Контрольная работа по "Истории искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtón - строитель) - зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.

Содержание работы

Основные определения архитектуры 2
Сооружения эпохи верхнего палеолита 3
Сооружения эпохи неолита 8
Сооружения начала бронзового века 13
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

История исскуств.docx

— 5.27 Мб (Скачать файл)

Рис. 8. Дольмен

 

- кромлехи - сложные сооружения, имеющие округлую форму и составленные  из грубо отесанных каменных  блоков, которые поддерживают перекрывающие  их плоские каменные плиты  (рис. 9).

Рис. 9. Кромлех

 

Менгиры и дольмены появились  во времена неолита и получили широкое распространение в следующую  эпоху бронзового века. Особенно большое  количество менгиров находится на территории Европы, а именно во французской  Бретани.

Слово «менгир» имеет кельтское  происхождение и в употребление вошло только в XIX веке. Во Франции  насчитывается около 6000 менгиров. Самый  большой имеет высоту 20,5 м. Он выше колонн Большого театра в Москве (14 м) и даже для современного человека выглядит огромным. На древних людей  такой менгир производил ошеломляющее воздействие. Особенно впечатляла смелость замысла и сложность исполнения. Были менгиры и поменьше - в 11,10 и  даже в 1 метр. Абсолютно точно сказать, чему посвящались эти огромные каменные столбы, невозможно. Однако иногда под ними находили захоронения людей, по-видимому, знатных или выдающихся членов сообщества. Установку менгиров связывают с распадом родового строя. Первые камни были небольшими и относились к периоду, когда родовой строй находился в апогее своего развития. Чем дальше шли процессы его разложения, тем выше становились менгиры. Очевидно, что появилась необходимость сплотить род вокруг символа его единства, ибо менгир ставился над могилой, скорее всего, старейшины рода. Власть же передавалась по наследству живущему старейшине.

Для создания менгира сначала  находили камень, затем обрабатывали его каменными орудиями более  твердых пород, перекатывали на нужное место и, наконец, переводили в вертикальное положение. Раньше камни выглядели  грубо обработанными, сегодня они  имеют гладкую поверхность за счет атмосферных воздействий. От места  его находки до места установки  камень катили в горизонтальном положении, прилагая огромные усилия большого числа  людей. Чтобы повернуть его в  вертикальное положение, на выбранном  месте выкапывалась яма, один конец  камня с помощью бревен (аналог первого рычага) приподнимался. Под  этим концом создавали насыпь. Когда  камень соскальзывал в яму, его основание  засыпали, чтобы он стоял прочно. Такое развитие событий представляется достаточно вероятным, однако, это только гипотеза.

Велико значение первого  памятника, который несет в себе не столько практический, сколько  идейно-художественный смысл. Человек  выбирает камень необходимой сигаровидной формы, обрабатывает его и, наконец, поворачивает в вертикальное положение, делая знаковым явлением. Можно увидеть  в этом некоторый символ вертикали, которая является основным отличительным  признаком прямоходящего человека.

Размеры менгира указывали  на то, что под ним покоится важный, выдающийся для рода человек. Одновременно с этим менгир являлся композиционной вехой, пространственной осью, которая  парила над окружающей местностью, так как менгир обычно устанавливался на возвышенности. У его подножия хаотично размещались жилые постройки. В противовес недолговечности их строительных материалов, сделанный  из прочного камня грандиозный менгир, выглядел как символ вечности, о  который разбивается повседневная жизнь. Так, последовательно выбирая  и превращая камень в древний  памятник, отыскивая для него пространственно  значимое местоположение, человек впервые  пошел по пути художественного творчества, по пути создания архитектурно-художественной композиции.

Вторым типом мегалитического  сооружения эпохи каменного века является дольмен. Археологи доказали, что дольмены были усыпальницами, причем привилегированной части рода. Основным смыслом возведения этих сооружений было создание для усопших вечного  жилища. Дольмен сформировался из менгиров. Группа менгиров ставилась  рядом и покрывалась сначала  одной плитой, а затем двумя  и даже тремя. Опоры сдвигались, и  создавалось замкнутое внутреннее пространство. Вверху оставляли отверстие «для души». Через него, по представлениям первобытных людей, душа усопшего сообщалась с внешним миром. Археологами был раскопан один дольмен, в котором вход мог закрываться только изнутри. Это навело на мысль о том, что первоначально дольмены могли быть «дворцами» знати. Отверстие «для души» имело аналогом отверстие для удаления дыма из жилища. Впоследствии дольмены засыпались землей, и над ними образовывались большие курганы. В одних случаях в курганы вели входы, в других курган засыпался полностью. Так же, как и менгиры, дольмены обрабатывались очень грубо. И если менгир был памятником, то дольмен стал первым монументальным зданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сооружения начала бронзового века

Бронзовый век датируется началом IV-I тыс. до н. э. Этот период характеризуется  общественным разделением труда  на земледелие и скотоводство. Земледелие распространилось на лесостепных территориях  в зоне умеренного климата, а скотоводство было вытеснено в степи и полупустыни. В общественной жизни материнский  род сменяется патриархатом. Изменения  в социальных отношениях ведут к  образованию первых государств: Египта в долине Нила, государств Месопотамии  в долине Тигра и Евфрата, а  также Индии и Китая. Бронзовые  орудия труда в корне изменили строительные технологии, а социальные отношения - принципы формирования жилища. Начинается строительство городов  с их укреплениями.

Мегалитические сооружения продолжались возводиться и в  течение бронзового века. Особенно они были распространены, как уже  упоминалось, на территории Европы. Здесь  образование государств задерживали  более суровые климатические  условия. Самое крупное мегалитическое сооружение типа кромлех - Стоунхендж (Англия) - имеет 90 м в диаметре и  состоит из 125 каменных глыб весом  до 25 тонн (рис. 19). Причем горы, откуда были доставлены эти камни, находятся  в 280 км от Стонхенджа. Кромлех датируется началом II тыс. до н. э (рис. 10).

Рис. 10. Стоунхендж – крупнейший кромлех

 

Сравнительно однотипный характер этих древнейших сооружений, примерно одинаковое время их появления  в Европе, огромное их количество и  невероятно широкое распространение  свидетельствуют о существовании  однотипных верований, бытовавших у  различных народов, воздвигавших эти  гигантские монументы повсюду от Ирландии до Бирмы и Кореи, от Скандинавии  до Мадагаскара. Только во Франции их насчитывается около четырех  тысяч. В пользу гипотезы о некой  неизвестной единой культурной традиции говорит также то, что распространение  получает не только сама идея таких  сооружений, но и связанные с ними некоторые символы и декоративные элементы, в том числе солярные знаки.

На возможность связи  мегалитических сооружений с культом  солнца указывает и то, что такие  сооружения, как Стонхендж, ориентированы своей главной осью к точке восхода солнца в день летнего солнцестояния. Существуют предположения, что кромлех мог использоваться как первая астрономическая обсерватория.

Элементы кромлеха в Стонхендже представляют собой каменные параллелепипеды устоев, на которых лежат каменные балки. Все они, благодаря металлическим орудиям бронзового века, отесаны значительно лучше, чем глыбы в дольменах периода неолита. Все элементы имеют почти правильную форму. В этом грандиозном сооружении впервые присутствует очень важный момент в становлении архитектуры. Архитектура кромлеха впервые в истории получила пролетное решение с основными принципами стоечно-балочной системы.

Выделение семей и отдельных  личностей по имущественному признаку, расслоение общества находит отражение  не только в повседневной жизни, но и при погребении людей. Могильники знати и богатых членов сообщества часто бывают очень больших размеров. Например, в Сибири, в Туве, сохранились  «царские курганы», которые имеют 120 м в диаметре и занимают огромную площадь (рис 20).

Рис. 11. Царский» курган Аржан 1 (Тыва). Общий вид после снятия насыпи.

 

Форма таких курганов могла  быть либо круглая, либо трапециевидная. Камеры кургана в Туве радиально  отходят от центра. Основная конструкция  сделана из бревенчатых клетей, засыпанных на 3-4 м бутовым камнем. Внутри могильников  помещалось оружие, кони, богатая утварь, украшения и даже наложницы.

Особое место среди  древних мегалитических сооружений занимают святилища. Это более поздние  религиозные сооружения. Примером могут  служить святилища на островах Мальтийского архипелага (о-ва Мальта, Гозо и Камино). Существовавшие здесь культуры оставили потомкам 34 доисторических поселения, большинство из которых представлены остатками храмов.

Наиболее древние относятся  к 5200-м гг. до н. э. Святилище в Джгантия на о. Гозо состоит из двух храмов, представляющих собой объединение нескольких абсид, и относится к 3600-м гг. до н. э. (рис 12).

Рис. 12. Святилище Джгантия на острове Гозо

В этом сооружении отчетливо  видно, каким образом распределено внутреннее пространство в зависимости  от функциональных требований. Центральный  вход ведет к главному алтарю. Пространство разделено пятью абсидами. На плане  видны два жертвенника, основание  священного камня и священный  треугольник. В левой второй абсиде располагается алтарь, размещенный  в трех нишах. Принцип конструкции  алтарных ниш тот же, что и в  кромлехе Стонхенджа (стоики, на которые уложены плиты), только их размеры меньше. Зато верхние плиты существенно пригружены камнями. Однако толщина плит и их пролетные размеры соотносятся таким образом, что они обладают большим запасом прочности, и это позволило им выстоять тысячелетия. Удивляют циклопические габариты камней, из которых сложены стены святилищ, что остается загадкой даже для современных исследователей.

Итак, древнейшая архитектура  и строительная мысль совершенствовалась со временем. Первобытный человек  шел от простейших решений утилитарного характера к решениям, связанным  с высокой сложностью конструкций  и яркой выразительностью мегалитических сооружений, отражающих его духовную культуру.

 

Список литературы

  1. Забалуева Т.Р. История архитектуры и строительной техники: учебник / Т. Р. Забалуева. - М.: Эксмо, 2007
  2. Герман, Ю.В. Иллюстрированный толковый словарь: более 3000 терминов: ок.500 ил. / Ю.В. Герман, И.И. Муронец. - М.: Амтрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010
  3. Кисель В.А. Закат скифской эпохи в Туве: единство и противоборство культур – Новые исследования Тувы, №1, 2010 (http://www.tuva.asia/journal/issue_5/1434-kisel.html)

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Истории искусств"