Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 18:28, реферат
Остановимся кратко на применении наших подходов к обучению школьников искусству (на примере изобразительного искусства).
С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр).
Изобразительное искусство и психологические механизмы овладения им должны быть тесно взаимосвязаны в образовательном процессе. Поэтому каждому учителю для эффективной организации уроков изобразительного искусства необходимо ясно представлять, как соотносятся структура личностного опыта ребенка и педагогические средства их развития.
В нашей образовательной концепции различные уровни личностного опыта соотнесены с педагогическими средствами на основе модели логических уровней, что в краткой форме отражает представленная ниже таблица.
Связь логических уровней и педагогических средств в обучении изобразительному искусству
Уровень в структуре личностного опыта | Педагогические средства |
Личностное своеобразие, я-концепция | Создание образовательной ситуации для присвоения и проявления ролей: художник (живописец, график, скульптор, дизайнер и т.д.), автор, зритель, критик, экскурсовод, искусствовед и т.д.
Использование только позитивного обращения к личностному своеобразию (формирование позитивной я-концепции). Создание ситуации для проявления своей личностной позиции.
«Встреча с личностью»: Мастером, Художником, Автором.
Обеспечение адресного выполнения творческой работы с обязательным указанием имени автора.
Проведение персональной выставки юного автора.
Публичная защита авторской концепции/проекта.
|
Мотивация, цели, ценности, убеждения | Вера в способности и талантливость ученика! Выявление индивидуальных интересов и ожиданий от урока, совместное целеполагание, использование мотивирующих метафор, сказок, легенд и историй.
Использование особо эмоциональных высказываний выдающихся деятелей мировой культуры.
Индивидуальное планирование результатов продвижения в освоении творческой деятельности.
Обеспечение обоснованного личностного выбора в обучении (индивидуальной или групповой работы, формы и вида деятельности, темы, художественных средств, сложности работы, индивидуальной или групповой деятельности, формы домашнего задания и т.д.).
Ведение «блокнотов успеха».
Периодическое обсуждения конкретных вариантов использования результатов обучения изобразительному искусству в жизни ребенка.
Реализация собственной оценки учеником результатов творческой деятельности.
Отбор «лучшей работы» для участия в творческих конкурсах.
Награждение по итогам обучения.
|
Способности и стратегии | Моделирование урока на основе следующих стратегий: Общеучебные стратегии. Стратегия восприятия художественного произведения. Специальные творческие стратегии: изображения формы, выбора и смешения красок, изображения света и тени, создания композиции, отражения перспективы и т.д.
Стратегия разработки и реализации творческой работы/проекта.
Стратегии анализа художественного произведения (замысла автора, использования комплекса выразительных средств, определения принадлежности произведения к эпохе, стилю и т.д.). Стратегия создания отзыва и написания рецензии. Стратегия продуктивного посещения выставки и галереи. Стратегия организации экскурсии.
Проведение уроков с учетом полной модели Т.О.Т.Е.
Создание системы позитивной и качественной обратной связи по результатам и процессу творческой деятельности.
Реализация технологии ЦРПС, игровой, исследовательской и проектной деятельности.
|
Поведение и деятельность | Организация художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, моделирование из бумаги, создание проекта дизайна и т.д.
Восприятие и анализ произведений искусства: созерцание, разглядывание, высказывание собственного мнения, создание отзыва, написание рецензии и т.д.
Беседы по теории искусства.
Организация бесед и дискуссий: диалога, полилога.
Организация сюжетно-ролевых игр.
Организация творческих проектов.
Организация выставок детских работ, школьной галереи.
|
Образовательное пространство, окружение | Особая организация пространства класса, наличие мольбертов, различных художественных материалов (красок, мелков, кистей, карандашей, пластилина и глины и т.д.).
Эстетическое оформление класса, дизайн.
Наличие выставки детских работ.
Система методического оснащения, ТСО.
Обеспечение участия в различных выставках и галереях, музеях изобразительного искусства.
|
Таким образом, в основе нашей концепции обучения изобразительному искусству лежат следующие принципы:
Обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам мировой художественной культуры.
Авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.
В ходе обучения искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.
Любые виды учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.
Развитие интереса к искусству и художественного вкуса строится на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности, сформированных собственных эстетических эталонов, освоения языка искусства.
Учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.
В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.
Обучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтениям к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).
На начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности.
Процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управляя, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.
В процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: результаты собственной деятельности и процесс творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.).
В целом мы предлагаем строить содержание школьных программ по изобразительному искусству с учетом следующих компонентов:
Развитие кругозора и предметной эрудиции.
Развитие умений и навыков изобразительной и творческой деятельности.
Развитие познавательных способов и стратегий.
Самоопределение и самореализация личности.
Самоорганизация и саморегуляция.
При этом первые два компонента отвечают традиционному знаниевому подходу, при котором образовательный процесс нацелен больше на знакомство с различными видами, стилями и образцами искусства в сочетании с развитием определенных умений и навыков учебной деятельности.
Реализация последующих компонентов слабо представлена в практике работы современного образования. Вместе с тем изобразительное искусство как школьный предмет несет в себе значительный потенциал для их реализации. В течение урока, за небольшой промежуток времени, важно обеспечить творческую самореализацию личности и необходимо научить ребенка эффективно организовывать свою деятельность: организация своего творческого пространства, планирование, подготовка, реализация, анализ и коррекция, подведение итогов творческой деятельности.
Урок для каждого ученика должен представлять собой полностью завершенный цикл управления собственными действиями. Именно на уроках изобразительного искусства этому следует осознанно учить школьников, так как изобразительная деятельность на начальном этапе является достаточно простой по своему составу, содержит множество отдельных внешних действий. Полученный ребенком опыт самоорганизации может быть легко перенесен в другие учебные и жизненные контексты. Это особенно важно для последующего обучения в целом и, прежде всего, интеллектуальной деятельности, где не так легко привести ребенка к осознанию структуры учебных действий.
Относительно развития навыков саморегуляции изобразительное искусство позволяет организовать диагностику эмоционального состояния ребенка и затем в ходе творческой деятельности (особенно в работе с цветом) трансформировать различные негативные переживания, таким образом, ребёнок обучается управлять своим настроением.
Развитие самоорганизации и саморегуляции учеников на уроках искусства может также основываться на организации уроков самопознания личности при помощи художественных средств, при умелой организации рефлексии.
Разработанная нами ЦРПС-технология в общем виде предполагает следующие этапы организации урока:
Организационный момент и введение в урок.
Совместное целеполагание.
Эвристическая беседа/создание игрового контекста.
Спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности.
Диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
Планирование творческой деятельности.
Реализация творческой деятельности.
Анализ достигнутых результатов (работа с листом анализа познавательной стратегии).
Планирование коррекции собственной деятельности на последующих уроках.
Защита своей творческой работы.
Подведение итогов.
Технология организации обучения исходит из имеющегося личностного опыта ребенка (познавательных предпочтений и сложившихся навыков рисования), постоянно задавая и поддерживая авторскую позицию учащегося, затем переходя к освоению комплекса стратегий, параллельно знакомя детей с различными видами и направлениями искусства. После того как дети осваивают ключевые специальные стратегии, необходимо переходить к более детальному анализу художественных произведений, углублять позицию «зритель».
В 3 – 4 классах следует постепенно расширять количество теоретических знаний об искусстве, показывать образцы мировой художественной культуры, организовывать обмен эффективными стратегиями. На этом этапе уже становится развитой их рефлексия на основе «листа анализа стратегии».
В 4 классе можно уже использовать анкету выявления стратегии для углубления механизмов рефлексии, развития сознательного управления своими действиями. После чего следует расширять знания детей из теории искусства, развивать позицию «искусствовед», «критик». Уже в середине 4-го класса важно организовывать персональные выставки детских работ. На этом этапе дети не только продолжают развивать стратегии творческой деятельности, но и участвуют в проектной деятельности, выполняют более сложные проекты моделирования. А также пишут зрительские эссе, творческие отзывы, «рекомендации Мастера» (друг другу). В средней и старшей школе они продолжают участвовать в творческих и исследовательских проектах в рамках курса МХК, на уроках которого можно еще более глубоко реализовать позиции «художник», «исследователь», «экскурсовод», «музейный работник». В построении этих уроков важно избежать излишней теоретизации и необходимо включать детей в комплексные виды деятельности, активно используя уроки-проекты, уроки-исследования, уроки-лаборатории, уроки-мастерские, уроки-презентации, уроки-экскурсии. Важно их организовать так, чтобы ребенок постоянно был вовлечен в творческий процесс. Нельзя увлекаться лекциями и слайд-презентациями, в которых преимущественно реализуется репродуктивная деятельность детей.
Остановимся на некоторых важных этапах изложенного выше подхода.
Начинать обучение изобразительному искусству необходимо сразу с организации цикла уроков «Вернисаж», создавая игровой контекст. В беседах с детьми о роли искусства и художнике обсуждается их предназначение, виды деятельности, художественные материалы.
Уже на первых уроках следует начать подготовку первой выставки детских работ в классе. Ученики начальной школы могут выбрать любой предложенный им художественный материал (уголь, карандаши, мелки, краски и т.д.), для того чтобы нарисовать авторскую работу «Моя презентация». Она служит вхождением ребенка в позиции «Я — художник» и «Я — автор», которые представляют собой диагностику сложившихся умений и навыков детей. По ее результатам ученики вместе с учителем могут проанализировать то, что им лучше всего удалось, как привлечены определенные выразительные средства. Такие уроки обязательно должны быть самопознанием детей.
Многие учащиеся никогда не обращали внимание на то, как много они уже знают и умеют. Учителю в ходе творческой деятельности полезно задать рамки позитивной и качественной обратной связи детей самим себе, друг другу, а учителю — ученикам. Результатом этих уроков должна стать выставка и ее анализ. Следует похвалить каждую работу, подметить в ней что-то особенное, в обратной связи используя «язык искусства». В одних работах необходимо отметить интересное использование цвета. В других — «смелые» линии или формы, в третьих — трудность задачи. Такое вхождение в мир искусства станет замечательной мотивацией для продолжения обучения.
Итогом первых уроков следует сделать обсуждение совместного плана действий учителя и учеников на ближайшую четверть или триместр (совместное целеполагание). Именно здесь должна быть развернута логика дальнейшего обучения основным компетенциям (общеучебным и специальным стратегиям).
Развитие основ самоорганизации следует начать с анализа организации творческого пространства детьми. Полезно обсудить все важные действия, которые делает «художник», прежде чем приступает к процессу творчества. Тогда организация собственного пространства в игровой форме может стать творческим проектом, в котором происходит планирование, подготовка, реализация и защита полученных результатов с последующим анализом, коррекцией и подведением итогов. Рефлексия основных правил самоорганизации поможет детям в дальнейшем обучении не только в учебном процессе данной предметной области. К организации подобных уроков следует периодически возвращаться так, чтобы добиться устойчивого и качественного результата. В ходе такого обучения можно умело сочетать репродуктивную и продуктивную деятельности.
Информация о работе Концепция и технология обучения изобразительному искусству