Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:15, курсовая работа
Памятники культура
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2- 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА-ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ.
1.1. Историческое развитие культовой архитектуры в Др. Египте .4 - 12
1.2. Возникновение пирамид в Гизе. Технология постройки………...12- 18
1.3. Отображение древнеегипетской архитектуры в заметках учёных, писателей и искусствоведов………………………………………………...18- 20
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ОТНОСИТЕЛЬНО ДОСТИЖЕНИЙ ЕГИПЕТСКИХ ЗОДЧИХ.
2.1. Специфика проявления особенностей древнеегипетской архитектуры в современном зодчестве……………………………………………………21- 24
2.2. Беседы по истории изобразительного искусства по теме: «Архитектура Древнего Египта»…………………………………………...24- 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...31- 32
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….33- 34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………
В Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов (например в г. Павловске, пригороде Петербурга), набережных. Так что название "северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит Петербургу не меньше, чем "северная Пальмира" или "северная Венеция".
Отразившаяся в петербургской архитектуре мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона, в нач. XIXв. Традиция "Египетского Петербурга" косвенно продолжала существовать и в Советское время - возведение четырехгранных обелисков (прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и Нового царства) и жива до сих пор. Пример тому – сфинксы, поставленные на набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные "под египет" скульптуры у клуба "Пирамида" и некоторых других заведений в центре города...
Два гранитных сфинкса, найденные при раскопках древней столицы Египта — Фив, были установлены в 1834 году на набережной Невы у здания Академии художеств. Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Об этом свидетельствуют сдвоенные короны на их головах. Мудрые, как люди, сильные, как львы, эти сфинксы имели лик фараона, вечный сон которого они охраняли. На лбах украшение в виде кобры — покровительницы и защитницы фараонов. Сфинксы эти свидетельствуют о высоком мастерстве и огромном труде египетских каменотесов.
Египетский мост через Фонтанку, через который проходит Лермонтовский проспект, охраняют четыре чугунных сфинкса. Существующий ныне мост мало напоминает прежний Египетский, который был однопролётным, цепным. Эти цепи проходили через высокие чугунные ворота со множеством украшений и орнаментов, сделанных в египетском стиле. В 1826 году после окончания строительства моста по обеим его сторонам на постаментах установили четырех сфинксов (работы скульптора П. П. Соколова). В январе 1905 года мост обрушился под тяжестью проходившего по нему эскадрона конногвардейского полка. Спустя 50 лет на месте старого моста был построен новый. Но этот мост трудно именовать египетскими. Чистокровные египетские сфинксы изображались с мужскими, а не женскими ликами. Стилизованный облик сфинксов у Египетского моста с высоким золоченым гребнем головного убора и гибким сильным телом скорее напоминает греческие скульптуры.
Еще пара таких же сфинксов П. П. Соколова украшает набережную Малой Невки на Каменном острове.
Весной 1995 года на набережной Робеспьера, между Потемкинской улицей и проспектом Чернышевского, появились два бронзовых сфинкса. Они уселись напротив друг друга, своими очертаниями немного напоминая сфинксов из древних Фив, которые украшают Университетскую набережную у Академии художеств. Но если те изваяния были установлены для украшения набережной и напоминания о высоком мастерстве древних каменотесов, то последние петербургские сфинксы имеют, главным образом, символическое значение. Они созданы скульптором М. Шемякиным как памятник жертвам политических репрессий сталинской эпохи. И место для них выбрано не случайно. На противоположном берегу Невы видна печально знаменитая тюрьма Кресты. Вот почему мертвой стороной лика сфинксы обращены к тюрьме, а другой — живой — к людям, проходящим по набережной.
Четырехгранная гранитная пирамида, находящаяся близ Палладиева моста- характерное для эпохи парковое сооружение. Она построена в 1770—1771 гг. архитектором В. И. Нееловым. В 1773 году по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из мрамора. Пирамида возведена из кирпича и облицована тесаным гранитом. В 1782г. она была разобрана, и отстроена в 1783 году заново Ч. Камероном. В начале XIX века пирамиду называли Египетской. Вход, расположенный в её лицевой грани, ведет во внутреннее помещение, перекрытое сферическим куполом. Здесь в стенных нишах была размещена коллекция античных урн и ваз.
Египетские ворота построены в 1827-1830гг. по проекту архитектора А. Менеласа. Две каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов, суживающихся кверху. Они увенчаны красиво изогнутыми массивными карнизами, отлитыми из чугуна. Выкружки карнизов украшены изображениями скарабея с солнечным диском и двумя змеиными головами. Плоскости стен караулок облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян. Барельефы расположены в шесть рядов, причем высота каждого последующего ряда меньше, чем предыдущего. К стенам караулок примыкают монументальные чугунные гермы. Аналогичные гермы, но двусторонние, служили опорами ворот. Отливка всех элементов ворот производилась на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе. Рисунки рельефов в натуральную величину исполнил художник Василий Додонов. Он использовал в своей работе графические материалы много томного издания, вышедшего в свет в начале XIX века в Париже и посвященного результатам изысканий французских ученых, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе. Модели барельефов и герм лепил скульптор В. И. Демут-Малиновский. Все модели были выполнены в течение весны и лета 1827 года. В процессе строительства гранитный цоколь заменили цоколем из чугунных плит, поверх которого устанавливались плиты с иероглифическими изображениями. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В 1941—1944 годах воротам были нанесены тяжелые повреждения. Часть чугунных плит была разбита осколками снарядов.
При восстановлении ворот поврежденные части облицовки отлиты заново.
2.2. Беседы по истории
изобразительного искусства по
При раскопках древних городов
Египта найдено множество прекрасных
произведений искусства. Они собраны в
разных музеях мира. В нашей стране самые
большие коллекции египетского искусства
хранятся в Санкт -Петербургском Эрмитаже
и Музее изобразительных искусстве в Москве.
Художники и скульпторы Древнего Египта
следовали определённым правилам: так
и только так мастер должен был изображать
человека. Рисованием с натуры египтяне
никогда не занимались. Для успешного
исполнения своей работы, художник должен
был знать, как выглядят те предметы, которые
он изображает. Тут нужны были и наблюдательность,
и практика. Египетские художники тренировались,
рисуя по памяти на обломках камня, на
свитках папируса или на глиняных черепках,
остраконах. Их во множестве находили
при раскопках. На остраконах рисовались
или мотивы, которые могут понадобиться
для росписей гробниц, или вариации тех,
что уже были в древних гробницах. Такие
рисунки и менее каноничны и более эскизны,
чем сами росписи. Древние египтяне не знали перспективы,
дальние предметы они изображали просто
над ближними. Несмотря на некоторую наивность,
их рельефы и росписи подкупают тонкостью
и изяществом. Особенно пленительны стройные
женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные
многочисленными драгоценностями.
Когда же в Среднем царстве искусные мастера
изготовляют неизвестно какую по счету
фигуру льва с лицом фараона, они отдают
дань традиции. Танисский сфинкс исполнен
куда более “виртуозно”, чем его древний
предок, уверенно изваяно львиное туловище,
безукоризненно портретно волевое лицо
Аменемхета III, превосходна лепка лица.
И все же это произведение выглядит официально-холодным. Высокого уровня достигло в
Египте декоративно-прикладное искусство
(сосуды из шифера, алебастра, хрусталя,
фигурные туалетные ложечки из слоновой
кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья
и кольца, инкрустированные драгоценными
камнями, резные и расписные ларцы, мебель).
Подчиняющиеся основным стилистическим
закономерностям древне- египетского
искусства бытовые изделия отличаются
строгой отточенностью форм, изысканной
декоративной красочностью, тонкостью
отделки. Изваяния из окрашенного дерева
или шлифованного камня отличает особое
достоинство. Фараонов изображали обычно
в одной и той же позе, чаще всего стоя
с руками вытянутыми вдоль тела, и с выставленной
вперёд левой ногой.
Стены и колонны
египетских зданий украшали рельефы и
росписи, которые легко узнать по своеобразным
приёмам изображения человека. Каждая
часть фигуры была представлена в своём
повороте так, чтобы её было видно как
можно полнее: ступни ног и голова - в виде
сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут
было не в неумении, а в строгом соблюдении
определённых правил. Длинными полосами
следовали друг за другом серии изображений,
очерченных врезанными контурными линиями
и окрашенных в красиво подобранные тона;
им сопутствовали иероглифы - знаки ( картинки),
письма древних египтян. По большей части
здесь показаны события из жизни фараонов
и вельмож, встречаются также и сцены труда.
Полагают, что изображены не столько действительные,
сколько желаемые события, поскольку египтяне
верили, что изображённое непременно должно
исполниться.
В эпоху Среднего
царства (ок. 2020-ок. 1700 до н. э.) пирамиды
утратили грандиозность. В изобразительном
искусстве усилились тенденции
к правдоподобию. В стенных росписях гробниц
изображения приобрели большую композиционную
свободу, появились попытки передачи объёма,
обогащалась цветовая гамма. В архитектуре
проявилось влияние провинциальных традиций
– мастабы, сменились скальными гробницами,
с 2-или 4-колонным портиком. Поминальные
храмы часто отделены от гробниц, имеют
удлинённую осевую композицию. В них значительное
место отведено колоннадам и портикам
(храм Ментухотепа 1 в Деир-эль-Бахри). Расширилось
строительство ирригационных сооружений.
Усилился рост городов (остатки города
Кахун в р-не Файюма), в застройке которых
проявилось классовое неравенство. Маленькие
глинобитные хижины тесных жилых кварталов,
отделённые стеной от аристократической
части города, резко отличались от дворцов
(кирпич-сырец) с помещениями, украшенными
росписями, с колоннами и портиками, галереями,
внутренними дворами. Особой поэтической
свежестью и непосредственностью отличаются
изображения второстепенных бытовых сцен,
растений, животных (росписи гробниц в
Фивах, 21 в. до н. э.). В скульптурном портрете
проявилось более индивидуализированное
отношение к человеку. При сохранении
канонов композиции, фиксировались возрастные
черты модели, появились элементы раскрытия
характера (портретные головы и статуи
фараонов Сенусерта III и Аменемхета III,
19 в. до н. э.). Намеренно обращаясь к твёрдым
породам камня (диорит, гранит), виртуозно
преодолевая сопротивление материала,
скульптор выявлял чёткую структуру лица,
подчёркивал его суровость, придавал изображению
драматическую экспрессию.
Много непосредственности,
даже наивности в мелкой пластике Среднего
царства - деревянных и фаянсовых статуэтках
слуг, пахарей, носильщиков, лодочников,
прачек, пастухов. Часто они комбинировались
в группы, в целые жанровые сценки.
Большой шаг вперед был сделан в искусстве росписей. Раньше, в Древнем царстве, преобладали раскрашенные рельефы, теперь же их заменяли живописью, темперой. Росписи допускали большую гибкость рисунка и богатство цвета. Прекрасные циклы росписей были обнаружены в скальных гробницах Антилопьего дома. Здесь очень живо изображены сцены охоты Хнумхотепа; жатва, уборка зерна в его владениях; различные животные и птицы, изображенные с почти японским изяществом.
В период Среднего царства, чтобы усилить
значимость верховной власти в создании
народа, скульптурные изображения живых
владык
Египта, посвященные богам, стали устанавливать
перед храмами и внутри их.
В период Нового
Царства личность фараона возвеличивается
с еще большей наглядностью Это повлекло
за собой усиление индивидуально-реалистического
начала при сохранении основополагающих
канонов художественной практики.
Наиболее распространенной
темой рельефов и росписей была тема пира,
обычно связанного с заупокойным культом.
Роспись из гробницы в фиванском Акрополе
относится к периоду Нового царства Именно
здесь с наибольшей отчетливостью проступают
характерные черты египетского искусства,
поскольку любая сюжетная композиция
использует много различных элементов
таких как человеческие фигуры, предметы
обихода (столы, кресла, посуда), деревья,
птицы, животные и т.п. И все это множество
изображений размещается на плоскости
, разделенной на горизонтальные пояса
так , чтобы каждая из фигур и предметов
ясно читалась глазами, не заслоняя друг
друга. Расположенные через одинаковые
интервалы, с повторяющимися жестами.
Вся “картинка», какой бы ни была ее тема воспринимается
как торжественное ритуальное действо,
воспарившее над обыкновенным миром реального
бытия. Все конкретные и заимствованные
из жизни сюжеты, воссозданные в египетских
рельефах и росписях, благодаря композиционному
решению, приобретали характер священнодействия
, ибо они воспроизводили жизнь после смерти.
Стены египетских храмов и гробниц, древние саркофаги, а иногда и простые черепки битой посуды покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу с длинным клювом, и льва, и человеческий глаз. Такие значки египтян ещё в древности называли иероглифами – «священным письмом».
Яркий расцвет искусство Египта
пережило в эпоху Нового царства (ок. 1580-ок.
1070 до н. э.). Успешные походы в Азию и приток
богатств обусловили исключительную роскошь
быта египетской знати этого времени.
Суровые, драматические образы эпохи Среднего
царства сменились утончённо-аристократическими.
Усилилось стремление к изяществу и декоративной
пышности. В архитектуре получили дальнейшее
развитие тенденции предыдущего периода.
В храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри,
который представляет собой развёрнутый
в пространстве архитектурный комплекс,
частично вырубленный в скалах, строгие
линии карнизов и протодорических колонн
контрастируют своей разумной упорядоченностью
с хаотическими расщелинами скал. Мягко
моделированные статуи, рельефы и росписи
придают храму просветлённость и гармоническую
ясность. В рельефах линии стали изящнее,
обработка поверхности камня тоньше. Особое
развитие получил углубленный рельеф
с изысканной игрой светотени (рельефы
храма Хатшепсут, начало 15 в. до н. э.). В
стенных росписях появились невиданная
ранее свобода движений и ракурсов, тонкость
красочных сочетаний, в композиции широко
вводился пейзаж (росписи гробниц в Фивах,
конец 15 в. до н. э.). В наземных храмах, развивавших
идею грандиозной архитектурно - пространственной
композиции, основными элементами стали
развёрнутые по продольной оси открытый
двор, обнесённый колоннадой, гипостиль
с рядами монументальных лотосовидных
или папирусовидных колонн и святилище
со статуями богов. Вход в храм оформлялся
2 пилонами, перед которыми воздвигались
обелиски и статуи (храмы в Карнаке и Луксоре).
Искусство
времени Эхнатона (1-я половина 14 в. до н.
э.) стремясь ослабить власть жречества,
Эхнатон провёл религиозную реформу, основал
новую столицу Ахетатон ( современный
Эль-Амарна). Он отличается заострённостью
образов, почти гротескной трактовкой
индивидуальных, болезненно-уродливых
черт фараона и членов его семьи. К концу
правления Эхнатона скульптурные портреты
характеризуются аристократической утончённостью
и классической ясностью образов. Шедеврами
древне -египетского искусства являются
выполненные скульптором Тутмесом портреты
фараона и его жены Нефертити (Государственный
музей, Берлин-Далем). Традиции искусства
времени Эхнатона продолжались его непосредственными
преемниками. Сохраняя техническое совершенство
и декоративное изящество, искусство Египта
середины 14 в. до н. э. постепенно приобретало
оттенок академической холодности (находки
из гробницы фараона Тутанхамона - золотая
маска, трон, сосуды, ларцы с рельефами
и росписями). Традиции эпохи Эхнатона
сохранялись в работах ряда мастеров Фив
и Мемфиса. Некоторые произведения отличаются
острой характерностью образов, непосредственностью
передачи эмоций и обобщённостью контурного
рисунка (рельеф с изображением плакальщиков).
Искусству
2-й половины 14 в. до н. э. свойственно стремление
к парадной пышности и тяжеловесности
форм (гипостиль храма в Карнаке со 134 массивными
колоннами). Вновь получил распространение
скальный тип храма (Абу-Симбел). В изобразительном
искусстве усилилась идеализация образов
фараона (статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле).
Последний расцвет древне- египетское
искусство пережило при фараонах так называемой
Саисской династии (7 в. до н. э.). Характерно
обращение к древним традициям, эклектическое
соединение художественных приёмов различных
эпох. Тщательно обработанные и отполированные
статуи и рельефы отмечены академической
отвлечённостью. Некоторые произведения
наделены выразительной портретной характеристикой
(статуя Мантуэмхета, Каир).
После завоевания
страны Александром Македонским (4 в. до
н. э.) искусство Египта включилось в сферу
эллинистического искусства, позднее
- искусства Древнего Рима. Культовая архитектура
этого времени, сочетающая античные и
древне- египетские формы, отмечена чертами
эклектизма (храм бога Гора в Эдфу, 237-57
до н. э.). Оригинальный сплав древне- египетских
и римских традиции представляют собой
файюмские портреты. С переходом Египта
под власть Византии (кон. 4 в.) сложился
один из местных вариантов раннехристианской
культуры - коптское искусство. С 7 в. в
Египте развивалась одна из ведущих школ
средневекового арабского искусства.
Изучение истории Древнего
Для успешного решения стоящих перед обучением истории образовательно-воспитательных задач важно знать, как учащиеся усваивают содержание курса. Без глубокого изучения состояния знаний школьников невозможно целенаправленно воздействовать на процесс обучения с целью его дальнейшего совершенствования.
Многие психологи и педагоги считают, что у школьников 11 - 13 лет преобладает конкретно-образное мышление, хотя это и не исключает у них способностей к абстрактному мышлению. Поэтому, чтобы подвести учащихся к выводам, сформировать у них понятия, необходимо опираться на яркие образные представления. "Чем более конкретны усвоенные знания, тем более прочно и надолго они сохраняются в памяти. Исторические факты, усвоенные и закрепленные лишь номенклатурное вне образов, деталей и связей с другими фактами, исчезают из памяти легче и быстрее".
Хуже всего сохраняется событийный материал. Прочность запоминания фактического материала незначительна; забывание происходит особенно интенсивно в течение первого года после усвоения. Прочность знаний по различным компонентам исторического материала различна: лучше запоминаются образы исторических деятелей, если они восприняты конкретно и в связи с событийным материалом. Больше и скорее всего забываются хронологические даты. В тех случаях, когда при изучении нового материала повторяется ранее пройденное и забытое, происходит не только оживление в памяти старого, но и качественное укрепление и обогащение всего комплекса знаний. Очень важное значение для закрепления ранее усвоенных знаний имеет то, насколько часто учащиеся встречаются с этими знаниями при изучении других школьных предметов, чтении книг, периодической печати, при просмотре кинофильмов и телепередач. В тех же случаях, когда такой мобилизации изученного материала или установления новых связей с ним не происходит, знания утрачиваются бесследно. Естественно, что понятия и закономерности, связанные с изучением в 6 классах первых трех формаций, неоднократно повторяемые в последующих курсах истории, оказываются наиболее стойким элементом знаний, в то время как событийный материал этих курсов, в малой степени "стыкуемый" с литературой, географией и историей в других классах, забывается.
При недостатке образных представлений о прошлом учащиеся нередко воспринимают исторические явления в искаженном виде. Во-первых, возникает довольно типичная для части учащихся модернизация исторических явлений, их осовременивание. Во-вторых, если образные представления бедны или недостаточны, учащиеся склонны переносить особенности частного факта, взятого в качестве примера, на понятие, обобщающее признаки целого ряда подобных явлений.
Часть школьников испытывает затруднение при выяснении сущности раздельных исторических явлений. Раскрытие этой сущности требует подведения изученных фактов под понятие или же частных понятий под более общее. Некоторые же учащиеся из-за неразвитости абстрактного мышления склонны, наоборот, подменять более частными понятиями и даже описанием явлений.
Наиболее сложным для учащихся 6 класса является восприятие исторических процессов и причинно-следственных связей.
Методическими исследованиями было доказано что большинство учащихся удовлетворительно усваивают раздельные сложные процессы и причины, их вызвавшие.
У детей складывается понимание устойчивости и необходимости ряда причинно-следственных связей между историческими явлениями. Они начинают понимать, что однородные явления вызываются однородными причинами, например, классовая борьба является неизбежным следствием существования враждебных классов.
Учащиеся 6 класса устанавливают преимущественно двусторонние причинно-следственные связи: одна причина - одно следствие. Если названо несколько причин, ученики часто запоминают лишь одну из них, причем не всегда главную. Такой бывает причина, или названная первой, или оказавшая на учащихся наибольшее эмоциональное впечатление, или наиболее конкретная.
Учащиеся данного возраста лучше уясняют те причины, которые кроются в стремлениях или действиях раздельных лиц или групп населения. Но, когда нужно установить причину явления путем анализа тех сдвигов, которые произошли в социально - экономическом развитии общества, они сталкиваются с серьезными затруднениями. В лучшем случае они охватывают только ближайшую конкретную причину, приведшую к таким изменениям, опуская часто главные причины или звенья исторического процесса.
Многие шестиклассники склонны персонифицировать историю, объясняя причины явлений только стремлениями раздельных личностей. Склонность к персонификации связана с тем, что школьникам еще неизвестны наиболее общие законы развития общества. Имена исторических деятелей служат для них в известной мере опорными пунктами для запоминания исторических фактов. Сам факт, таким образом, связывается в сознании ученика с деятельностью исторической личности. Чтобы преодолеть эту тенденцию, важно постоянно вскрывать связь между действиями исторических личностей и интересами классов, с которыми эти личности связаны, а интересы классов - с потребностями развития общества.