МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего
профессионального образования
«тюменский
государственный нефтегазовый университет»
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
И БИЗНЕСА
Кафедра: Экономики
товарных рынков
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Эстетика товаров
народного потребления»
вариант № 6
Выполнил: ст. гр. ЭПТз-10
Анисимова Ю.С.
Проверил:
Тюмень,2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Ансамбль, закономерночти его
построения |
3 |
2. |
Методика оценки эстетических
свойств товаров |
6 |
Список используемых источников |
11 |
- Ансамбль, закономерности его построения
Ансамбль (фр. ensemble — вместе)
— взаимосвязь, взаимная согласованность,
гармоническое единство частей, каждая
из которых представляет собой законченное
целое. Понятие ансамбль близко к понятию
композиция, однако оно имеет более широкий
смысл, так как может объединить несколько
отдельных композиций. Ансамбль можно
составить из элементов одного вида искусства
или объединить разные виды. Группа исполнителей,
выступающая как единый художественный
коллектив, называется ансамблем. Им может
быть также музыкальное произведение
для нескольких исполнителей (дуэт, трио
и др.). Ансамбль, сочетающий архитектуру,
живопись, декоративное искусство, оказывает
многостороннее эстетическое воздействие.
В этом случае говорят уже о синтезе искусств.
В архитектурный ансамбль входят различные
здания или сооружения ландшафтной архитектуры,
хорошо сочетающиеся с объектами природы.
Образ архитектурного ансамбля зависит
от смены освещения, времени года, присутствия
людей. Это — открытая система, способная
изменяться во времени. Она предусматривает
возможность дальнейшего развития ансамбля
— что-то может быть взамен достроено,
а что-то — разрушено.
Предметы интерьера — мебель,
посуда, светильники — могут составить
ансамбль вместе с прочим декоративным
убранством комнаты. В ансамбль костюма,
как правило, входит не только одежда,
обувь, головные уборы, но и украшения.
Ансамбль отражает художественно-стилистические
особенности времени в каждую историческую
эпоху. Например, можно отметить единство
стиля, равновесие градостроительных
ансамблей классицизма или узорочье и
разномасштабность древнерусской архитектуры.
Ансамбль предметной среды
– это эмоционально-выразительный комплекс
промышленных изделий для создания предметно-бытовой
среды, объединенных единой манерой исполнения,
единым эстетическим замыслом и их назначением.
Ансамбли потребительских товаров
классифицируют по их участию в социальных
и функциональных процессах: ансамбль
одежды, мебели, радиоаппаратуры, интерьера.
Эти ансамбли являются элементами более
крупных ансамблей, объединенных определенным
процессом. Таковы ансамбли производственной
и бытовой среды, общественных сооружений.
Особенность ансамбля предметной
среды – сочетание неподвижных, движущихся
и передвигаемых объектов, функционально
связанных между собой и с архитектурной
средой, в которой они располагаются. Ансамбль
должен быть не только функциональным,
но и композиционно выдержанным для достижения
его художественной выразительности,
целостности и единства.
Композиционное единство ансамбля
достигается за счет тех же средств, что
и композиционное единство отдельных
предметов. Однако построение ансамбля
имеет и свои особенности, специфичные
принципы и закономерности.
1. За целое принимается
не отдельный предмет, а вся
совокупность предметов, входящих
в ансамбль; каждый отдельный
предмет расценивается как часть,
деталь ансамбля.
2. Композицию ансамбля
составляют предметы, взаимосвязанные
по форме, количеству, величине, цвету,
материалу, положению.
3. При выборе (решении) отдельных
предметов ансамбля, их формы, размеров,
масштабного строя, цвета и т.п.
исходят из общего композиционного
замысла с учетом места, значения
и роли предмета в нем.
4. Чем более важен элемент
по своему функциональному назначению
в ансамбле, а следовательно, и
роли в композиционном замысле,
тем он должен быть больше
по абсолютным размерам, масштабному
строю, выразительнее и богаче
по форме, силуэту, более напряжен
по ритму, контрастен.
5. В расположении предметов
должно проявляться нарастание
ритма в направлении к композиционному
центру.
В любом ансамбле, как и во всяком
организме, его композиционное единство
достигается за счет тех же закономерностей,
за счет тех же средств их достижения,
что были установлены для отдельных предметов:
за счет выявления главного, второстепенного,
за счет соподчиненности и гармонического
отношения частей между собой и к целому
и т. д.
Однако построение ансамбля
имеет и свои особенности, свои специфические
принципы и закономерности.
Рассмотрим некоторые основные
из них. Из самого определения ансамбля
следует, что при его решении необходимо
за целое принимать не отдельный предмет,
а всю совокупность предметов, входящих
в ансамбль, а каждый отдельный предмет
— за его часть, за деталь; композицию
ансамбля строить прежде всего между предметами,
на отношениях их формы, количества, величины,
цвета, материала, положения; при решении
отдельных предметов ансамбля, их формы,
размеров, масштабного строя, цвета и т.
п. исходить из общего композиционного
замысла с учетом места, значения и роли
предмета в этом общем замысле; чем более
важен элемент по своему функциональному
значению в ансамбле, а следовательно,
и роли в композиционном замысле, тем он
должен быть крупнее по абсолютным размерам
(если это целесообразно и возможно), по
масштабному строю, выразительнее и «богаче»
по форме и силуэту, более напряжен по
ритму, более контрастен с окружением;
второстепенные элементы ансамбля должны
быть более дробны, мелкомасштабны, по
форме подчинены главному; во взаимном
расположении элементов (предметов) в
пространстве, в интервалах между предметами,
должна быть закономерная направленность
— нарастание ритма к главному, к композиционному
центру.
- Методика оценки эстетических
свойств товаров
Эстетические показатели качества товара характеризуют его способность
выражать в целостно организованной форме
общественные ценности и удовлетворять
эстетические потребности человека.
Специфика оценки эстетических
свойств товаров обусловлена их характером
и методом определения показателей. Эстетические
свойства отличаются от других потребительских
свойств своим двойственным характером.
С одной стороны, они определяют способность
изделий удовлетворять потребности -людей в красоте, вызывают у
них эстетические переживания, а с другой
опосредованно характеризуют утилитарные
свойства вещей. Поэтому и эстетическая
оценка выступает как оценка способности
вещей непосредственно удовлетворять
эстетические потребности человека и
одновременно как своеобразная интегральная
оценка качества изделий.
Форма предметов приобретает
эстетическую ценность в той мере, в какой
он способен отразить в чувственно воспринимаемых
признаках формы свою общественную ценность.
В силу этого при эстетической оценке
изделия необходимо раскрыть их техническое
совершенство, функциональность, удобство
пользования. Затем нужно установить степень
выраженности в форме этих полезных свойств,
т.е. соответствие предметно-чувственной
формы ее ценностному содержанию. И, наконец,
следует совместить оценку общественной
полезности вещи с ее выраженностью в
форме, с красотой самой формы.
Эстетическая оценка осуществляется
чаще всего экспертным методом на основе
решений, принимаемых квалифицированными
специалистами, входящими в состав экспертной
комиссии. Объективность экспертных оценок
проверяется в процессе массового потребления
изделий, что позволяет установить их
действительную общественную ценность.
Оценка эстетических свойств
потребительских товаров экспертным методом
применяется при рассмотрении вариантов
проектных решений и опытных образцов,
образцов-эталонов.
Рассмотрим содержание и последовательность
операций экспертной оценки эстетических
свойств товаров.
Эстетическая комиссия состоит из двух групп – рабочей
и экспертной.
Рабочая группа выполняет следующие
операции:
а) подготавливает необходимые
материалы (акты испытаний изделий, информационные
и рекламные материалы об изделии и аналогах,
образцы упаковки и др.);
б) составляет программу экспертной
оценки;
в) организует экспертную группу
и проводит опрос экспертов;
г) обрабатывает результаты
оценок;
д) участвует в формулировании
выводов и рекомендаций;
е) разрабатывает требования
к экспертам в отношении их профессиональной
компетентности в области проектирования,
производства и художественного конструирования
оцениваемого образца товара, значений
показателей качества аналогов, требований
потребителей, характера эксплуатации
(потребления) изделий. К экспертам предъявляются
требования квалиметричной компетентности,
т.е. знания методов оценки качества;
ж) рабочая группа подбирает
аналоги для составления базовых рядов.
Экспертная группа, состоящая из 5–7 и более специалистов:
а) осуществляет классификацию
товаров и потребителей;
б) определяет номенклатуру
показателей качества;
в) устанавливает коэффициенты
их весомости и базовые значения показателей.
Основное содержание работы
экспертов – художественно-конструкторский
анализ изделия и определение (оценка)
единичных и комплексных показателей
качества.
Чрезвычайно ответственной
задачей экспертной группы является выбор
критерия для эстетической оценки. Критерием
чаще всего служит базовый ряд образцов,
который составляется из образцов-аналогов.
Базовые образцы должны соответствовать
объекту оценки по назначению, конструкции,
способу производства и другим признакам.
Базовый ряд состоит не менее чем из четырех
образцов-аналогов, соответствующих различному
эстетическому уровню – “лучший”, “хороший”,
“удовлетворительный”, “плохой”.
Базовый ряд утверждается председателем
экспертной комиссии. Наличие базового
ряда образцов существенно увеличивает
объективность и точность экспертных
оценок, облегчает выявление недостатков
формы оцениваемого изделия и содержит
примеры лучших способов решения.
Составив базовый ряд, эксперты
рассматривают результаты предварительной
оценки показателей функциональных свойств,
надежности, эргономичных показателей.
Если комплексный показатель утилитарных
свойств изделий не отвечает современным
требованиям, то эстетическая оценка не
проводится.
Следующий этап – художественно-конструкторский
анализ образца и изделий-аналогов, а затем
– оценка эстетических свойств образца.
Художественно-конструкторский анализ
осуществляется в соответствии с утвержденной
номенклатурой комплексных и единичный
показателей качества. Анализируется
рациональность формы, т.е. ее соответствие
назначению, конструктивной основе, материалу,
технологии изготовления. Устанавливаются
удобство пользования вещью, ее безопасность.
Затем рассматривается информационная
выразительность формы – образность,
оригинальность, соответствие стилю и
моде.
Наибольшую сложность представляет
анализ целостности композиции – организованности
объемно-пространственной структуры,
тектоничности, пластичности, колорита.
В ходе анализа отмечаются достоинства
и недостатки изделия по отдельным показателям.
Анализ завершается фиксацией качества
изготовления изделия, что дает возможность
длительно сохранять его первоначальный
внешний вид.
Непосредственная эстетическая
оценка означает сопоставление показателей
оцениваемого образца товара с показателями
базового ряда образцов и определение
места, занимаемого изделием в этом ряду.
Значение показателей выражается количественно
(в баллах или процентах).
Оценивают эстетический уровень
комплексным методом, который имеет две
основных модификации: экспресс-метод
и метод средневзвешенных величин.
При экспресс-методе каждый
эксперт после тщательного анализа и сопоставления
изделия с базовым рядом образцов оценивает
в баллах его эстетические свойства в
целом, не выделяя и не оценивая подгруппы
свойств или простые свойства.
Обобщение мнений экспертов
может проводиться:
1) голосованием (решение
принимается, если за него подано
не менее 75% голосов);
2) способом усреднения (является
более объективным и точным), т.е.
вычисляется итоговая оценка
комиссии как средняя арифметическая
из оценок экспертов. Согласованность
мнений экспертов при целостной
оценке определяется обычно с
помощью коэффициента вариации V. Если V< 0,26, то согласованность считается
средней.
Метод средневзвешенных величин
означает выбор единичных показателей
эстетических свойств, установление их
параметров (коэффициентов) весомости,
сравнительный анализ единичных показателей
и определение их численных значений,
получение обобщенного показателя эстетических
свойств. Обобщенный показатель определяют
усреднением оценок единичных показателей
с учетом их параметров (коэффициентов)
весомости.
Перед тем как произвести усреднение
оценок, устанавливают согласованность
оценок единичных показателей, выставленных
экспертами, путем вычисления коэффициентов
вариации, конкордации и др.
Уровень эстетических свойств
оцениваемого изделия устанавливают путем
сопоставления обобщенного эстетического
показателя с соответствующим базовым
показателем.
Таковы структура и краткое
содержание полной экспертизы эстетических
свойств.
На практике процедура оценки
серийной и массовой продукции при утверждении
образцов-эталонов упрощается. Базовые
организации по стандартизации в отраслях
промышленности разрабатывают отраслевые
стандарты или методики оценки уровня
качества продуктов. В них регламентируется
классификация продуктов и потребителей,
устанавливаются номенклатура групповых
комплексных и единичных показателей
качества, коэффициенты весомости показателей.
Определяются базовые показатели и граничные
значения комплексных эстетических показателей
по категориям качества. Экспертная комиссия
должна лишь проанализировать и оценить
эстетическое совершенство изделий.
СПИСОК ИСПОЛЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Дворецкий И.В. Эстетика товаров
народного потребления. – Л.: ЛИСТ, 2012.
- Ильин И.М. Эстетика товаров.
– М.: Инфра-М, 2011.
- Методика художественного конструирования. 2-е изд., перераб. М.: ВНИИТЭ, 1983.
- Методика художественного конструирования: Дизайн-программа. М.: ВНИИТЭ, 1987.
- Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. М., 1976.
- Рунге В.Ф. Эргономика в дизайн-проектировании: Учеб. пособие. М.: Изд-во МЭИ (ТУ), 1999.
- Царев В.И. Эстетика и дизайн
непродовольственных товаров. – М.: ИЦ
«Академия», 2012.
- Экспертиза качества товаров
(Под ред. М.В. Федорова, Е.И. Шипилова и
др.). – М.: Экономика, 2013.