Культура греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 10:59, доклад

Описание работы

Образование. Система образования в Греции централизована. Сферу культуры и науки курирует министерство образования. Образование на всех уровнях бесплатное. Учебная программа начальных школ рассчитана на шесть лет, после завершения начального образования учащиеся могут переходить к освоению программы трех- или шестилетнего обучения в гимназии. Существуют также средние школы со специализацией в области точных наук, финансов и торговли, профессионально-технического образования и др.

Файлы: 1 файл

ГРЕЦИЯ.docx

— 18.29 Кб (Скачать файл)

ГРЕЦИЯ. КУЛЬТУРА

ГРЕЦИЯ. КУЛЬТУРА

 

Образование. Система образования в Греции централизована. Сферу культуры и науки курирует министерство образования. Образование на всех уровнях бесплатное. Учебная программа начальных школ рассчитана на шесть лет, после завершения начального образования учащиеся могут переходить к освоению программы трех- или шестилетнего обучения в гимназии. Существуют также средние школы со специализацией в области точных наук, финансов и торговли, профессионально-технического образования и др. В 1994 в средних школах страны обучались 844 тыс. учащихся и работали 58 тыс. учителей. Учителя начальных школ - это обычно выпускники двухлетних педагогических училищ, в средних школах преподают выпускники университетов. Кандидатуры всех учителей утверждаются министерством образования. Старейшие университеты Греции - Афинский (основан в 1837) и Салоникский (основан в 1925). В 1960-е годы были основаны университеты в Патрах и Янине, а в 1970-е - в Комотини. В Афинах находятся также Афинский политехнический институт и ряд других высших учебных заведений, в том числе Высшая школа экономики и бизнеса и Школа политических наук. В начале 1990-х годов в стране было 17 высших учебных заведений, в том числе 6 университетов. В 1990-е годы система высшего образования пополнилась за счет отделений университетов на крупнейших островах. В высших учебных заведениях страны в середине 1990-х годов обучались почти 200 тыс. студентов.

Литература. Корни современной греческой литературы уходят в период турецкого ига. Тогда на подвластных Османской империи землях создавались преимущественно теологические и дидактические произведения, выдержанные в неоклассическом стиле. Единственными заслуживающими внимания образцами литературы того времени можно считать лирические народные песни, особенно баллады клефтов (разбойников), воспевавшие свободного грека, взявшегося за оружие и бросившего вызов туркам. Литературным центром Греции в 16-17 вв. был Крит. Среди значительных произведений можно отметить эпическую поэму в 10 тысяч рифмованных стихов Винцендзоса Корнароса Эротокрит (1650) и трагедию Георгия Хортациса Эрофили (начало 17 в.). В 18 в. среди греческих литераторов развернулась дискуссия, продолжившая давнишний спор между приверженцами классической формы греческого языка (кафаревусы) и сторонниками народного языка (димотики). Огромный вклад в создание нового литературного языка внес Адамантиос Кораис (1748-1833), который постарался очистить народный язык от иностранных заимствований. После Войны за независимость Греции (1823-1829) господствующие позиции в литературе заняли "пуристы". В Афинах сложилась "старая школа", последователи которой находились под влиянием европейского романтизма. Лидером этого движения был Александр Суцос (1806-1863). "Старой школе" противостояла ионическая школа, возникшая во время Войны за независимость и отстаивавшая использование народного языка. Это направление возглавил Дионисиос Соломос (1798-1857), автор "Гимна свободе", который является национальным гимном Греции. Соломоса часто называют величайшим поэтом Греции. В его прекрасных лирических поэмах присутствуют мотивы, нередко встречающиеся в современной греческой литературе: ярко выраженное чувство национальной гордости, восхищение прошлым и приверженность идеалам свободы и справедливости. К выдающимся ионическим поэтам относятся также Андреас Калвос (1792-1869), чьи оды были в значительной мере вдохновлены классическим наследием Греции, и Аристотелис Валаоритис (1824-1879). В этот период, с 1820 по 1880, появилось мало заметных прозаических произведений. Исключением явились несколько вещей Соломоса, воспоминания таких героев революции, как Яннис Макриянис (1797-1864), и несколько исторических романов, прежде всего сатирический роман Папесса Иоанна, принадлежащий критику и прозаику Эмануэлю Роидису (1835-1904). В 1888 Иоаннис Психарис (1854-1929) опубликовал книгу путевых заметок Мое путешествие, ознаменовавшую переворот, который в конце концов привел к утверждению в литературе народного языка. Психарис был идейным вдохновителем литературного направления, которое получило название "новая афинская школа" и господствовало в греческой литературе конца 19 в. Центральной фигурой здесь выступал Костас Паламас (1859-1943). Ученик Соломоса и Калвоса, Паламас находился под влиянием событий политической и общественной жизни своего времени, его многочисленные поэмы и очерки пронизаны заботой о насущных проблемах Греции. Поэты "новой школы" Иоаннис Полемис (1862-1925), Костас Кристаллис (1868-1894) и Константинос Кавафис (1863-1933) ввели в греческую поэзию верлибр, обогатили ее мотивами символизма. Окончательно утвердив димотику как язык писателя, "новая школа" оказала глубокое воздействие на греческую литературу 20 в. Романы Психариса повлияли на произведения таких прозаиков, как Никос Казандзакис (1885-1957), завоевавший международное признание романами Жизнь и похождения Алексиса Зорбаса (1943) и Христа распинают вновь (1948), а также эпической поэмой в 33 тысячи строк Одиссей: современное продолжение (1938). Поэзия Полемиса и Кавафиса проложила путь современным поэтам Георгосу Сеферису (1900-1971) и Одиссею Элитису (1912-1996), развивавшим современные направления, включая сюрреализм. Оба они являются лауреатами Нобелевской премии по литературе. Среди других выдающихся греческих писателей 20 в. - Стратис Миривилис, известный своими романами и повестями о Первой мировой войне и греко-турецкой войне 1920-х годов, романисты Элиас Венецис и Пантелис Превелакис, поэт Ангелос Сикелианос (1884-1951) и драматург Спирос Мелас.

Искусство. В период турецкого господства искусство - помимо церковного и таких народных и прикладных его разновидностей, как резьба по дереву, ковка по металлу, гончарное искусство и вышивание, - практически не развивалось. После провозглашения независимости король Оттон I пригласил многих греческих художников на учебу в Мюнхен, где они испытали влияние германской художественной школы 19 в. Впоследствии греческие художники стажировались и в других странах Западной Европы, особенно во Франции. В итоге, несмотря на попытки сохранить в искусстве античные и византийские традиции, преобладающим оказалось влияние западноевропейских направлений. Ведущее место среди живописцев современной Греции занимает Костис Партенис, именно он принес в Грецию идеи французского импрессионизма. Партенис, подобно многим другим греческим художникам, не останавливался на каком-либо одном стиле. Он прошел через увлечения экспрессионизмом, кубизмом и другими современными направлениями. В духе экспрессионизма творили видные греческие художники Георгос Бузианис и Никос Хадзикирьякос-Гикас. Кроме модернистов, в стране сложилась целая плеяда неореалистов, включая Янниса Царухиса и Д.Диамантопулоса. Другая значительная группа художников, среди которых выделяется Фотис Контоглу, успешно работала над возрождением традиций византийского искусства. Современные греческие скульпторы тоже относятся к разным европейским направлениям, но остается значительная группа сторонников античных традиций. Из представителей неоклассической школы выделяется Костас Димитриадес, который воспитывался в духе французского натурализма. Среди тех, кто отошел от романтической школы, основанной Роденом, отметим А.Апартиса и М.Томбаса, работающих в разных современных направлениях. Абстрактное искусство представлено в кубистских скульптурах А.Апергиса.

Музыка и театр. В области музыкального искусства сохранилась старинная традиция, проявляющаяся в народных песнях. Эти песни подразделяются на танцевальные, семейные, траурные и героические, многие из них возникли в византийскую эпоху или еще раньше. На протяжении 19 и 20 вв. греческие композиторы, как и их соотечественники в литературе и искусстве, опирались на народные предания и античные сюжеты. Попытки создания национальной музыки были предприняты Манолисом Каломирисом (1883-1963), Э.Риадисом (1890-1935) и Георгиосом Пониридисом. Каломирис использовал темы из византийской церковной музыки и положил на музыку поэмы Паламаса и Сикелианоса. Пониридис создал многочисленные песни, часто на слова лирических стихотворений Кавафиса и других греческих поэтов. Современные тенденции выражены в сочинениях Деметриоса Скалкотаса (1905-1945) и Георгиоса Сикелианоса. Манос Хадзидакис - известный композитор, который часто вдохновлялся народными мелодиями. Афинская консерватория, с давних пор центр музыкальной культуры Греции, выпустила немало певцов и композиторов международного класса, включая композитора Д. Митропулоса (1896-1960) и оперную звезду Марию Каллас. После возрождения театрального искусства в начале 20 в. в Греции произошел подъем драматургии. В 1930 был открыт Национальный театр, а затем образовался ряд других театров с постоянной труппой. Ежегодно в Афинах, Эпидавре и Додоне прямо в античных амфитеатрах проводятся фестивали театрального и музыкального искусства, на которых артистами Национального театра исполняются античные драмы.

Учреждения культуры. В Греции в 1926 была основана Афинская академия по образцу Французской. Национальная библиотека и Библиотека палаты депутатов, находящиеся в Афинах, располагают крупнейшими книжными фондами. В Национальном археологическом музее в Афинах хранятся оригинальные произведения искусства, охватывающие все периоды древнегреческой истории. Византийский музей обладает уникальной коллекцией произведений раннехристианского и византийского искусства. В Акрополе, Олимпии и Дельфах созданы музеи, где выставлены найденные при раскопках произведения искусства и быта Древней Греции.

Печать. Во время правления военной хунты вся печать в Греции находилась под строгим контролем. Конституция, принятая в 1975, гарантирует свободу печати. В середине 1990-х годов общий тираж газет превысил 1 млн. экземпляров. Всего издается свыше 100 ежедневных (центральных и местных) и ок. 300 еженедельных газет. Ежедневно выходят газеты "Катимарини" ("Утренняя газета"), "Та неа" ("Новости"), "Элефтеротипия" ("Свободная печать"), "Этнос ("Народ") и др. Издается "То бема" ("Трибуна"), имеющая большую читательскую аудиторию. Ведущий литературный журнал - "Неа эстиа" ("Новый очаг").

Народное искусство. В небольших городах и на островах сохраняются вековые традиции кустарных ремесел. Изделия из золота и серебра производятся в Салониках, Афинах, на острове Керкира (Корфу) и в Янине; вышивка и кружева - на Ионических островах и островах Эгейского моря; Крит и Эпир славятся шерстяными одеялами и коврами ручной работы. Греция производит также резные деревянные, керамические и кованные металлические изделия.

Кино весьма популярно в Греции. Несколько греческих фильмов, среди которых Никогда по воскресеньям, получили награды на международных кинофестивалях. Среди греческих кинозвезд мировой известности достигла Мелина Меркури. Работавший во Франции кинорежиссер К.Коста-Гаврас получил премии за такие фильмы, как Z и Осадное положение.

Обычаи и праздники. За исключением некоторых отдаленных деревень и островов, традиционные костюмы и обычаи исчезают из повседневной жизни. В праздничные дни и в особых случаях деревенские жители надевают традиционную фустанеллу (плиссированная юбка) и враку (белые мешковатые штаны). Эвзоны, бывшие королевские гвардейцы, все еще носят юбки как часть парадного костюма. Главные праздники - Пасха, Рождество, Новый год, Крещение (6 января) и Успение (15 августа). Есть также ряд местных религиозных праздников. Национальный праздник День независимости празднуется 25 марта. 28 октября греки отмечают "День Охи (т.е. Нет)" - в память о сопротивлении итальянской агрессии 1940.


Информация о работе Культура греции