Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:35, биография
Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории (1478; выполнен не был) и договор на "Поклонение волхвов" для монастыря Сан Донато а Скопето (1481; работа осталась незаконченной). В 1482-1499 гг. в Милане, на службе у герцога Лодовико Моро, в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и живописца. В апреле 1500 г. Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию (через Мантую и Венецию). В 1502 около года служит у Чезаре Борджа, по поручению которого объезжает Романью, Умбрию и Тоскану.
Биография Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
Автор
биографии: Джорджо Вазари
Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452-1519)
- живописец, скульптор, архитектор, инженер,
ученый. Родился 15 апреля 1452 г. в городе
Винчи, близ Флоренции, незаконный сын
местного нотариуса сера Пьера Винчи и
молодой крестьянки Катарины. Воспитывался
в доме отца и вместе с ним переселился
в 1469 г. (а может быть, еще в 1466) во Флоренцию.
Впервые его имя встречается там в книге
корпорации флорентинских художников
от 1472 г. В 1469-1476 гг. (а может быть, и до 1478)
работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается
как имеющий собственную мастерскую. Первые
свидетельства о самостоятельных работах:
заказ на алтарный образ для капеллы св.
Бернарда во дворце Синьории (1478; выполнен
не был) и договор на "Поклонение волхвов"
для монастыря Сан Донато а Скопето (1481;
работа осталась незаконченной). В 1482-1499
гг. в Милане, на службе у герцога Лодовико
Моро, в качестве военного инженера, архитектора,
скульптора и живописца. В апреле 1500 г.
Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию
(через Мантую и Венецию). В 1502 около года
служит у Чезаре Борджа, по поручению которого
объезжает Романью, Умбрию и Тоскану. В
1503-1506 гг. во Флоренции работает над стенной
росписью в зале Большого совета дворца
Синьории ("Битва при Ангиари"), в
1506 г. возвращается в Милан на службу к
французскому наместнику Шарлю д'Амбуаз,
где живет до 1513 г. (с перерывом для поездки
во Флоренцию в 1507 г.). С конца 1513 г. в Риме,
откуда в 1516 г. был приглашен королем Франциском
I во Францию на должность первого живописца,
архитектора и механика короля. Умер в
замке Клу 2 мая 1519 г., завещав рукописное
наследство ученику Франческо Мельци,
сопровождавшему его во Францию. Леонардо да Винчи был не только великим
художником-живописцем, скульптором и
архитектором, но и гениальным ученым,
занимавшимся математикой, механикой,
физикой, астрономией, геологией, ботаникой,
анатомией и физиологией человека и животных,
последовательно проводившим принцип
экспериментального исследования. В его
рукописях встречаются рисунки летательных
машин, парашюта и вертолета, новых конструкций
и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих
и других машин, отличающиеся точностью
анатомические рисунки, мысли, относящиеся
к математике, оптике, космологии (идея
физической однородности вселенной) и
другим наукам. Около семи тысяч страниц
сохранившихся рукописей (написанных
на итальянском языке в большинстве справа
налево зеркально) были позднее разъединены
и хранятся теперь в библиотеках Лондона,
Виндзора, Парижа, Милана и Турина.
Живописные работы Леонардо да Винчи
Первый флорентийский период: Ангел
на "Крещении" Верроккио (Уффици);
"Поклонение волхвов" (Уффици; незакончена,
подготовительные рисунки пером
в Уффици и Лувре); женский портрет (может
быть, Джиневры д'Америго Бенчи, Вена, галерея
Лихтенштейн); "Мадонна Бенуа" (Санкт-Петербург,
Эрмитаж); "Св. Иероним" (Ватикан, галерея).
Первый миланский период: "Мадонна в
гроте" для церкви Сан Франческо (Лувр
и Лондон, Национальная галерея); "Мадонна
Литта" (Санкт-Петербург, Эрмитаж); фреска
"Тайная вечеря" (Милан, монастырь
Санта Мариа делле Грацие (1495-1497); рисунки
- в Милане (Брера), Венеции (Академия), Виндзоре,
Страсбурге, Веймаре. Приписываются: портрет дамы с горностаем
(Цецилии Галерани, Краков, музей); так
называемая "Belle FerroniKre" (Лувр); портреты
женщины в профиль и музыканта в миланской
Амброзиане. В Мантуе нарисовал портрет
Изабеллы д'Эсте (теперь в Лувре). Второй
флорентийский период: портрет Моны Лизы ("Джоконда",
1503, Лувр); рисунки для "Св. Анны втроем"
и для "Битвы при Ангиари" в Лондоне,
Оксфорде, Виндзоре, Будапеште, Венеции.
Второй миланский период: "Св. Анна втроем"
и "Иоанн Креститель" (обе - Лувр).
Сохранились в копиях учеников "Флора,
Вакх, две Леды". Приписываются: два
"Благовещения" (Уффици и Лувр), "Мадонна
с гвоздикой" в Мюнхенской пинакотеке.
Скульптурные работы Леонардо да Винчи
не сохранились; остались рисунки и статуэтки
(лучшая в Будапеште) конной статуи герцога Сфорца,
модель которой была разрушена в Милане
в 1499 г., и другой, также неосуществленной,
статуи маршала Тривульцио.
Архитектурные и градостроительные проекты
и рисунки (центрально-купольные постройки,
планировка городов, купола Миланского
собора, собора в Павии и др.) сохранились
в собрании рисунков в Виндзоре, в так
называемом Атлантическом кодексе, хранящемся
в миланской библиотеке Амброзиана, и
в других кодексах Леонардо.
Детство и юность
В
селении Анкиано, близ маленького городка
Винчи, расположенного между Эмоли и Пестойей,
15 апреля 1452 года родился Леонардо ди сер Пьеро д'Антонио.
Его отец, нотариус Пьеро да Винчи, имел
связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной,
которая позднее вышла замуж за крестьянина.
Несмотря на незаконное происхождение,
отец признал маленького Леонардо, воспитал
его и дал образование. В 1469 году, через
год после смерти деда Антонио, вся отцовская
семья переехала во Флоренцию.
Исключительная одаренность будущего
великого мастера проявилась очень рано.
По словам историка и биографа Вазари,
он уже в детстве настолько преуспел в
арифметике, что своими вопросами ставил
в затруднительное положение преподавателей.
Одновременно Леонардо занимался музыкой,
прекрасно играл на лире и “божественно
пел импровизации”. Однако рисование
и лепка больше всего волновали его воображение.
Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу, одному из самых разносторонних и известных во Флоренции мастеров - скульптору, ювелиру и живописцу, Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи.
В 1466 году Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо да Винчи. Очень скоро ему суждено было превзойти прославленного учителя. Верроккьо часто выполнял работу для Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции. После сотен лет рабства и религиозных предрассудков наконец настало время возрождения для изучения наук. Европа оставила Средние века и годы феодализма и много людей переезжало из деревень в города. Благодаря этим изменениям Флоренция, этот замечательный город, заполнился художниками и купцами. Ренессанс достиг и мастерской Верроккьо, в которой рука об руку трудились художники, скульптуры и кузнецы, производившие великолепные механические поделки и музыкальные инструменты и даже ремонтировали всевозможные предметы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника.
Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким выбором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.
Ему отпущено природою с лихвой
Одним лишь взглядом всю округу поражает,
След восхищенья оставляя за собой.
Ему отпущено сполна судьбой.
Лик его дивный солнце затмевает,
А смех и пение звучат такою чистотой,
Что все окрест в восторге замирает.
Микеланджело Буонарроти
Великий итальянский художник Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал “всесторонне развитой личности” (homo universale). Круг его интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.
Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико – скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что более-менее не пострадало – это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.
Высказывалось
мнение, что его увлечения
В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи сделался членом Флорентийской Гильдии Художников. Как раз в это время он внес свой вклад в работу своего учителя Верроккьо "Крещение Христа". По рассказу Вазари, молодой Леонардо написал голову белокурого ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. “Эта голова так изящно-благородна, исполнена такой поэзии, что остальные персонажи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся нескладными и тривиальными”.
Студенты часто выполняли
В период Ренессанса большинство художественных
полотен были написаны на религиозные
темы или являлись портретами. Пейзажи
можно было видеть только на фонах таких
полотен, как "Крещение Христа". Но
написания пейзажей в качестве фона для
человеческих фигур для Леонардо было
недостаточно. Его первый датированный
рисунок является деревенским пейзажем
"Долина Арно" (1473). Эскиз выполнен
в карандаше и полон движений природы:
проходящий над холмами свет, шорох листьев
и движение воды. С самого начала Леонардо
отошел от общепринятых традиций и создал
новый стиль со своим взглядом на мир природы.
Один эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному периоду художественной деятельности Леонардо. Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем, и попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы доставить этому приятелю удовольствие. Леонардо нашел щит кривым и шероховатым, тщательно выпрямил и отполировал его, а затем залил гипсом. Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое множество хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей и других причудливых животных. Вдохновившись зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения щита некое страшное чудище, “которое заставил выползать из темной расщелины скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей – дым”. Работа над щитом так увлекла Леонардо, что “по великой своей любви к искусству” он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных.
Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что перед ним всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо успокоил его и назидательно пояснил, что эта вещь “как раз отвечает своему назначению…” Впоследствии леонардовский щит попал к миланскому герцогу, который очень дорого заплатил за него.
Много лет спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же Вазари, нацепил ящерице “крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, налитые ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек”.
Он хочет познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные. Через полное познание природы хочет стать ее властителем. В своих поисках он преодолевает отвращение и страх.
Страсть к фантастическому характерна для Леонардо да Винчи – от отроческих лет и до самой смерти. И, когда эта мощь наполняла все его существо, он творил великие дела.
Ко времени ухода из мастерской Верроккьо исследователи относят
“Мадонну с цветком”
(“Мадонна Бенуа”, как она называлась раньше, по имени владельцев),
“Портрет Джиневры де Бенчи”, “Благовещение”.
В этот период Леонардо вероятно некоторое время находился под влиянием Боттичелли.
Его “Благовещение” по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.
“Мадонна Бенуа”.
Одну из первых самостоятельных работ молодого живописца отличает новизна трактовки сюжета, решенного как жизненная сцена, где молодая мать, одетая в костюм современниц Леонардо и причесанная по моде тех лет, играя с сыном, протягивает ему цветок крестоцвета. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны, любующейся первыми попытками сына освоить мир. Теплота и обаяние материнского чувства переданы с удивительной жизненной правдивостью. Живописное мастерство Леонардо раскрывается в умении продуманно построить композицию, добиваясь ощущения непосредственности, а использование новой техники масляной живописи позволяет мастеру добиться глубины и звучности цвета, прозрачной легкости теней и тончайшей моделировки, благодаря которой тела и драпировки приобрели живописную осязательность.
Со временем мастерство художника совершенствовалось. Накладывая слой масляной краски поверх другого, он создавал тонкую дымку, что придавало туманность картине, что не отвечало строгости формы традиционного полотна. Эту технику он называл "окутывание дымкой". Он также использовал светлые и темные цвета близко друг к другу, чтобы картина выглядела более естественно.
<>
<>
<>
<>