Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:57, доклад
Матс Эк - крупнейший шведский хореограф и одна из культовых фигур балетного театра конца ХХ века. Он принадлежит к тому поколению балетмейстеров-интеллектуалов, которые начали ставить в 70-е годы. При всей привязанности Эка к классике как основе основ, в его творчестве нельзя найти чисто классические постановки. Напротив, он предлагает абсолютно самостоятельные версии крупнейших балетов XXI века, перерабатывая их в рамках своей эстетики – так появилась в репертуаре его театра незабываемая «Жизель», «Лебединое озеро», «Кармен» и «Спящая красавица».
Матс Эк
«Гротеск — вот мой путь к прекрасному» —
таков девиз шведского балетмейстера
Матса Эка.
Матс Эк - крупнейший шведский хореограф
и одна из культовых фигур балетного театра
конца ХХ века. Он принадлежит к тому поколению
балетмейстеров-интеллектуалов, которые
начали ставить в 70-е годы. При всей привязанности
Эка к классике как основе основ, в его
творчестве нельзя найти чисто классические
постановки. Напротив, он предлагает абсолютно
самостоятельные версии крупнейших балетов
XXI века, перерабатывая их в рамках своей
эстетики – так появилась в репертуаре
его театра незабываемая «Жизель», «Лебединое
озеро», «Кармен» и «Спящая красавица».
С момента рождения (18 апреля 1945 года) Матс был обречен и на театр (мать — знаменитый балетмейстер, отец Андерс Эк - крупнейший драматический актер), и на бунт. Матс Эк после окончания учебы работал то в кукольном театре, то ассистентом у Бергмана в кино. К танцу вернулся в 27 лет, поднакопив обширный художественный опыт и интеллектуальный багаж. Затанцевав в труппе матери, вскоре начал заниматься постановочной деятельностью. Среди первых его работ «Святой Георгий и дракон». Манеру Эка как хореографа отличает склонность к цитате и пародии, подрыву авторитетов и театру абсурда, но главное, на чем он фокусируется, – это внимание к характерам героев. «Моя хореография имеет подтекст; каждый танцор связывает определенные картины с ролью. Без этих внутренних переживаний движения становятся странными и чужими», – говорит о своем творчестве сам Матс Эк.
Как свидетельствуют его постановки, в спокойном, на вид рассудительном представителе суровой протестантской страны скрыто бушуют почти испанские фанатические страсти. Не отсюда ли тяга к компенсации в виде сочинений на испанские темы? Сами за себя говорят его балеты «Дом Бернарды» по Гарсиа Лорке, «Кармен». Испанской была даже его абсолютно антиклассичная муза Ана Лагуна, для которой он и поставил почти все центральные партии своих балетов… Матс Эк, несомненно, человек огромной культуры и знаний, притом живой, эмоциональный, страстный. Простой, логичный и ясный в своей пластике. Минималист с максимальным эффектом воздействия. /?/ В его хореографии обилие скрытых цитат из классической редакции балета, собственные парафразы на известные танцевальные мотивы. Никаких пуантов, почти бытовые костюмы. Свой хореографический «почерк», выросший из самобытного симбиоза классики, модерна, минималистских жестов. Он всегда узнаваем. По символическим излюбленным сочетаниям движений, ироничным сопоставлениям, шуточным контрапунктам
Его стиль – ироническая игра с классическими сюжетами, цитатами, канонами танца, в результате которой создается эффект очищения от штампа и свежего взгляда на классику. Так написано в Энциклопедии «Кругосвет»