнерского образования и имеет результатом тот образ дизайна, который символизирует собой не только масштабность достижений современной науки и техники, но и прогрессивную направленность социальных процессов.Второй подход предполагающий комплексность, сложность проблем дизайна, обращает внимание проектировщика на тот факт, что в индустриальном и постиндустриальном дизайне каждая проблема должна быть сформулирована и решена как уникальная, учитывающая всю многомерность негативной и позитивной информации о человеке и обществе»(13). Дизайн (в первом варианте) предстает послушным, безмолвным и не осмысливающим факт своего конформного статуса инструментом в руках индустриального истэблишмента и политической элиты; или (во втором варианте) дизайн - это нормальный резерв обеспечения населения качественными товарами и услугами, но также и резерв контроля этого качества, резерв контроля объема производимых услуг и товаров. Принципиальное различие двух вариантов трактовки дизайнерских проблем заключается в наличии или отсутствии в системе дизайнерской подготовки осмысленных установок на осуществление философского анализа социального функционирования дизайнерской продукции. Но все же каждый дизайнер выбирает свой путь, будь-то работа с элитой (некое сравнение с придворными художниками) или это дизайн в массы или это графический дизайн (многие люди не любят графических дизайнеров как «оформителей» рекламы). 
 
«Разрабатывая концепцию и определяя проблему дизайнер учитывает следующие факторы: 
1 Решение частично заключено в постановке проблемы. Верно сформулированная проблема направляет и облегчает поиски решения. 
2 Люди очень разные. Индивидуальная чувственность человека может определяться его возрастом, полом, родом занятий, разнообразием отклонений от нормы в сфере восприятия звука, цвета, холода и т. д. Но существуют и менее заметные различия такие, как уровень гигиены, бдительности, внимания, отношение к приоритетам, к опасным ситуациям. 
3 Общество плюралистично и динамично. Существуют значительные различия в приоритетах и ценностных ориентирах между различными социальными группами. Преобладающие системы социальных ценностей, официальная идеология, уровень образования населения существенно изменяются за время творческой деятельности одного дизайнера. Личная точка зрения проектировщика может быть одной из многих и весьма отличающейся от мнения большинства.  
4 Дизайн создает полезные системы. Процессы, опыт, стили жизни становятся сегодня основным фокусом дизайна, а его продукция - инструментальными компонентами системы.  
5 Дизайн обладает политическими функциями. Дизайн - носитель изменений. Дизайн нацелен на поиск путей улучшения, усовершенствования окружающего мира, нацелен на поиск путей контроля за изменениями, на преобразование того, что может и должно быть. 
 
Методы, которыми достается изменения, имеют такое же политическое значение, как и получаемые в их результате изменения. Какие-либо массовые средства, применяемые к значительной части населения, могут иметь как конструктивные, так и деструктивные последствия, могут являться стабилизаторами позитивных социальных провесов, но могут вести и к утрате контроля над ними. Благополучное существование и выживание человечества в XXI веке , в значительной степени основано на функционировании массо-ых, стандартизированных форм питания, жилья, труда, систем Обмена и распределения. Именно поэтому любые инициативы, направленные на изменение, преобразование установившихся форм, должны проходить систему контроля, ограждающего общество и каждого человека в отдельности от тиражирования возможных деструктивных решении»(14). Новые концепции дизайн-деятельности, новые концепции дизайн-проблем и мастерства должны больше соответствовать требованиям сегодняшнего дня, чем монотонный стандарт классической технизированной системности. Но если эти концепции не будут разработаны дизайнерами, то неизбежно они будут предложены и разработаны представителями других специальностей, которые на деле осуществят задачи дизайнеров, независимо от того, называют они себя дизайнерами или нет.В целях внедрения более эффективных форм проектной деятельности и практики привлечения потребителей дизайнерам необходимо располагать детально продуманной системой моделей и концепций проектирования. Система познавательных моделей или концепций - важное средство обеспечения вариативности в создании физической системы, а также инфраструктуры нефизических данных о системе, в рамках которых все физические артефакты производятся и используются. Исходя из приведенных рассуждений можно утверждать, что дизайн - это коллективная деятельность профессионалов в сфере творческого осмысления и создания новых социальных ценностей, объектов, систем взаимосвязей.

3) Проектный анализ.

Задумывая проект дизайнер начинает с анализа. Анализ в дизайне  подводит к проектному решению через  рассмотрение определенного круга проблем и соотнесение с собственной творческой позицией. В процессе проектирования позволяет развивать проектную идею, сравнивая варианты по функциональным и художественным критериям. В анализ большую роль играет логический подход.Анализ в дизайне - предпроектное изучение задач и обстоятельств проектирования, осмысление промежуточных и конечных результатов работы. Далее следует проектный анализ. 
 
Проектный анализ - система мер, обеспечивающих адекватное отражение архитектурных и дизайнерских идей в условных формах подачи проектного материала в процессе проектирования.Стремление к улучшению проектного предложения заставляет автора в течение всего периода проектирования постоянно проверять и перепроверять — достаточно ли выразительно выглядит объект, то ли впечатление возникнет у потребителя в процессе его эксплуатации.Для успешного проектного анализа в распоряжении дизайнера должны находиться средства, позволяющие шаг за шагом сверять получившееся с первоначальными идеями, и если надо — вносить исправления.  
 
Эти средства должны включать инструменты эстетического контроля соответствия результатов выполнения рутинных проектных операций (расчерчивание и образмеривание условных проекций, прорисовка деталей и фрагментов целого и т.д.) исходным предложениям и меры по исправлению допущенных ошибок. Вместе они составляют методологию проектного анализа, т.е. набор эмпирических советов и правил, позволяющих автору:отойти, «отвыкнуть» от непрерывного общения со своим детищем, увидеть его свежим, непредвзятым взглядом;сверить проделанное с внутренне сформулированной творческой задачей, найти объективные и случайные отступления от намеченной «идеальной цели»; Проектно-аналитические действия: Исследуемые особенности проекта (оригинальность, масштабность, тектоническая организация, эмоциональный строй )-Объекты анализа (дизайн-концепция (функционально-пространственная организация процесса), архитектурно-художественная идея (предметно-пространственная композиция),элементы композиции (архитектурно-дизайнерские «темы»)-Приемы и методы проектирования (графическое завершение проекта, составление дополнительных проекций, моделей и изображений, «остранение» визуального решения -составление условных аналитических схем (композиционная структура, соотношение масштабных уровней, ритмическая организация, колористический анализ и т.д.))-Варианты потенциальных ошибок (технические (технологические), организационные, декоративные несоответствия, искажения образа)-Направления завершения проекта (исправление композиции, гармонизационные мероприятия, уточнение художественной задачи)-Ресурсы совершенствования проекта (технология функциональных процессов, материалы и оборудование, организационно-пространственная схема декоративные предложения)-Основные пути совершенствования проектных предложений (введение «доминантной темы», «доводка» доминанты,перестройка акцентного комплекса, целенаправленная корректировка исходных визуальных форм (стилизация, «Фирменный стиль», индивидуализация, работа с цветом, исправление пропорций и т.д.), масштабная координация).  
 
В проектном анализе нужно проанализировать «формальные» качества работы: гармоничность, колористическую согласованность, ритмические и пропорциональные связи и закономерности;Но кроме того дизайнеру надо уметь представлять любую целостно задуманную проектную модель в виде предельно упрощенных условных схем, иллюстрирующих «частные» формальные или содержательные стороны проектного замысла, например, в виде обобщенных композиционных схем. Дело в том, что в процессе «обрастания» дизайн-концепции реальными размерами, конструкциями, наборами оборудования исходная идея часто искажается, заслоняется случайными впечатлениями и подробностями. Поэтому время от времени имеет смысл по уже наработанным материалам проекта составлять условные схемы взаимосвязей композиционных элементов получающейся структуры, разбивая ее на содержательные уровни: пространственная композиция (акцентно-доминантный строй комплекса), композиционные системы отдельных предметно-пространственных или декоративно-художественных фрагментов и т.д. 
 
Условные композиционные схемы помогают избавиться от набегающих по ходу работы ошибок и искажений и проясняют автору положительные и отрицательные стороны его идей, дают импульс к их развитию.Другой прием — составление схем масштабной координации как на базе общих проекций объекта или комплекса, так и для его фрагментарных предметно-пространственных сочетаний. Представляя, какие принципиальные масштабные впечатления («героический» или «камерный» масштаб) должен получить зритель от восприятия всего ансамбля, какие его компоненты должны осуществлять предполагаемые связи объекта с потребителем (тактильные контакты, подробное восприятие полной системы масштабных состояний, укрупненные общие ощущения), автор может нацеленно вносить необходимые преобразования в масштабный, а следовательно и композициенный срой своего произведения.

4) Методы дизайн-проектирование.

Следующим этапом дизайн проектирования выступает определения  метода проектирования.Метод (от греч. methodos — путь исследования, познания, теория, учение) — совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.В дизайнерском творчестве метод представляет собой совокупность приемов, способов, целесообразных действий, поправленных на упорядочение проектного процесса. Метод отражает повторяемость приемов и путей дизайнерской деятельности, в последствии становятся закономерности создания проектной модели правилами работы дизайнера.

Аналогия эвристическая

Метод познания и творчества, базирующийся на отыскании и использовании сходства, подобия (в каком-то отношении) предметов и явлений, в целом различных.Основой анталогии эвристической служит сопоставление объективных связей и отношений реальной действительности. Различают аналогии тривиальные — общеизвестные и эвристические — неожиданные, поисковые. Применение анталогии эвристической способствует устранению противоречий, содержащихся в проблемной проектной ситуации, при этом, в зависимости от поставленной задачи, можно использовать аналогии следующих типов:- прямые (их часто находят в биологических системах; так, червь-древоточец натолкнул на мысль о кессонном методе строительства подводных или подземных сооружений);- субъективные (конструктор старается представить себе, что он испытывал бы, если бы «был кроватью»);- символические (метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, например, «дерево решений»);- фантастические (представление вещей такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть; например, хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса нашего автомобиля).

Метод агрегатирования

Художественное конструирование, основанное на том, что изделие рассматривается как конструкция, расчлененная на самостоятельные узлы, сочетания которых могут выполнять одну функцию или, при перекомпоновке, менять рабочие функции. При этом трансформируется форма, изменяется объёмно-пространственная структура изделия. Агрегатные узлы ' остаются прежними, изменяется лишь их положение в пространстве.При агрегатировании внимание дизайнера сосредоточено прежде всего на отработке отдельных агрегатных узлов, хотя при этом он всегда должен иметь в виду весь набор необходимых структур целых изделий. Корпус изделия, например станка, рассматривается как функционирующая форма. Внешняя форма и внутренняя структура (конструкция) оказываются фактически одним и тем же, функциональный и композиционный аспекты проектирования сливаются а единый функционально-композиционный подход. 
 
Метод ассоциации  
 
Способ формирования проектной идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов, качеств.Ассоциации различаются по сходству, контрасту и смежности. Ассоциативные образы, взятые из фонда памяти человека или машины, связываются, сопоставляются между собой в соответствии с задачами и логикой проектируемой системы. Целевая взаимосвязь образных характеристик различных объектов делает метод ассоциации основой продуктивной проектно-преобразоваельной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели.

Информация о работе Концепция и методы проектирования в дизайне