Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:39, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Режиссура"
Лекции по режиссуре Изольды Васильевны Хвацкой
Тренинг
Движение по сценической площадке, не сталкиваясь. Потом тоже самое со стулом.
Как тихо поставить стул (сперва, одна ножка, потом соседняя…)
Сесть и встать, не сговариваясь.
«Баранья голова». На две темы, например, спорт и история.
«Волна» сидя на стульях, поставленных в форме подковы. Сначала в одну сторону, потом обратно, перестройка и новое движение.
Магнит и железо.
Зеркало.
Японская машинка.
Скульптура с пристройкой.
Задание
моё любимое дело.
Написать случай из жизни, который меня потряс, поразил. История с событием.
Описание 10 картин (на память и внимание)
Упражнения на память физических действий (ПФД). Чтобы показать предмет, надо уметь «подворовать». Например, не показывать графин, его форму и размер, а… протереть его тряпочкой.
Процесс сценического действия
Восприятие происходит с помощью органов чувств. Именно поэтому их надо развивать, делать упражнения.
Восприятие
Анализ и оценка
Принятие решения
Действие
Пропуск оценки вызывает нарушение процесса сценического действия, ломает правду, провоцирует игру на результат.
Слово, как действие, должно появляться в последнюю очередь. Первый курс – это зоны молчания, паузы. Текста практически нет, может две, три фразы, слова.
Задание
Пронаблюдать и затем показать, как люди кушают. Как? Кто? Где?
Выбрать отрывок из советской драматургии, прозы 1917-2007 гг
Актёр – животное. Чем оно живёт, какой у него характер, внутренний темперамент, пластика, состояние «на сейчас» (сытый, голодный, больной и пр.). Максимально подробное описание. Готовить так, будто это моя главная роль. Подробные рисунки, схемы, информация, чем и где и как живет и пр.
Читать
«Поэзия педагогики» Мария Осиповна Кнебель
«О художественной целостности спектакля» Алексей Дмитриевич Попов
«Авторский толчок» О. А. Кудряшов
«Поэтика мизансцены» Юрий Мочалов
«Проблемы театральной практики и педагогики» МГУКИ Москва 2006
«Игровой Театр» М. Буткевич
Небольшой по продолжительности этюд (5-10 минут). Он должен основываться на моём отношении к жизни, что я понимаю, а что нет, что люблю, а что нет, с чем согласна, а с чем нет. Начать стоит с двух столбцов. В одном записать, то что я люблю. В другом – неприятные для меня вещи. Начать надо с первого.
Как это можно выразить сценически?
Имей в виду, что в этюде мало персонажей. Этюд – это отражение внутреннего мира, это кусочек жизни. В основе этюда может лежать что угодно: впечатление, картина, воспоминание, литература (но не пьеса), песня, стихотворение. Запоминаются неожиданности в решении, оригинальность. "Контраст основное средство выразительности"
Банально – это то, что придумают 10 человек, 10 первых решений.
Цель этюда – удивить правдой существования актёров.
Самое трудное - выработать свой стиль и почерк.
Театр – это прежде всего драматургия. Всё начинается с выбора.
Фабула – краткий ход истории в двух трёх предложениях.
Священное место в театре – это доски сцены.
Надо вести записные книжки, дневники. Постоянно наблюдать и фиксировать всё кругом.
Знакомство с автором начинается с его дневников, а не с пьесы.
Необходим глубочайший анализ каждой детали.
Мысли надо черпать от автора, из его пьесы.
Задание
Инсценировка: письменная разработка. Определить исходное событие, главное, кульминацию и финальное. Замысел и реализация. Эскизы этюда и костюмов в идеале в паспарту и с кусочками ткани и пояснениями. Макет. Распределение ролей в двух составах. Предельная достоверность и точность костюмов и декораций.
Музыка, если используется, то должна быть художественно мотивированной.
Подмакетник: макет голой сцены с 4 планами и фигурками. Литературный анализ.
При публичной защите этюда нужно говорить просто и доступно.
Литературный анализ
Тема – о чём.
Идея – ради чего.
Сверхзадача – что хочу сказать зрительному залу (лозунг)
Событийный ряд.
Исходное событие, выраженное отглагольным существительным (встреча врагов, друзей)
Главное событие – перелом.
Финал – чем всё закончится, как разрешится конфликт.
Любое событие берётся только из предлагаемых обстоятельств! Обстоятельства эти даёт драматург, гримёр, костюмер, композитор, художник. предлагаемые обстоятельства – место, время, ситуация, эпоха, век, страна, нравы, обычаи (где? Когда? Что? Зачем? Почему?)
Конфликт – это столкновение людей, мнений, двух противоположных действий (Один хочет убежать, а другому надо его задержать)
Актёр сперва работает «спиной к событию» (то есть не знает о нем, не играет его наперёд, событие для него должно быть такой же неожиданностью, как и для зрителя. Соответственно, и реакции, оценки становятся свежи и реальны)
Роль не описывается прилагательными,
с актёром разговаривают
Пристройка к действию – способ достижения цели. Отвечает на вопрос: как, каким образом я выполняю действие?
Хорошее действие – это грамотно организованная цепочка конфликтов. Когда один конфликт исчерпан, наступает развязка и следующее событие.
Главный критерий режиссёра – мне нравится.
Штамп это вялость фантазии, лень (100 интонаций на одну фразу у Ермоловой).
Обязательно нужно знать технологию всех театральных мастерских.
Реализация
Метод действенного анализа пьесы и роли.
Никогда не говорить в шуме, не орать.
Используй силу убеждения и тренируй терпение.
Режиссер в театре отвечает за всё. Удача и аплодисменты принадлежат актёру, неудача режиссеру.
Действие определяется только глаголом (не пропусти его), а событие – отглагольным существительным.
Режиссёр должен знать место, время, планировку. Он должен уметь всё делать сам.
«если актёр чем-то не пользуется на сцене, смело выбрасывай эту вещь». Очень важен момент отбора деталей. На сцене не должно быть замусоренности.
Надо уметь объяснить предлагаемые обстоятельства (время, настроение, самочувствие…)
Действие должно быть взаимоиспепеляющим.
Монтажный лист – расписание.
Этюд предполагает свободу актёров. Нельзя говорить слово «плохо», так вы сразу отрубите всю инициативу.
На первой репетиции надо заинтересовать актёров.
Модули – это серия одинаковых предметов.
Натюрморт на столе… и на сцене. От того, как расставлены стулья, зависит настроение.
Внутреннее состояние выражается через внешнюю пластику, ритм, мизансцены.
4 выразительных средства режиссуры
Мизансцена… параллельные, диагональные, полукруглые, геометрические фигуры. Мизансцена – это расположение актёров на сцене. Мизансцена должна быть выразительна, должна нести идею, мысль.
Атмосфера.
Темпоритм.
Композиция.
Ритм – это степень внутренней эмоции, пульс.
Темп – это внешнее выражение поведения, внешний рисунок спектакля (скорость)
«История страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах» А. С. Пушкин
а Станиславский сказал «… чувств… в предлагаемых обстоятельствах» с некоторым художественным домыслом (художественная правда)
замысел – это ощущение целого будущего.
Исходное событие | |||
Мизансцены |
Что вы делаете? действие |
Внутренний монолог (что думает человек) |
Текст |
Видение сцены, костюмы, декорации |
Режиссёрская пауза
Исходное событие
реплика
Пауза, во время которой меняется поведение и состояние актёра
Новая реплика
Это упражнение на смену поведения. Желательно выбирать паузу из того отрывка, который ты делаешь. Пример, «к нам едет ревизор!»
Работа над отрывком
Название, действующие лица, краткие сведения об авторе, определение события, эмоционально напряженное место и кульминация, внутренний монолог, видение из зрительного зала.
«К сухим глазам руки не прикладывать!»
ПФД воспитывает чувство правды. Никакой приблизительности, максимальная увлечённость. Мелочей не бывает, так как наша профессия из них состоит. Чтобы добиться качественного исполнения упражнения начинать надо медленно, постепенно доводя скорость до жизненного темпоритма. Работать над точной последовательностью действий и ощущений (острый предмет или хрупкий или мокрый и пр.)
Маленькие препятствия украшают дело (к примеру: мою окно – все чисто – вдруг, пятно).
задание
шумовая картина, но не придуманная, а подслушанная
добавить к ПФД озвучку за ширмой, написать план озвучки и действий
тренинг с песнями: боевая, грустная, лирическая
10 болевых точек и десять историй. Этюд на основе этого
придумываем и делаем Этюды:
- одиночные
- парные (2 чел.)
- групповые
спектакль Михаила Рощина «Эшелон» в постановке Ефремова
II том Станиславского, 2 глава, основы творчества
готовые этюды это рассказы Юрия Трифонова
фильмы Рома, Такеши Кетано, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Бал» Этторе Скола (ни одного слова)
«Воспитание актёра школы Станиславского» Кристи
Работа над такими качествами актёра как возбудимость и темперамент – основная задача второго курса.
Реализма в театре нет, но есть нечто одухотворённое фантазией. Если черпать только из себя, то всё быстро иссякнет.
Актёр – действующий человек, артист – художник.
Творчество начинается с выбора репертуара.
«Или священнодействуй, или – убирайся вон!» Щепкин
надо тратиться, тратиться, тратиться. Чем больше тратишься, тем больше получаешь. Надо трудиться день и ночь, надо вместе с залом уметь думать.
Когда вы выходите на сцену, вы попадаете под увеличительное стекло.
Тренинг
Снежный ком. Первый называет своё имя и добавляет какой-либо жест. Второй повторяет всё и добавляет своё.
Броуновское движение. Ходьбы в разных скоростях, не сталкиваясь, равномерно распределяясь по площадке.
Соединиться с другим человеком частью тела: ладонь и бедро, голова и спина.
Прикоснуться к полу, к определённому цвету, к человеку с длинными волосами.
Поздороваться со всеми за руку.
Счёт от 1 до 21 в хаотичном порядке, если одну цифру назвали двое и более человек, надо начинать заново. Это помогает выработке взаимопонимания.
Передача по кругу воображаемого предмета:
-Ключ
-Что?
-Ключ!
-Что?!
-Ключ!!!
-А!!!
а с другой стороны «идёт» пуговица. Можно ещё предметы добавлять.
Пингвины: ледовитый океан, айсберги сидят на корточках, белый медведь гонится за пингвином. Когда пингвин прячется за айсбергом, тот вырастает в нового белого медведя, а предыдущий сам становится пингвином.
Машина. Первый выходит и показывает движение со звуком. Затем присоединяется второй со своим звуком и движением и т. д. в итоге получается машина, механизм, конвейер.
Упражнение на выработку взаимопонимания.
Счёт от 1 до 21 в хаотическом порядке, но с соблюдением заданного ритма. Вдвоём или втроём называть цифру нельзя – придётся начинать заново. Кто начинает, тоже неизвестно.
Задания
Записать в тетради «для письменных работ» следующие письменные работы:
1. «Мне сейчас ____ лет»
(писать о себе все – самоопределение личности, семья, происхождение, внутренний мир, что люблю, сто могу делать, что хочу, почему решил быть актером и пр.)
2. «Моя первая сессия»
(анализ сессионного периода – что ожидал, что получилось, соображения, наблюдения, предложения и пр.)
Закон края: запоминается только начало и конец (и кульминация)
«Чем удивлять будем?» Дикий… живым подлинным существованием, эмоцией.
Внутри актёра второй план!
когда вы выходите на сцену, вы попадаете под увеличительное стекло. И первые несколько секунд вас оценивают по вашему внешнему виду. То, во что и как вы одеты, играет большую роль. Это ещё и уважение к публике.
Ещё немного о работе над этюдом, отрывком
Этюд может быть основан на собственном жизненном опыте, впечатлениях, мыслях. Но его основой могут быть и другие источники, такие например как: произведения изобразительного искусства (картины, архитектура), литературы (книги, стихи, но не пьесы), наблюдения и размышления. Жанр – любой.
В этюде обязательны точные предлагаемые обстоятельства. Декорации – минимальные (самое необходимое), костюмы необходимо продумать до мелочей, тоже самое и с реквизитом.
Актёрское существование в этюде должно быть правдивым.
В этюде обязательно должно быть исходное, центральное и финальное события. Должен быть понятен конфликт и его разрешение. Упражнение отличается от этюда тем, что в нём нет события.
Продолжительность – 5,6 минут.
Помните, что:
Контраст – основное средство выразительности (например, контраст между состояниями действующих лиц в начале и в конце).
Запоминаются неожиданности.
Актёр должен быть повернут спиной к событию (событие должно быть для него такой же неожиданностью, как и для зрителя. Это, конечно, скажется и на его реакциях и оценках).