Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:29, реферат
В истории архитектуры города культовые сооружения занимают одно из ведущих мест, но в настоящее время остаются пока еще малоизученными. В общем ряду церковных построек наиболее яркие и выразительные памятники эпохи бароккоXVIII в. В это время возведено значительное число великолепных церквей, которые нашли относительно широкое освещение в специальных трудах исследователей архитектуры, - Спасская церковь, собор Богоявления, Крестовоздвиженская и Троицкая церкви. В блеске этих выдающихся памятников совершенно потерялись и были незаслуженно забыты церковные постройки конца XVIII — начала XX в.
Знаменская церковь является переходной от бесстолпного приходского храма к типу традиционных для Иркутска ярусных храмов с колокольней «в одной связи».
Архитектура церкви еще близка древнерусскому зодчеству, это выражено в декоративном оформлении фасадов — спаренные колонки в углах четверика, кудри в обрамлении окон. Вместе с тем памятник несет элементы «сибирского барокко». Объемное построение храма с малым восьмериком на четверике и барочными изломанными кровлями в сочетании с ярусной колокольней характерно для иркутских церквей этого стиля. Региональные особенности проявились в орнаментальной обработке поверхностей стен, в скульптурном понимании архитектурных частей и элементов. Применение развитых карнизных тяг, геометричных рельефных композиций, составленных из сочетания простых фигур (ромбов, квадратов, окружностей), придает специфику декоративному убранству. Вероятно, вследствие различного образного содержания храма и колокольни, их стены имеют различный характер оформления: пышный с преобладанием древнерусских традиций в храме и более скупой геометрический — в колокольне.
В Знаменской церкви переплетаются и синтезируются общерусские приемы с местными сибирскими художественными традициями, и это определяет региональные самобытные особенности памятника.
Троицкая церковь, ?—1763 гг. (ул. 5-й Армии) наряду с Крестовоздвиженской является наиболее ярким образцом «сибирского барокко» в Иркутске. Точная дата начала строительства храма не известна. Скупые летописные строчки сообщают только, что в 1763 г. 5 мая был освящен теплый придел во имя Рождества Богородицы. В то же время объем главного храма находился еще в процессе строительства, которое задержалось из-за обвала каменного свода. Освящение всей церкви состоялось в 1778 г.
Из общего ряда построек «сибирского барокко» Троицкая церковь отличается прежде всего своим необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами с широким восьмериком, получившим широкое распространение на территории Иркутской области в середине XVIII в. Над двухэтажным четвериком храма возвышается массивный двухъярусный восьмерик, завершенный куполом. Ярусная колокольня, незначительно превышающая по высоте храм, вместе с приделами и алтарем композиционно подчинена ядру.
Памятник отличает оригинальное
декоративное убранство. Здесь даже ярче,
чем в других постройках, проявилась характерная
черта «сибирского барокко» — синтез
различных архитектурных течений.
Владимирская церковь, 1775 г. (ул. Декабрьских Событий, 3), первоначально была возведена из дерева и лишь спустя почти 60 лет заменена на каменную. Она строилась на средства иркутского купца Якова Протасова.
Являясь основным ориентиром при въезде в город по Московскому тракту, церковь формировала важный градостроительный узел. Значимость постройки подчеркнута крупными размерами и пятиглавием, не характерным для культовой архитектуры Иркутска. (Исключением является Богоявленский собор, первоначально имевший пять глав на центральном ядре.)
В основе объемно-пространственной композиции лежит крупный, с четырьмя рядами окон четверик под четырехскатной кровлей. Венчает храм двухъярусный малый восьмерик, завершенный восьмилотковым покрытием, и более мелкие восьмерики, расположенные над углами четверика. Покрытие четырехскатной кровлей (что указывает на плоское перекрытие храма) настолько необычно для иркутских построек этого периода, что дает право говорить о возможной перестройке венчающей части памятника.
Двухэтажная трапезная соединяет храм с ярусной колокольней, представляющей трехъярусный восьмерик на четверике. Ярус звона размещен не как обычно в верхней части, а в средней трети восьмериков, верхняя же часть имеет чисто декоративный характер, подчеркивая доминирующее значение церкви.
Декоративное решение выполнено под влиянием местных художественных традиций. В фасадной композиции в основном преобладают вертикальные членения, что значительно отличает пластическое решение данной постройки от убранства других храмов «сибирского барокко». Вертикальная направленность подчеркнута рисунком ступенчатых наличников, рядами узких лопаток, расположенных в межоконных пространствах стены. Впервые в Иркутске применяются наличники, вытянутые на два яруса окон (третий и четвертый). Углы храма и трапезной имеют лопатки, заполненные исконно сибирскими вдавленными рельефными панно крестообразной формы.
Постройка, несомненно, является выдающимся памятником «сибирского барокко». Градоформирующее значение церкви привело к новым решениям этого стилевого направления, выразившемся в необычном построении пятиглавого храма и оригинальной трактовке пластического решения.
В настоящее время церковь утратила свои первоначальные формы в результате значительных перестроек и представляет собой невыразительный четырехэтажный объем под шиферной кровлей. Сильно пострадал и декор храма, лишь на плоскости стен апсиды частично сохранились рельефные лопатки. Важное градостроительное положение церкви, а также несомненные архитектурные достоинства требуют скорейшего воссоздания ее первоначального облика.
Строительством Владимирской церкви завершился один из наиболее ярких периодов в развитии культового зодчества Иркутска, получивший название «сибирское барокко».