Кыргызские традиции устами молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:25, творческая работа

Описание работы

Кыргызстан — страна обычаев и традиций, количество которых очень велико. О всех видах обычаев и традиций больше наверное знают все-таки наши бабушки и дедушки
В современной семье родился ребенок, молодые родители должны провести обряды по всем законам нашей традиции.

Файлы: 1 файл

Кыргызские традиции устами молодежи.pptx

— 3.35 Мб (Скачать файл)
    • Кыргызские традиции устами молодежи 

Кыргызстан  — страна обычаев и традиций, количество которых очень велико. О всех видах обычаев и традиций больше наверное знают все-таки наши бабушки и дедушки

В современной  семье родился ребенок, молодые  родители должны провести обряды по всем законам нашей традиции.

Варианты  ответов:

 

Самое первое, что говорят после рождения ребенка  это «суйунчу» - оповещение с целью получить подарок за сообщение радостной вести, «корундук» — подарки за право посмотреть новорожденного первый раз, «жентек» или «бешик той» — пир, который устраивают в честь новорожденного всем родственникам и знакомым.

 

«Обычно после рождения ребенка мы с друзьями, ну и с самым главным человеком  такого мероприятия — отцом, конечно  же едем в больницу, навестить «аяшку». Дальше начинаем гудеть, гулять, обмывать это дело», - говорит парень по имени Мурат.

 

Тем временем, родители роженицы и отца ребенка  шумно готовятся дома и ждут малыша с мамой. Некоторые родители забирают своих дочерей вместе с ребенком на 40 дней, и все эти дни выхаживают малыша и дочь в ее доме. Это делается для того, чтобы молодая мама окрепла, набралась сил. В это время  ей запрещается заниматься тяжелым  физическим трудом, родители следят за ее питанием и здоровьем.

 

«Обычно говорят, что ребенка везут только в один дом, чтобы все остальные 40 дней он больше не переходил через  порог других домов. Это скажется на его здоровье», - говорит молодая  девушка Чолпон.

 

Затем по традиции после 40 дней ребенка омывают  теплой водой из сорока ложек - «кырк кашык сууга киринтуу», также стригут утробные волосы «карын чач», еще одевают ребенка в специально сшитую одежду из сорока лоскутов (это, кажется, раньше так было). Обязательно готовят лепешки «май токоч».

 

Потом проводят праздник «бешик той» в честь новорожденного.

 

Далее, когда  ребенок начинает делать первые свои самостоятельные шаги, следует праздник «тушоо-той». Кто-то справляет этот день в малом кругу, а кто-то устраивает большой той. Приглашаются гости, всё, как положено. По традиции устраиваются бега. Как правило, все проходит на улице. Поскольку надо бегать — надо прибежать первым. Ребенка выводят на улицу и ставят у финиша, до которого должны добежать все желающие. Обычно первыми бегут дети, потом мужчины, потом женщины. Перевязывают ребенку ноги нитью, сплетённых из двух тонких шерстяных нитей. Причем нити обязательно должны быть белой и чёрной расцветки — «ала жип». Они символизируют борьбу двух начал — света и тьмы, добра и зла. Жизнь человека, по представлениям кыргызов, состоит как из светлых, радостных дней, так и горестных. Поэтому с детства надо быть готовым ко всем жизненным ситуациям.

Перевязав ноги ребенку гости, начиная с  детей, начинают бегать. Их задача прибежать  первым, отрезать аккуратно нить, ту самую «ала жип» на ногах ребенка и вместе с ним проделать несколько шагов. Обычно говорят, что если тот, кто первым прибегает был шустрый и не упал, ребенок тоже не будет падать. Самое главное в этом обычае это то, что после «тушоо тоя» ребенок как бы вступает во взрослую жизнь и все дороги перед ним открыты. Поэтому часто над взрослыми порой подшучивают, когда видят, что у него не идут дела: «У тебя «тушоо той» был или нет?»

Переход из одного половозрастного состояния в  другое также совершается выполнением  определённых обрядов и действий, при этом, чем старше возраст, тем  меньше становится обрядов. Мальчикам  в возрасте 3, 5 или 7 лет (обязательно  в нечётное число), согласно исламу, устраивают обрезание — «суннет».

    • Также в зависимости от материального состояния кто-то проводит «суннет той» скромно, а кто-то с размахом. Да уж, в этот день не позавидуешь ни одному мальчику.

 

    • «Сейчас обрезание можно делать при помощи медицины, с помощью самих врачей. А раньше, особенно в селах, звали глубокоуважаемых аксакалов, у которых уже был опыт, и просили их провести этот обряд», - говорит еще одна девушка Аида.

 

    • Можно себе представить отношение мальчика к этому дедушке. Наверняка, он долго-долго его избегал и боялся. Ничего не поделаешь, таковы обычаи.

 

    • «А моему братику делали обрезание дома, вместе со старшим братом. Одному 3 годика, другому было уже 5 лет. Но больше боялся старший. Так как он уже все понимал. Врачей пригласили домой и весь этот обряд проходил дома. Потом на них одели длинные платья, но сходить по своим нуждам для них было чем-то вроде ада. Дикие крики и вопли по всему дому. Длилось это 3-4 дня. Зато за эти дни им столько подарков сделали, что сразу после «суннет тоя» братишка позволил себе купить велосипед. Денег собрал он не мало», - смеется Айжана.

 

    • А что вы думаете об этих традициях? Проходили ли вы сами через это? Возможно здесь ни все описано, а даже если есть, то поверхностно. Если у вас есть свое мнение или где-то мы допустили ошибку пишите свои комментарии.

 

    • Чего не мало у кыргызов, так это обычаев и традиций. Сколько они будут продолжаться будет зависеть от нас самих. Нравятся эти традиции другим или нет, это уже их проблемы.

Воровство невесты, красивая традиция или преступление?

    • Сколько людей столько и мнений, каждый реагирует на воровство невесты по своему. Кто-то считает сию «Красивую» традицию, варварством и пережитком прошлого, когда женщин дарили, воровали и забирали как трофей – в войнах между племенами и народами. Кто-то думает что раз существует традиция, то нарушать ее нельзя.
    • Сложно не согласится и с тем и с другим мнением, потому что каждый прав по своему.
    • Противники, борцы за гендерные права, яростно утверждают, что любое насилие против беспомощности женщин, должно караться законом. Когда девушку, как барана, запихивают в багажник и везут в дом где уже все готово к приему невестки. Она сопротивляется, кричит, ее силой держат, уговаривают, ложатся на порог и пугают проклятьями, в случае ее побега. Далее следует фарс с кучей приглашенных родственников, торжественное одевание белого платка, усаживание за гошого, а под утро совместное вытягивание простыни из под новобрачных. В современном мире нет места для такого рода бесчинств, считают современные противники воровства.
    • Сторонники сохранения древних традиций, наоборот, считают что этот красивый обычай не должен кануть в лету. Традиция воровства существует уже тысячелетиями. Кочевники народ многоплеменной и чтобы не допустить вырождения рода, молодые джигиты отправлялись в соседние племена за невестами которых там и воровали. Но не только вырождение и здоровье будущего поколения волновала наших предков, вопрос социального неравенства и богатство, стоял в те времена может даже острее чем в наши дни. Отсутствие достаточного поголовья скота или недостаточность авторитета в роду у претендента на руку девушки, категорически лишали шансов влюбленного парня на женитьбу. Поэтому и вынуждены были прибегать к таким варварским на чей то взгляд действиям, наши прадеды.
    • И уж раз прадеды так делали, значит мы тоже должны. Мы ведь придерживаемся традиций стоять на свадьбе, когда говорят тост? Едим лошадь, кишки. Пьем максым и чалап, так почему мы не должны следовать и этой традиции, если она есть?
    • Сегодня вопрос социального неравенства, может и не стоит так остро, и мало кто смотрит какого ты роду племени, но вот вопрос обеспеченности жениха по сей день терзает мысли родителей и самих девушек. Любая современная девушка задумывается о состоянии ее ухажера и сразу определяет для себя подходит он ей в качестве мужа или нет. Каждая девушка насмотревшись сказок про золушку, мечтает что и для нее найдется сын короля с гигантской казной и кучей карет и замков. Разумеется никто не мечтает стать женой конюха или дровосека. Хотя иногда среди молоденьких и глупеньких, попадаются умудренные опытом, которые судят не по нынешнему состоянию, а по перспективе. В жизни возможно все, нельзя угадать что будет завтра, сегодня твой парень таскает тачки на базаре, а завтра он может оказаться в теплом уютном кресле, с личным водителем и службой охраны.
    • В большинстве своем, воровство происходит по обоюдному желанию двух влюбленных. Действительно, эдакая красивая, старинная традиция. Но случаются случаи когда молодые люди увидев однажды девушку, считают ее своей судьбой и неожиданно для самой девушки и ее родственников, воруют в очень короткие сроки. Вот из таких историй мы и узнаем о страшных проклятиях и ужасе который переживает украденная девушка. Говорят что такие браки самые счастливые и долгие. Смирившаяся со своей участью девушка, строит отношения с новой семьей и в процессе жизнедеятельности узнает и постепенно влюбляется в своего мужа. Но бывают случаи абсолютно противоположные, когда после нескольких лет ни он ни она, так и не смогли привыкнуть друг к другу и в итоге развод.
    • Ислам как религия, против воровства и любых насильственных действий против женщин, потому что в мусульманском бракосочетании есть условия. Самым главным условием является удовольствие с обеих сторон. То есть если девушка не согласна выходить замуж, то это бракосочетанием не считается, а является насилием.
    • Но в любом случае, за всем этим действом, стоит нечто очень большое и светлое, и лично я за то, чтобы ничто на этом свете не мешало двум любящим сердцам быть вместе! (Конечно, при условии что сердца действительно любящие).

 

 


Информация о работе Кыргызские традиции устами молодежи