Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 19:29, реферат
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В.Куцакова С.И.Мерзлякова (программа «Росинка») рассматривают:
• настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
1. картонажный театр
2. магнитный театр
3. настольный театр
4. книжка-театр
5. театр пяти пальцев
6. театр масок
7. театр ручных теней
8. пальчиковый теневой театр
9. театр «живых» теней
10. театр кукол для одного исполнителя
11. используемая литература
Фигурки для пальчикового
теневого театра сделать очень просто.
По рисунку вырежьте из тонкого картона
головку и прикрепите к ней бумажную трубочку
(клеем, нитками, канцелярской скрепкой)
для указательного пальца исполнителя.
Рука исполнителя – это туловище персонажа,
а средний и большой пальцы – ноги.
Лучше, если у фигурок будут двигающиеся
головы, конечности, хвосты. В деталях
делаются проколы, вдевается отрезок проволоки
в оболочке и с двух сторон закручивается
по спирали (рис.10). Глазки: выполнить проколы,
расширить отверстия заостренным предметом,
наклеить на отверстие кусочек цветной
прозрачной пленки, покрыть детали черной
краской.
«Живые» тени можно создавать с помощью
своих рук – театр ручных теней (рис.11),
вырезанных силуэтов (рис.12), костюмов, накладных париков, бород,
усов. Движения при этом должны быть выразительными
и четкими, исполнители не заслоняют друг
друга.
Рис.10
Рис.11
Рис.12
Устройство теневого театра.
Лампа располагается напротив центра экрана. Расстояние от экрана до лампы равняется ширине экрана (рис.13). Расстояние ВС должно равняться X. Отложите перпендикуляр вверх от точки С с помощью ровной планки, высота которой не должна быть меньше расстояния АВ. С помощью угольника ставим планку вертикально на точку С, откладываем на ней расстояние, равное АВ. Точка напротив центра экрана А1 - лампа. Экран делается из любого полупрозрачного материала (ткани, кальки), натягивается на рамку из фанеры, картона, устанавливается как обычная ширма, сзади него устанавливается источник света.
Рис.13
Тени увидим на большом экране
(2x1,5 м) с помощью лампочки точечного горения
(100 вт), применяемой в проекционных фонарях
(12-вольтовая от фильмоскопа, 6-вольтовая
от автомобильных фар). Лампу поместить
в коробку из фанеры или жести, окрасить
ее внутри черной краской. Ткань или кальку
на экране заменить на прозрачную пленку
или оргстекло. Можно нарисовать на них
прозрачным лаком декорации или сделать
аппликации - наклеить детали из прозрачной
цветной пленки. Чтобы изображение спроецировать,
лампа устанавливается позади маленького
экрана.
«Живые» куклы («танта-морески»).
У «живых» кукол головы настоящие, живые,
а туловища, ручки и ножки – кукольные
(рис.14). Изготавливаются две деревянные
рамки размером 60-90см. На одну рамку (задняя
стенка сцены) натянуть черную материю,
пришить костюм, который можно заполнить
ватой или скомканной бумагой. Над костюмом
(у воротника) прорезать узкое отверстие
для головы исполнителя.
Из мягкого дерева вырезать две пары ножек
и две пары ручек. Ручки вставить в рукава.
В тыльную сторону каждой руки воткните
шило, проткнув его через черную материю.
Поверните шило – и кукла взмахнет ручкой,
возьмитесь за верхние концы ножек – они
в движении. Ко второй рамке прикрепите
раздвижной занавес.
Рис.14
Стол, на который ставится сцена, накрывается
до пола скатертью, чтобы не было видно
ног исполнителя.
Самый маленький артист.
Стол накрыть скатертью до пола. Один исполнитель
становится к столу и надевает на руки
сапожки или ботинки и куртку или пиджак
внакидку (сзади наперед). Он управляет
движениями ног маленького артиста; его
голова является головой артиста. Второй
исполнитель встает позади первого и просовывает
свои руки в рукава пиджака. Он жестикулирует
за маленького артиста.
Театр масок. Изготавливаются
маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам
головы исполнителя, к которым пришиваются
соответствующие детали.
Декорации. Дети могут самостоятельно
мастерить деревья, скамеечки, из коробок
русскую печь или из нескольких разных
по величине и форме коробочек сделать
блоки для дворца, обклеить их бумагой,
а переднюю часть коробок оформить аппликацией;
плоские крыши для теремка, приклеить
их к коробкам.
В театральных постановках
настольного театра требуется частая
смена декораций. Для этого нужные по пьесе декорации надо наклеить на
куски картона, переплести их в своеобразную
книгу (рис.15). Поставьте ее позади ширмочки
и, перелистывая картонные страницы, мгновенно
меняйте декорации.
Рис.15
Рис.16
Можно изготовить универсальную
конструкцию из картона или фанеры для
всех видов фигурок (рис.16). В передней
части вырезана арка (похожая на трельяж)
– зеркало сцены. Занавес изготавливается
из картона или материи (тогда за «зеркалом»
на расстоянии 2-3 см от него прикрепляется
тонкая круглая палочка). Пунктиром обозначена
планка, которую можно легко снимать, для
фигурок, идущих по полу и чтобы скрыть
руки исполнителей.
При такой конструкции сцены декорации
могут иметь вид многостворчатой ширмы
или располагаются на картонном круге
(рис.17)
Рис.17
Рис.18
Круг этот вращается
на тонком гвозде или булавке, меняет декорации
и показывает их в движении.
Для быстрой смены декораций их укрепляют
на вертушке, похожей на канцелярскую
наколку (рис.18); это толстая проволока,
вбитая в круглую деревяшку – основание.
Сзади вертушки помещается ширма из трех
подрамников, обтянутых марлей, окрашенной
в голубой или синий цвет. Через такой
прозрачный задник исполнители смогут
видеть всю сцену и уверенно управлять
фигурками.
Большую роль в настольном
театре играет освещение. Лампочки нужно
расположить так, чтобы они хорошо освещали
сцену, но загородить их с лицевой стороны
– свет не должен падать на зрителей.
Для световых эффектов (свет луны, восход
солнца и т.д.), украшающих любое театральное
представление необходимо иметь цветные
стекла, целлофан, окрашенную папирусную
бумагу и др.
Также для спектакля важно музыкальное и звуковое оформление. Например,
птичьи голоса воспроизводятся манками,
телефон – велосипедным звонком, будильником,
топот лошадиных копыт - кастаньетами
или деревянными ложками, шум паровоза – трением деревянных
брусочков о крупнозернистую наждачную
бумагу, шум дождя – наклонами плоской
длинной фанерной коробки с перекатывающимся
горохом, ветер – быстрым вождением платяной
щетки по туго натянутому куску брезента
и т.д.
Работая с детьми по изготовлению
кукол для театров, прежде всего, смастерить
тех персонажей, которые часто встречаются
в народных сказках, в произведениях, рекомендуемых
для разных возрастных групп. Самостоятельная
художественная деятельность детей будет
более интересной, если детям предлагать
самим мастерить и играть с разными куклами
- стимулом к театрализованной деятельности.
Играя с ними, дети создают свои сказки,
фантазируют, творят. Для них это школа
общения, самовыражения, познания, творчества.
Особенности кукловождения.
Обучение приемам кукловождения
лучше начинать с театра ложек. Кукла,
изготовленная из деревянных ложек, легка
в управлении. Ребенок берет ложку за ручку
и поднимает ее вверх. Рука ребенка спрятана
под юбочкой, одетой на ложку.
Работая с ширмой, ребенок
должен ощущать, что кукла «идет» не проваливаясь
и не слишком возвышаясь. Нужно научить
передавать походку, образ данного персонажа
(легко, вперевалку, суетливо и т.д.). Уходить
кукла должна постепенно так же, как и
входить. Когда куклы «разговаривают»,
то слегка двигается та кукла, которая
в данный момент «говорит». Другая в этот
момент внимательно «слушает», на время
прекращает любое движение. Этот прием
позволяет зрителям определить, какая
из кукол в данный момент произносит свою
реплику. Во время беседы куклы должны
«смотреть» друг на друга, стоя одна против
другой. Важно, чтобы речь ребенка совпадала
с движением куклы, этюды помогут «оживить»
куклу, освоить основы кукловождения.
Общие правила кукловождения
(Е.А.Антипова)
1. Куклу следует держать на определенном
уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная
вплотную к краю ширмы, должна возвышаться
на 3/4 своей высоты.
2. Когда кукла выполняет движения, ее руки
должны быть прижаты к туловищу.
3. Держать куклу следует прямо. Наклон
куклы осуществляется наклоном кисти
руки. Талия куклы приходится как раз на
запястье руки.
4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать
ее выше.
5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала
наклонить ее, согнув в запястье, потом
опереть запястье на то место, куда сажается
кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает,
она сначала наклоняется вперед, выпрямляется
и одновременно приподнимается до выпрямленного
положения.
Если у куклы нет ног, сажая ее на край
ширмы, на место воображаемых колен поставить
снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой
куклы.
6. Движения куклы и слова должны быть обращены
к определенному объекту внимания.
7. Говорящая кукла должна подчеркивать
наиболее важные слова движениями головы
или рук.
8. Когда одна кукла говорит, остальные
должны быть неподвижны: иначе непонятно,
кому принадлежат слова.
9. Характер актера передается кукле.
Литература:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность
в детском саду.-М., 2003.
2. Березин В.И. Искусство оформления спектакля
.- М., 1986.
3. Гегелло Н. Ширма поднимается выше.-М.:
Молодая гвардия, 1962.
4. Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение,
1968.
5. Генов Г.В. Теневой театр для самых маленьких.-М.:
Учпедгиз, 1961.
6. Деменни Е. Школьный кукольный театр
(из сер «Знай и умей»).-Детгиз, 1960.
7. Караманенко Т. Кукольный театр в детском
саду.-М.-Учпедгиз, 1960.
8. Козюренко Ю Музыкальное оформление
спектакля. – М., 1979.
9. Кузнецова Л. Изготовление детьми игрушек
для кукольных театров // Дошкольное воспитание,
1990. - №1,2.
10. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание
ребенка-дошкольника: развитого, образованного,
самостоятельного, инициативного, неповторимого,
культурного, активно-творческого.-М.:
Владос, 2004.
11. Молотобарова О. Кружок изготовления
игрушек-сувениров. – М., 1990.
12. Тантомарески в детском саду // Дошкольное
воспитание, 1983.- №5.
13. Тарасенко С. Забавные поделки крючком
и спицами. – М., 1992.
14. Театр теней: искусство светотени / авт.-сост.
И.С.Скрипник. - М., 2005.