Материалы в русской исторической архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 08:03, доклад

Описание работы

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы , отвечающие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, позднее оказавшие влияние на формирование каменного зодчества.

Содержание работы

1)Введение…………………………………………………………………………………………………3
2)Древесные материалы……………………………………………………………………………4
3)Природные камни…………………………………………………………………………………..5
4)Керамический кирпич……………………………………………………………………………..6
5)Металлические материалы……………………………………………………………………..7
6)Заключение………………………………………………………………………………………………8
8)Список использованной литературы……………………………………………………....9

Файлы: 1 файл

реферат материаловед.docx

— 20.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат на тему:

Материалы в русской исторической архитектуре.

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

Воронеж-2012

Содержание:

1)Введение…………………………………………………………………………………………………3

2)Древесные материалы……………………………………………………………………………4

3)Природные камни…………………………………………………………………………………..5

4)Керамический кирпич……………………………………………………………………………..6

5)Металлические материалы……………………………………………………………………..7

6)Заключение………………………………………………………………………………………………8

8)Список использованной литературы……………………………………………………....9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                                              -2-

Введение:

Своеобразие русской исторической архитектуры в большой мере связано с номенклатурой и характеристиками применяемых материалов – древесных,  из природного камня, керамических, стеклянных, металлических, на основе минеральных вяжущих.

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы , отвечающие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, позднее оказавшие влияние на формирование каменного зодчества.

Частые пожары ускорили замену дерева камнем в ответственных городских сооружениях как городские стены, башни и храмы. Деревянные стены Новгородского детища с земляным валом и рвом упоминаются около 1044 г., а первые  сведения о каменной ограде относятся к 1302 г. Первые данные о каменной ограде Киева датируются 1037 г., Старой Ладоги-1116 г., Москвы – 1367 г. При некоторых различиях архитектуры в отдельных частях Руси она имела ряд общих особенностей, определившихся одинаковыми условиями развития. Это и позволяет говорить о русском зодчестве вообще и его художественном проявлении в разных регионах страны на протяжении всей истории народа.

     Архитектура – явление  производное от конкретной функциональной  необходимости, зависящее как от  строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами  и вкусами народа, его творческими  представлениями.

 

 

 

 

 

 

                                                      

                                                           -3-

Древесные материалы

Древесные материалы применялись в той или иной степени в каждом памятнике архитектуры. Причем использовались, как правило, древесные материалы, характерные для данной географической местности. Реже, для выполнения особых заказов, применяли древесину, привезенную из других регионов.

Дерево стало одним из первых материалов, использованных человеком в строительстве и изготовлении утвари и элементов интерьера. На протяжении веков человек жил рядом с деревом и использовал изделия из него. Неудивительно, что дерево как живое существо и предметы, изготовленные из него, обрело широкую гамму символических значений и ассоциаций.

Березу славяне считали главным, мировым деревом, опорой человеческой жизни, оберегающим покой и тепло в доме. Именно береза воплощает женское начало – хранительницу домашнего очага.

А вот осине в деревянном строительстве отводилась иная роль: ее древесина долго не портиться в воде, наименее других поддается червоточине. Осина не суковата, ее волокна не перекручены, древесина мягкая и податливая. Поэтому испокон веков на Руси, если нужен сруб для колодца или для погреба, не обращаются  ни к какому другому дереву, кроме как к осине.

При строительстве дома используют и дуб. Его древесина твердая, отличается высокой прочностью, стойкостью против гниения, красивой текстурой и цветом. Дуб легко поддается механической обработке, хорошо отделывается и гнется

А самая распространенная из хвойных пород – сосна. В ней мало сучьев, небольшой сбег (ровный ствол), она смолиста. Древесина сосны мягкая, умерена легкая, механически прочная, слабо поддается загниванию, после обессмоливания хорошо обрабатывается и отделывается. Сосна как наиболее распространенная хвойная порода (занимает 1/6 площади лесов нашей страны) широко используется в строительстве и деревянном зодчестве.

В современных условиях, когда древесину можно заменить другими материалами, спрос на нее остается большой, потому что любые заменители никогда не дадут того тепла, цвета, красивой текстуры и рисунка, форм, запаха, чем отличается естественный материал.

 

                                                               -4-

Природные камни

Природный камень – долговечный материал, наиболее полно донесший до нас архитектурные формы древних эпох.

Влияние камня как строительного материала на архитектурные формы можно сравнительно легко проследить в истории архитектуры – каменные сооружения сохранились лучше, чем постройки из других материалов. В различные периоды менялось значение камня: в одни – он использовался как конструкционный и как отделочный материал, в другие – только как отделочный. Влияние камня на архитектурные формы было особенно сильным в те периоды архитектуры, когда он служил основным строительным материалом, обусловливающим и конструкцию сооружений.

Среди природных камней, применявшихся в  древней русской  архитектурно-строительной практике, выделяются песчаник и особенно известняк- белый камень.

В 14-16 вв. из белого известняка строились многие московские здания. Главные потребители камня для монументальных построек в 18-19 вв.-Санкт-Петербург и Москва, но белым камнем снабжались и другие города России.

Камни каждого месторождения отличались определенными свойствами и соответственно этим свойствам применялись для различных целей.

В современной реставрационной практике часто применяется крымский бодрасский камень. Однако он заметно уступает по эксплуатационно-техническим  и эстетическим характеристикам мячковскому известняку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 -5-

Керамический кирпич

На протяжении многих сотен лет с успехом применялся в русской архитектуре. Кирпичное производство выделилось из гончарного ремесла в России в 11-12 вв.

Керамические материалы широко применяли в Древней Руси на протяжении многих сотен лет. В то время, когда в странах Западной Европы изготавливали лишь двухцветные керамические плитки, в великокняжеских мастерских Киева с X века изготавливали многоцветные — для облицовки стен и полов. В одном из выдающихся памятников древнерусского зодчества — соборе в центре Новгородского Кремля (1045 г.) — керамический кирпич использовали для кладки арок, порталов, оконных проемов.

Полоцкие и смоленские мастера с X века использовали керамический киршгч для возведения цилиндрических сводов в церквах.

Строительство кирпично-каменных культовых сооружений было распространено во многих русских городах: Киеве, Великом Новгороде, Суздале, Смоленске, Чернигове и дру-пгх.

Регламентация и унификация размеров кирпича были проведены строительными положениями и указами лишь в XVII-XVIII веках.

До конца XIV века кирпичи использовались, в основном, для культовых построек, для городских стен и башен. К XV веку относится расширение производства кирпича и замена византийской системы каменной кладки на русскую, годную для жилого строительства.

В зависимости от типоразмеров и формы, которые на про­тяжении столетий претерпели изменения, различают плин-фу, большемерный кирпич, маломерный и стандартный.

Неповторимые композиции и многообразие архитектурных форм памятников русской архитектуры достигались применением различных типоразмеров фасонного кирпича.

Профили кирпича редко были образованы правильными кривыми — они либо очерчивались трехдентровой кривой, либо имели центр, находящийся далеко за пределами кирпича. Изготавливали профиль или теской обычного кирпича, или в специальных формах. Мастерство русских зодчих позволило минимальным количеством типов профильного кирпича достигать большой выразительности отдельных элементов и целых кирпичных фасадов.

                                                              -6-

Металлические материалы

Обработка руды в России известна с незапамятных времен, о чем свидетельствуют найденные в древнейших славянских городищах остатки железных шлаков и сыродутных горнов, в которых наши предки «варили железо». Уже в 4-5 вв. изготовление железа и железных изделий занимало значительное место в хозяйстве северных и некоторых других славянских племен.

В современной реставрационной практике используют черные(чугун, сталь) и цветные (золото, медь и ее сплавы) металлы.

Особо следует отметить способность чугуна передавать разнообразные филигранные формы. Русские мастера создали непревзойденные образцы художественного чугунного литья в архитектуре. Имена почти всех выдающихся зодчих 18 и первой половины 19 вв. связаны с работой в области чугунного художественного литья.

Золото как строительный материал встречается только в древних сооружениях: им покрывались главы соборов, «золотились» украшения фасадов, в интерьерах культовых построек золотом украшали резные иконостасы, а в дворцовых зданиях оно применялась и в элементах декоративно-прикладного искусства.

В современной реставрационной практике для позолоты применяется сусальное золото, изготовляемое ручной ковкой в специальных формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                -7-

Заключение

Итак, в русской исторической архитектуре существует множество различных материалов. Со временим их количество только увеличивается. Но любые материалы должны соответствовать определенным технологическим и эстетическим требованиям- дома должны стоять крепко, а отделка должна радовать глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            -8-

Список использованной литературы

1)Байер В.Е. Материаловедение для  архитекторов, реставраторов, дизайнеров, Москва 2004

2) http://refrats.narod.ru/Kursov/Architek_1/RusskayaArchitekXVIIIv.htm

3) http://casa-madera.ru/news/myths/166-istorija-derevjannojj-arkhitektury-na-rusi.html

4) http://blogokamne.ru/naturalnyj-kamen/razvitie-arxitekturnyx-form-iz-prirodnogo-kamnya.html

5) http://www.s-gate.ru/stroitelnue-materialu/keramicheskie-materialu/opredilenie.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         -9-


Информация о работе Материалы в русской исторической архитектуре