Культура и искусство племен сакской эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 15:39, сочинение

Описание работы

Наша Великая степь, со своей богатой многовековой культурой, очень насыщена своего рода величайшими событиями. А это в свою очередь, очень сильно влияет и на культуру кочевых племён. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты страницы истории развития культуры. На казахской земле найдено множество памятников материально – культурного наследия наших предков.

Файлы: 1 файл

СРСП ист.docx

— 21.35 Кб (Скачать файл)

Выполнила: студентка 1 курса туризм 143 Калбаева А.Э.

«Культура и искусство племен сакской эпохи».

Наша Великая степь, со своей богатой многовековой культурой, очень насыщена своего рода величайшими событиями. А это в свою очередь, очень сильно влияет и на культуру кочевых племён. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты страницы истории развития культуры. На казахской земле найдено множество памятников материально – культурного наследия наших предков. Это, в первую очередь, поселения людей, древние строения, места очагов, оружие, предметы быта, ювелирные изделия, даже кости зверей, на которых охотились древние люди, кости животных, которых они выращивали.

Часть памятников древних саков – это захоронения сакских вождей.

Но не будем забывать и о религиозных верованиях саков: в основном, объектами верования саков являются огонь, войны и солнце. Они верили в духов умерших, верили, что мёртвые оживают вновь.

Культуре саков был присущ звериный стиль, т.е. практически все орнаменты и оформление саков было оформлено в красивом и тончайшем зверином стиле. А связано это было всё с тем, что саки всегда отождествляли себя с животными. И конечно, преобладал на украшениях саков лик волка снежного барса. Тончайшая работа сакских ювелиров очень точно отражала всю красоту и изящество украшений. Это были гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду. Но особый интерес у других народов к сакскому ювелирному искусству был прикован к изображению фантастических птиц, коней, конегрифов, крылатых коней. А конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем.

В онтологии изображения зверей можно выделить 3 периода: первый(1-е тыс. до н. э.), это когда животные и звери изображались в стоячем, враждебном обликах, тогда здесь можно говорить о расцвете племенного союза саков, который пришёлся на 3-2 века до н.э. Второй период (4-7вв.) заключается в широком распространении звериного стиля не только серди саков, но и среди сарматских племен, который также отражается и в украшениях: например, всеразличные подвески сакских женщин украшены зверями в спокойном состоянии. Здесь уже надо говорить о том, как саки изображали животных на украшениях и ювелирных изделиях. Если животные и фантастические звери изображались в полном спокойствии, это говорилось о военном бездействии, ибо к примеру саки олицетворяли себя львами, готовыми ринуться в бой либо остаться в тени. Третий период (III-II вв до нашей эры) – в этот период уже идёт упадок звериного стиля, и переход к полихромному. А вот уже полихромный стиль стал присущ кангюям и усуням.

Культура усуней и кангюев являлась прямым продолжением саков. Полихромный стиль данных народов, как правило, представлял из себя простое изображение цветов на всевозможных украшениях, бляшках, конных сёдел и т.д. Золотые предметы украшались перегородчатой эмалью или инкрустировались драгоценными камнями, преимущественно альмандинами, а иногда красным стеклом. Эти предметы из драгоценных материалов служили в то время народом, не ведшим денежного обмена, вместо денег. И конечно же, археологи в наше время уже смогли найти яркие памятники народов усуней и кангюев. Яркий памятник ювелирного искусства усуней — Каргалинская диадема. Диадема эта украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. И вот главной темой диадемы являлось изображение модели Вселенной.

В свою очередь, о культуре кангюев очень мало известно, но можно также и догадаться о том, что их культура была близка по родству культуре усуней. Ведь если поразмыслить логически, то культуры всех древних кочевых народов, так или иначе, будут схожи между собой. Так, к примеру, у кангюев тоже преобладал полихромный стиль, у них была письменность. Письменность эта была создана на основе арамейского письма. И нужно уточнить ещё и тот факт, что кангюи, благодаря своему удачному географическому местоположению, контролировали самый оживлённый участок Великого Шёлкового пути, а это в свою очередь также повлияло на их культуру. Так, были найдены коралловые бусы из Индии, резные камни из Ирана, янтарь с Балтийского побережья, бусы из Сирии. В своём вероисповедании, кангюи, также как и усуни, поклонялись силам природы, обожествляли Луну и Солнце, звёзды. Был распространён культ предков.

Что же касается еды, которую саки употребляли повседневно, то она была довольно проста: просяные лепёшки, буза (особый напиток), кумыс, мясные блюда. В питании, народ саков ориентировался на простом приготовлении пищи, ибо сами по себе, они большую часть времени проводили в войнах, а значит, запасы еды были довольно просты в приготовлении.

В военных делах, особую роль играла конница. Но мне довелось один раз прочесть о том, что во времена нашествия персов во главе с царём Киром, в решающем сражении, великая царица саков Томирис использовала не только конный отряд воинов-мужчин, но также конный отряд одногрудых амозонок, позаимствованных у сарматских племён. Именно этот перевес в войне в сторону саков произошёл благодаря сакским амазонкам. Вообще, если говорить об амазонках, то по сути, их отбирали и обучали военному искусству с детства и отрезали им правую грудь для усовершенствованной стрельбы из лука (ибо когда они натягивали тетиву лука, то должны были без промаха попадать точно в цель и на скаку).

Ну и конечно, нельзя не упомянуть и о духовной культуре саков. Всё культурное наследие, все эпосы и восхваления подвигов предков саки передавали из уст в уста. А передавали они это с помощью устных воспеваний, а тех, кто воспевал подвиги славных предков саков, сами саки очень уважали. Такие старцы, воспевавшие древние сказания, были в огромном почёте у саков, они также часто воспевали подвиги при царях и царицах, за царским дастарханом. А многие послы, приходивших к царям за политическими соглашениями, восхищались культурой и героизмом великих сакских воинов, которых воспевали старцы. Более года назад, мне довелось прочесть книгу Булата Жандарбекова «Саки». И вот в одной из глав данной книги описывался приём персидского посла от царя Кира. За царским дастарханом, посол Мард (так его звали) стал свидетелем величайшего таланта старца Зала, воспевавшего о первых сакских батырах и отцов сакского народа. В основном воспевался великий предок царицы Томирис Ишпакай. После воспеваний, поражённые гости и аристократы преподносили дары старцу, в основном дары преподносились в виде золотых монет, кубков, украшенных всевозможными зверями и камнями, подвесок, амулетов. Но посол Мард тоже захотел преподнести свой дар. И он подарил старцу Залу свой именной кинжал в красивых ножнах со всевозможными драгоценными камнями. Поскольку саки всегда ценили оружие, то и Зал не остался равнодушным к такому дару, и оттеснив от себя остальные дары, принял дар персидского посла с благоговением.

Этим я хотела сказать о том, какую важную роль играла война в жизни саков. Для саков, как для людей, были не важны роскошные убранства, дворцы и золото. Они больше ценили простоту и удобство, но не чурались и достойных украшений для себя и своих женщин. Вообще, в народе саков не пренебрегали царской властью, во главе которой могла стоять и женщина. Примером тому может послужить царица Томирис. В книге Булата Жандарбекова рассказывается о Томирис не как о жене сакского царя, а как о наследнице и дочери хитроумного Спаргаписа, который завоевал царский трон хитростью и умом. Впоследствии, он обучил свою дочь Томирис боевому искусству, а также дальновидной тактикой ведения государственных дел вождя народа. Хоть это и не факт, а возможно даже выдуманный сюжет Булата Жандарбекова, но я всё же склоняюсь к той версии, что Томирис, вопреки прежним обычаям, стала царицей благодаря своему уму и хорошо продуманной тактики захвата власти. Именно в честь своего отца Спаргаписа, Томирис и назвала своего сына, которого впоследствии и убил царь Кир.

Таким образом, я постаралась рассмотреть все критерии духовной и материальной культуры саков, кангюев и усуней,  в том числе привела их примеры. И сама данная тема для эссе мне пришлась больше по душе.


Информация о работе Культура и искусство племен сакской эпохи