Конструктивный смешанный и пластический способ лепки в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:29, реферат

Описание работы

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.
В детском саду используется в основном пластилин и глина. Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки – предметная.

Файлы: 1 файл

способы и приемы.docx

— 17.46 Кб (Скачать файл)

. Способы и приёмы лепки в разных возрастных группах детского сада.

 По вопросу работали: Хализова Н.Б.; Касминская В.Б.

 Лепка - это  вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются  объёмно, трёхмерно, при помощи  мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка  из твёрдых материалов называется  ваяние.

 В детском саду используется  в основном пластилин и глина.  Лепкой начинают заниматься с  2 лет. Вид лепки – предметная.

 В средней группе  – сюжетная лепка, два предмета (например, колобок встретил зайца).

 В старшей группе  – декоративная лепка, которая  требует украшения. 

 В подготовительной  группе – все виды лепки.

 Существует 3 способа лепки:

1. конструктивный – предмет  делится из отдельных частей, затем скрепляется;

2. пластичный – лепка  из единого куска, путём преобразования;

3. комбинированный – сочетание  конструктивного и пластичного  способов.

 Лепка в первой младшей  группе. Лепные работы детей характерны  неотчётливой формой, потому, что  дети работают всей кистью  руки, так как движения пальцев  ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном  знакомят с глиной и производят  с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми  не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до  изобразительный. Под руководством  воспитателя дети постепенно  начинают изображать определённые  предметы.

 Задачи:

1. заинтересовать детей  новым видом деятельности –  лепкой;

2. познакомить детей с  материалами и показать его  изобразительные возможности;

3. воспитывать у детей  желание самим лепить несложные  предметы;

4. обучать простейшим  техническим приёмам (отрывать, раскатывать,  соединять части);

5. приучать детей к  выполнению определённых правил, культуре труда (работать на  дощечке, не разбрасывать, не пачкать).

 Программа дана на  весь год, не распределяется  поквартально.

 Методы и приёмы.

 Детей распределяют  на небольшие подгруппы, 5-6 человек.  Занятие проводится 5-8 минут с  каждой подгруппой. Со второй  половины года занятия проводятся  фронтально. Основной приём это  показ и подробное пояснение  своих действий («Я беру кусок  пластилина на левую ладошку,  накрываю правой и катаю вперёд  назад…). Можно проводить занятия,  демонстрируя процесс изображения  знакомых детям предметов. Использование  игровых приёмов и их обыгрывание.  По мере приобретения навыков  при работе с глиной, дети могут  лепить по собственному замыслу,  но при этом напомнить, что  до этого лепим (например, хлебные  палочки, колбаски, карандаши, мячики  и т.д., а теперь лепите, кто  что будет). Положительная оценка  деятельности детей.

 Лепка во второй  младшей группе. Дети этой группы, более подготовленные к занятиям  по лепке. Занятия проводятся  со всей группой (фронтально). Дети знакомы с материалом  и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между  движением рук и формой (если  шар, не сможет сообразить как его скатать).

 Программные задачи  обучения.

I квартал: 

1. совершенствовать у  детей умения раскатывать ком  глины между ладонями прямыми  движениями (карандаши, столбики  для забора, колбаски);

2. учить детей соединять  концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики);

3. учить детей раскатывать  между ладонями конусообразную  форму (морковка), путём вытягивания  одной стороны;

4. учить лепить предметы  округлой формы, скатывать ком  глины круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки);

5. учить детей лепить  предметы, состоящие из нескольких  частей (пирамидка, снеговик), накладывание  одной части на другую и  придавливается (соединение частей).

II квартал:

1. учить детей расплющивать  шар, для получения диска (блинчики, лепёшки, торт, украшая мелкими  шариками;

2. учить детей защипывать  края формы пальцами от общего  куска глины (блюдца; защипнуть  кроя сделать пельмень; пирожки  – сверху защипнуть гребешок).

III квартал: учить детей  лепить предметы состоящие из  нескольких частей, одинаковой и  разной формы (гриб, неваляшка,  пирамидка, матрёшка, корзинка).

IV квартал: в летний  период идёт закрепление знаний  полученных в течении года.

 Методы и приёмы  обучения.

1. обследование предмета (ребёнок обводит предмет, катает  его между ладонями, чтобы ощутить  форму);

2. показ и объяснение;

3. игровые приёмы

4. анализ всех работ  (положительный).

 Лепка в средней  группе. У детей пятого года  жизни достаточно окрепла мышечная  система рук, расширился словарный  запас, и в связи с этим  появилась регулирующая роль  речи (планируют свою работу, лучше  понимают воспитателя). Дети начинают  выделять функциональные признаки  предмета, это облегчает процесс  изображения. Дети становятся  более внимательными к процессу  занятия. Однако, результат работы  ещё мало отличается от младшей  группы, т.к. дети ещё не владеют  способами изображения. У детей  нет ясного представления о  предметах и формах, строении, нарушаются  пропорции, нет чёткости в передаче  формы, не прочно скрепляются  части (скрепление путём сглаживания).

 Задачи:

1. продолжать воспитывать  у детей устойчивый интерес  к занятиям по лепке;

2. уточнять представления  о формах предметов, их строении, пропорциях и деталях;

3. учить детей техническим  навыкам (лепить формы пальцами, плотно скреплять части, делать  мелкие детали путём прищипывания);

4. учить детей самостоятельно  использовать некоторые способы  лепки и выбор темы на занятиях  по собственному замыслу. 

 Лепка в старшей  группе. К 6-ти годам дети накопили  некоторый опыт в лепке. Их  изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но  и по способу изображения. В  этот период начинается процесс  окостенения кисти руки, крепнут  мелкие и крупные мышцы. Благодаря  этому появляется возможность  для более точных и сложных  действий из глины. Происходят  перемены и в психике детей,  более устойчивым становится  внимание, улучшается память, дети  могут представить себе предмет  и затем его лепить. Движения  во время лепки более точные, так как повысился зрительный  контроль за действиями пальцев.  Однако создавая предмет дети  мало работают над уточнением  форм. Объясняется это тем, что  для них важны наличие частей  предмета и чисто внешние признаки  форм. На основе сформированных  зрительных образов, дети лепят  чаще предметы в движениях,  но, как правило, не задумывают  заранее действие. Содержание занятий  в старшей группе всё более  усложняется, дети 5-6 лет лепят  разнообразные формы, несложные  сюжеты и появляется декоративная  лепка (украшение предметов). Дети  старшей группы больше лепят  по представлению и по замыслу. 

 Задачи:

1. продолжать поддерживать  у детей интерес к занятиям  по лепке;

2. учить детей передавать  во время изображения основной  характер форм (пропорции, строение, наиболее характерные детали);

3. учить детей создавать  сюжетные композиции;

4. обучать детей декоративной  лепке: украшать изделия налёпами, углублённым рельефом, расписывать гуашью или ангобами (краситель, который сделан из глины другого цвета);

5. обучать детей пластическому  способу лепки, т.е. лепке из  целого куска.

I квартал. В начале  года дети лепят наиболее простые,  знакомые предметы и учатся  передавать характерные детали. Чтобы дети научились передавать  характер формы, они лепят не  один предмет, а несколько,  ярко выраженной формы (груша,  яблоко, морковь, свекла). Дети также  лепят фигуры, как из целого  куска, так и по частям (лебедь, петух, утка), а так же фигуры  человека.

II квартал. Дети лепят  фигурки животных (по частям). Появляется  лепка фигуры человека, которую  ставят на ноги. Можно передавать  движения этих фигур (посадить  на санки, при лепке снежной  бабы, девочка опирается на снежный  ком). Для устойчивости фигуры  можно использовать третью точку  опоры (у Деда Мороза – посох,  у Снегурочки – ёлочка).

 Сюжетная лепка –  сначала лепится подставка 1-1,5см. – толстая, к ней примазываются  фигурки.

 Программа старшей  группы предусматривает лепку  посуды новым способом, который  называется ленточный (сначала  лепится дно, затем всё остальное). Желательно посуду оформлять,  иногда расписывают (на рисовании). С детьми можно делать различные  изделия в декоративном плане  (бусы, кулоны, блюда, подносы).

III квартал. Расширяются  знания детей об окружающем  и совершенствуются умения в  лепке. Фигурки становятся более  выразительными. Большая часть занятий  посвящаются сюжетной лепке (по  сказкам). Дети лепят по представлению.

IV квартал. Только закрепление  полученных знаний, умений и навыков.

 Методы и приёмы  обучения.

 Использование натуры. Полный показ приёмов изображения  в старшей группе почти не  применяется. Показываются только  новые приёмы. Беседа направлена  на решение композиции (какая  должна быть подставка, как  примазать). Применяются игровые  приёмы (например, «ребята, мы сегодня  будем гончарами»). Используется  художественное слово (загадки,  стихи).

 Анализ детских работ.  Что мы делали? Какое было задание?  Сказать, что хорошо получилось, что не очень, не называя  конкретных имён детей. 

 Лепка в подготовительной  группе. Лепные изделия детей  выразительнее, интереснее, разнообразнее,  так как у детей накопился  запас представлений. Во время  наблюдений дети более полно  воспринимают явления окружающей  действительности и лучше ориентируются  в пространстве. У детей появляется  желание передавать форму, пропорции,  детали дополняющие образ, они  более точно могут передавать  движения. Но не смотря на это,  форма предметов остаётся так  же обобщённой. Это свидетельствует  о том, что детям 6-ти лет  ещё не доступно полное изображение  всех особенностей формы, они  лепят лишь её основу.

 Задачи.

1. Учить передавать характерные  движения человека и животного  (лошадь скачет, девочка танцует);

2. Развивать у детей  чувство композиции лепить структурные  группы из 2-3 фигур, передавать  пропорции, динамику, соотношение  предметов по величине;

3. Учить лепить посуду  разными способами (ленточный,  круговой налёп, выбирание глины);

4. Продолжать учить детей  выполнять декоративную лепку  разными способами;

5. Учить лепить предметы  по представлению и с натуры.

I квартал. Перед воспитателем  стоит задача научить детей  лепить предметы характерной  формы. В начале года им предлагают  лепить два однородных предмета, но разной формы (2 яблока: одно  вытянутое, другое округлой формы; 2 помидора и т.д.). Учить детей  лепить предметы в движении (2 петушка: один поющий, другой клюющий  зёрнышки). Дети лепят фигурки  человека. Предлагается лепить соблюдая  пропорции. Кроме этого дети  лепят различных животных.

II квартал. Основное внимание  направленно лепке сюжетных композиций. Учат лепке посуды двумя новыми  способами: лепка из колец,  выбирание глины – лепится  внешняя форма, а затем степлером из нутри затирается, делаются внутреннее углубление. Перед украшением изделие выравнивается, делается ровная поверхность.

 Работа декоративная  – по мотивам глиняных образцов.

III квартал. Большое внимание  уделяется коллективной работе (птицеферма, зоопарк, футбольное поле). Даются  мерки, чтобы знать каждый размер  фигурки. Предлагаются картины,  предметные ситуации, дети выбирают, что им нравится и лепят.


Информация о работе Конструктивный смешанный и пластический способ лепки в детском саду