Массовые праздники как форма организации досуга населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное изучение массового праздника как формы организации досуга населения.
Задачи исследования:
– дать определение понятию «досуг»;
– охарактеризовать основные принципы организации досуга;
– рассмотреть теорию организации массовых праздников.
–проанализировать состояние работы по организации досуга в центре культуры;
– разработать технологию массового праздника «Масленица» в рамках городского округа;
– разработать проект организации досуга с детьми-инвалидами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие досуга в современной библиографии
1.2 Теоретические аспекты организации досуга населения
1.3 Массовые праздники и специфика их организации
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г. КИРОВСКЕ
2.1. Технология массового праздника Масленица на примере г.Кировска Могилёвской области
2.2 Социальная направленность праздника.
2.3 Формирование досуга для детей-инвалидов на примере Масленицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Белорусский государственный университет

культуры и искусств

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по специальности

«Режиссура обрядов и праздников »

 

 

ТЕМА: «Массовые праздники как форма организации досуга

                населения (на примере Масленицы)».

 

 

 

Стельмаковой Ирины

                                          5 курс, заочное отделение,

группа 514а

 

 

 

 

 

 

                     Минск 2014

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Понятие досуга в современной  библиографии

1.2 Теоретические аспекты организации досуга населения

1.3 Массовые праздники и специфика  их организации

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ В Г. КИРОВСКЕ

2.1. Технология массового праздника Масленица на примере г.Кировска Могилёвской области

2.2 Социальная направленность праздника.

2.3 Формирование досуга для детей-инвалидов  на примере Масленицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема досуга и досуговой деятельности населения в связи с изменениями, происходящими в стране, не теряет своей актуальности. Напротив, данная проблема обрастает все большими противоречиями и усложняется. Эти противоречия обусловлены в первую очередь несоответствием между сущностью досуга, культурно-досуговой деятельности и бытующими в реальной действительности формами и методами проведения досуга.

В настоящее время досуг является объектом для изучения несколькими науками (социология, прикладная культурология, педагогика досуга). Все это привело к отделению особой области научного знания, которая получила название досуговедение. Предметом науки досуговедение является досуг как самостоятельный и значимый аспект духовной сферы человеческой деятельности. При этом, однозначного определения понятия досуга не существует. Имеются несколько подходов к трактовке досуга, к которым можно отнести деятельностный, культурологический, экологический.

В то же время является очевидным, что большее значение в науке уделяется деятельностному подходу, т.к. он позволяет полнее раскрыть структуру и внутренние механизмы досуга. С этой точки зрения досуг представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми индивид занимается по собственной воле:  отдых, развлечения, повышение мастерства, образования, добровольное участие в жизни обществе, после того, как он освободится от выполнения своих профессиональных, семейных и социальных обязанностей. Таким образом, досуг это деятельность, причем деятельность производимая в определенный период времени.

Потенциал досуга предоставляет большие возможности для формирования нравственных потребностей населения. В тоже время досуговая деятельность, испытывающая дефицит положительных нравственных ориентиров, разнообразия предметов деятельности может оказать негативное влияние на развитие личности человека.

Одним из видов досуга стали массовые праздники. Значение зрелища как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно переоценить. Зрелища можно назвать ценностями, способствующими формированию личности, духовному развитию человека и человечества. Именно зрелище в значимой степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре.

Таким образом, тема данного исследования представляется актуальной.

Целью данной работы является комплексное изучение массового праздника как формы организации досуга населения.

Задачи исследования:

– дать определение понятию  «досуг»;

– охарактеризовать основные принципы организации досуга;

– рассмотреть теорию организации массовых праздников.

–проанализировать состояние работы по организации досуга в центре культуры;

– разработать технологию массового праздника «Масленица» в рамках городского округа;

– разработать проект организации досуга с детьми-инвалидами.

 

ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Понятие досуга в современной библиографии

 

Значительное и важное место в социально-культурной жизни общества занимает свободное время, объем которого по данным социологических исследований выглядит следующим образом: в настоящее время оно, не просто свободное от обязанностей, социальной и физиологической необходимости, а как пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью.

«Это время, предназначенное для развития умственных и физических способностей и для удовлетворения социальных потребностей. В этом смысле свободное время становится богатством личности, его можно использовать по собственному усмотрению, для своего развития.»1.

По своей структуре свободное время состоит из двух частей: времени досуга и более возвышенной деятельности. В философско-социологической и культурологической литературе сложилось достаточно устойчивое представление на досуг как часть свободного времени.

Слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть» и первоначально оно означало умелость, ловкость, способность чего-то достичь. В нем присутствовало, как правило, два наиболее характерных оттенка: увлекательной, желаемой деятельности и свобода от дел. Досуг — это совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических сил человека.

В художественно-творческих, научно-технических и других любительских коллективах, в процессе занятий творчеством в неформальных объединениях и в домашних условиях человек стремится к выражению своего внутреннего, индивидуально неповторимого «Я». И в этом сущность активно преобразующего отношения к миру. Именно стремление проявить себя, свой духовный мир в объективной реальности является источником культурной активности. Однако творческое «Я» — это не только субъективное проявление духа, но и отражение действительности, общественного сознания, интеграции мыслей и чувств многих людей.

В связи с этим досуг включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного или публично-зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением, в том числе — это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (пьянство, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей.

Социально-культурный подход к организации досуговой деятельности населения неизбежно связан с определением цели деятельности субъектов. Цель эта состоит в том, что бы сформировать у людей культуру досуга. Ее наличие придает личности целостность, осознанное отношение к свободному времени как к важнейшему социально-культурному благу, формирует у людей, особенно у молодежи своеобразный иммунитет к без духовности.

В научной литературе понятия «культура досуга» рассматривается в философском и социально — культурном аспектах. Таким образом, это понятие рассматривается с двух основных сторон: как способ организации досуга, форму его материально-технического обеспечения и нормативно-ценностного регулирования и как содержательное богатство свободной жизнедеятельности, степень развитости, реализации и гармонии родовых и индивидуальных потенций.

Для данной работы важно из этого емкого и широкого подхода к определению понятия «культура досуга» выделить два наиболее существенных аспекта: 1) способ организации свободного времени; 2) степень развитости, реализации и гармонии потенций личности.

 

1.2 Теоретические аспекты организации  досуга населения

 

Под методами организации досуговой деятельности рассматривается совокупность управленческих действий, которые ставят своей целью определенные направления деятельности ее участников, в том числе и пользователей средствами культуры, основанных на социальных технологиях, реализация которых предполагает достижения единства культурных потребностей, поведенческой практики, повышения социальной работы, стимулирование социальной помощи и взаимопомощи. Такое понимание методов досуговой деятельности означает, что особенность включается в систему социальных отношений через досуговый коллектив, который рассматривается как зрелая социальная группа, основным направлением деятельности которого выступает досуговая деятельность. На становление и характер деятельности такой группы на первый план выходит отвечающая требованиям досуговая организация. Через распределение системы ролей, назначения индивидуального места особенностей в деятельности досуговой группы наслаиваются определенным опытом социального взаимодействия. Он является приобретением индивидуального опыта особенностей, осведомляется ею и используется в практике современной жизни и целями досуговой организации2.

Методами культурно-досуговой деятельности определяются социально-психологические действия, направленные на эффективное достижение ее цели и основных задач. Основные методы предполагают использование работниками культуры определенных социально-психологических механизмов, пополняются группой специфических методов, характерных для культурно - досугового процесса и включают:

- методы образования (использование  информации фактов и явлений культурной сферы современной жизни; демонстрации предметов и явлений);

- методы социализации, представленные  примером, похвалой и наказанием;

- методы организации художественно-творческой  деятельности складываются из  наследования, заражения и идентификации. Выше указанная художественно-творческая деятельность реализуются в процессе решения творческого задания, выполнения упражнений (тренинга), способствуют закреплению приобретенных умений и навыков, выполнению творческих обязанностей;

- методы организации рекреационной  деятельности (интрига, комедийность, остросюжетность и др.);

- методы культурно – досугового  спроса (интерес, доступность, открытость, заинтересованность, эмоциональность)3.

Одним из главных методов, использующимся в практике деятельности подразделений культуры, есть метод коллективного действия, или метод организации культурной жизни, повседневной досуговой деятельности. Он стимулирует образование стойкой микроструктуры досуговых групп, ускоряет их становление, определяет формирование позитивного микроклимата, помогает раскрытию главной цели, определить групповую систему ценностей, зафиксировать ее в форме уверенных норм социального взаимодействия, правил поведения, обычаев и обрядов.

В структуре досуга определяются позитивные условия для активного самоопределения разных групп населения в досуговой деятельности, связанной и проработкой социальной технологии, способных привести в действие социальные механизмы современного образования. Они включают обсуждение и решение практических заданий современной жизни, в том числе стимулируют к участию в референдумах о главных вопросах социально-политической жизни, предполагают проведение конференций, производственных компаний, митингов и манифестаций.

Таким образом, участие в досуговой деятельности представляет площадку для формирования социального <Я>, сглаживает особенности социализации.

Методы досуговой деятельности включают социальное формирование людей в том случае, когда они носят целенаправленный характер.

Специфические методы культурно-досуговой деятельности представляют собой качественную характеристику единой культурно-досуговой системы и достигает наивысшей эффективности в условиях ее комплексного использования.

Главным стимулом участия в культурно-досуговой деятельности выступают их культурные интересы. Массовые культурно-досуговые интересы, предпочтения, детерминируется способами моды; они носят подвижный характер и их трудно предусмотреть. Используя массовые интересы в организации культуры формируют спектр досуговых предложений для населения.

Предназначение учреждений культуры лежит в организации социально-направленной, профессионально-организованной культурно-досуговой деятельности. Многолетний опыт позволил накопить значительный арсенал эффективных проверенных временем форм работы. За последние годы существенно обновляются досуговые технологии, широко используются культурные достижения западно-европейских стран.

Одной из наиболее интересных форм организации культурно-досуговой деятельности является организация и проведение массовых праздников.

 

1.3 Массовые праздники и специфика  их организации

 

Потребность в празднике - не только естественная, но и культурная потребность, которая возрождается в каждом новом поколении. Являясь ярким событием в жизни общества и каждого человека, праздник становится вехой истории и биографии, разделяет прошлое и будущее, отжившее и перспективное, вдохновляет надеждой на решение проблем и трудностей, структурируя и организуя человеческую жизнь. Церемониал, обряд, обычай праздника служат прекрасной школой культурной традиции, к которой подрастающее поколение приобщается достойным образом через непосредственное участие в торжествах.

Часто праздник сочетается с характерными формами развлечений, дающих личности возможность разрядки, позволяющих участвовать во всеобщности праздничного смеха, воздействующих на него очищающим образом. Перенося человека в атмосферу игры, свободы выбора, российские городские праздники прошлого, например, давали эту возможность. Массовое гуляние со всеми его развлечениями дарило каждому, вступившему в его магический круг, столь необходимое праздничное настроение.

Актуальны массовые праздники и для современной праздничной культуры. Ключевым аспектом организации массового праздника является деятельность режиссера.

Для проведения массовых представлений отправной момент — сценарий, драматургическая основа которого включает в себя всевозможные компоненты: стихи, песни, танцы, пантомимы, документы, письма и т. д. В синтезе этих материалов формируются эпизоды, которые, в свою очередь, становятся частями композиционного построения. Все части сценария подчинены закону сквозного действия, но вместе с тем каждая имеет свою законченную мысль, внутреннее развитие и напряжение.

Приступая к созданию постановочного плана, режиссер строит его на основе сценария массового представления, разработанного им совместно с драматургом и поэтом.

Информация о работе Массовые праздники как форма организации досуга населения