Мелкая пластика в декоративно-прикладном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:54, реферат

Описание работы

Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, так одними из первых изделий из глины стали скульптуры людей и животных, известные ещё в палеолите. К позднему палеолиту некоторые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите (около 5 тыс. лет до н. э.).

Содержание работы

Введение
Мелкая пластика — определение
Основные направления в мелкой пластике
Материалы
Стилистика произведений малой пластики
Примеры авторов мелкой пластики
Традиции и новаторство в скульптуре малых форм
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

мелкая пластика.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Реже она обращается к не менее  податливому и интересному материалу  — чугуну, хотя произведения многих мастеров скульптуры Клодта, Баха, Либериха, Обера, Беклемишева, а также Буре, Лансере, Трубецкого широко были распространены в России именно в чугуне. Тиражировались они на замечательном, славящемся на весь мир заводе художественного литья в Касли.

В постоянный обиход малой пластики вошел камень. Работа в камне развивается в двух основных направлениях, по пути обобщения формы, подчеркивания монолитности блока и увеличения объема. Эта направление типично для ваятелей Армении и Прибалтики. И, наоборот, существует склонность к акцентированию подробностей и уменьшению размера произведения. Иллюстрацией этого может служить пластика редкостно управляющих камнем кызылских скульпторов.

Их сарлыки, арзланы,композиции, связанные  с жизнью и бытом пастухов и  скотоводов, выполненные с необычайной дотошностью и со счастливой способностью не впадать в натуралистичность, не превышают 10-12 сантиметров и узнаются сразу. Также развивается искусство нецке, резьба миниатюр и камей.

Работой в дереве увлекаются многие мастера. Явной становится манера работы с деревом в форме монолога — подчинения бруска исключительно творческой воле автора. Крайне редко встречаем в малой пластике тот подход к дереву, был у С. Т. Коненкова, когда он использовал редкие, нетипичные качества этого материала — причудливость, прихотливость его абриса, зовущие дофантазировать созданное природой. Большинство современных художников работают с деревом в мелкой пластике, не вступая с ним в диалог, не воспринимая его как своеобразного соавтора. Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства.

Стилистика произведений малой пластики. Большинство современной пластики созданной скульпторами — эксклюзивна, сейчас мы не берём в расчёт «галереи» «скульптур» отштампованных массово и выставляемых на обочинах дорог. Авторские работы в основном уникальны и на свет появляется уникальное произведение. Эта неповторимость, присущая, авторской скульптуре особенно притягательна сейчас.

Скульптуру малых форм порой трудно бывает отделить от игрушек. Произведения народных мастеров, созданные для забавы детей (небольшие фигурки людей, зверей, птиц, фантастических животных, бытовые сценки), обычно передают мягкий юмор, радость и светлое отношение к действительности.

Известностью пользуются деревянная резная игрушка села Богородское  Московской области, глиняная расписная  игрушка села Дымково Нижегородской  области и др. Знаменитые центры производства скульптуры малых форм в России — Санкт-Петербургский  фарфоровый завод им. Ломоносова (бывший императорский фарфоровый завод), фарфоровые и фаянсовые заводы в Дулево, Вербилках, Конаково. Было известно также чугунное литье Каслинского завода на Урале, резьба по кости народов Севера, изделия уральских камнерезов.

Как правило, малые размеры скульптуры обусловливают близкое рассмотрение и специфику ее изобразительного языка: яркую образность, тщательную проработку деталей, декоративное использование цвета. В общем, стилистика произведений скульптуры малых форм очень разнообразна, сколько авторов, столько и стилей. Каждый находит свой стиль, но не боится и экспериментировать, всё многообразие направлений и жанров даёт в этом полную свободу, как в выборе сюжета и темы, так и выборе материала.

 

Примеры авторов современного искусства мелкой пластики 

Жогин Олег - Скульптор

Родился в 1947 году, в городе Армавир, Краснодарского края.

Закончил художественное училище  им. Серова, затем, в 1989, Институт им. Герцена, художестенно-графический факультет. Преподавал в студии скульптуры в Юсуповском дворце, работал художником в цеху майолики на Керамическом заводе.

В 1990 году окончательно бросает наемный  труд и работает исключительно в  своей творческой мастерской. Неизвестно, есть ли в мире материал из которого Олег Жогин не мог бы сотворить чуда в виде скульптуры. Олег очень талантлив и несоразмерно таланту скромен.Много работает, вот некоторые из его новых работ.

Основные выставочные проекты:

2009г. «Освоение пространства»,  Галерея Скульптуры, С-Петербург

2008г. «Отечество» , ЦДХ, Москва

«75 лет Союзу Художников», ЦВЗ  «Манеж», С-Петербург

2006г. «Рембрандт», зал «Союза  Художников», С-Петербург

2004г. «Коллаж в России», ГРМ,  С-Петербург

2001г. «Русская скульптура в  дереве. XX век», ГРМ, С-Петербург

«Абстракция в России», ГРМ, С-Петербург

Коллекции:

Государственный Русский Музей (ГРМ), С-Петербург;

ЦВЗ «Манеж» С-Петербург;

Музей Игрушки С-Петербург;

Частные коллекции в России, Голландии, Германии, Швеции, Италии.

 
Мурадова Юлия - Художник, скульптор

«Юлия говорит языком метафор, условностей, символов, обращается к истока культуры, где лежит мир абсолютных ценностей высших смыслов. Внимательный наблюдатель, исследователь, путешественник, художник с особым мировоззрением и философией – Юлия неизменно профессионально выражает себя в скульптуре…» – В. Басов.

Биография:

Родилась в Ленинграде в 1967 г. Закончила  скульптурное отделение училища  им. В.А. Серова (ныне Н. Рериха), мастерскую В.С. Новикова, в 1992 году – скульптурный факультет института им. И.Е.Репина Академии Художеств, мастерскую М.К. Аникушина.

Член Международного гуманитарного  фонда «Свободная культура», член Союза  художников России, член творческого  объединения «Полиреализм», лауреат  стипендии Президента России за творческие успехи. 1998 году – автор памятника  детям, погибшим во время ВОВ в деревне Кирково (Ленинградская обл.).

Автор персональных экспозиций в России и за рубежом, работы находятся в  музеях и частных коллекциях.

Выставки персональные (более 90 работ):

1992г. «Стакан печали и ручные  звери» (скульптура, графика). ВЗ Академии Художеств, С-Петербург

1993г. выставка графики в Нагаре, Индия.

1995г. выставка скульптуры и  графики в Нагаре, Индия

1997г. «Семь лучей у звезды»,  Центр Экологии «Открытый мир», С-Петербург

1998г. «Синие птицы» (скульптура, графика). Нагара, Индия

1999г. «Русский Север» (графика). Краеведческий музей, г. Архангельска

2000г. «Песни воды и ветра» (скульптура, графика) галерея «Арт-гавань»,  С-Петербург

2002г. «Вверх по течению», кофейный  Домик Летнего сада, С-Петербург

2005г. «Дорога домой». ВЦ СХ  С-Петербург; ЦДХ, Москва

2006г. «Притяжение», ВЦ С-Петербург;  музей Современного Искусства  Палермо, Сицилия

2007г. «Можжевеловый ветер», ВЦ  СХ С-Петербург, Музей Современного  Искусства Куму, Таллинн, Эстония;  музей университета Сорбонна, Франция

Групповые выставки (выборочно):

1997, 1999, 2001гг. «Диалоги», ЦВЗ «Манеж»,  С-Петербург

1994г. Первой Анималистической  выставки, Дворец Труда, С-Петербург

1998г. «Рождественская бронза»,  ВЦ Союза Художников, С-Петербург

2001г. «Образ рыбы. Архетипы и  Артефакты», Открытая Ассоциация Современного искусства, С-Петербург

2003 и 2004гг. выставки «Образы Индии», музей Этнографии, С-Петербург

2004г. «Звуки и символы», СПб  Творческий Союз Художников

2005г. «Равноденствие», СПб Творческий  Союз Художников

С 2005 года постоянный участник выставок галереи «Н.А.И.В»

2006г. Сессия Молодого Искусства,  Петербург – Москва, Музей Городской  скульптуры

2006г. «Попона для чемпиона»,  галерея DiDi, С-Петербург

С 2006г постоянный участник всех выставок объединения «Полиреализм»

2007г. участник симпозиума по скульптуре из бумаги (г. Коряжма).

2008г. «Скульптура из бумаги. Коряжма  – Петербург», ВЦ СХ С-Петербург

2009г. «В плену зверей и птиц»,  Центр книги и графики, С-Петербург

С 2006г. постоянный участник выставок «Изображая ангела», Выставочный Центр водоканала.

 
Традиции и новаторство в скульптуре малых форм

Интернациональное и национальное в керамике. Глина и изделия  из керамики появились на заре цивилизации  одновременно в различных культурах  человека, сопровождая его на всём пути исторического развития.

Глина, являясь интернациональным  материалом, служила определённым потребностям людей, воплощая национальные особенности  в конкретных, как утилитарных, так  и в культовых произведениях  керамики.

В России, как и в других странах, керамика использовалась в повседневной жизни в виде различной посуды, а также во всевозможных предметах декоративно - прикладного искусства. Российские народные промыслы были частью жизни крестьян, занимавшихся изготовлением различной бытовой утвари в свободное от сельскохозяйственных работ время. Керамические свистульки и окарины, игрушки и сувениры, имели свои характерные национальные особенности, типичные для конкретной местности.

В общем случае, все эти предметы есть в разных цивилизациях, но, внося  свою эстетику в их изготовление, и используя традиционную для всех глину, каждый ремесленник создавал творение, присущее только для данной культуры.

Таким образом, используя традиционные, присущие для всех материалы и  технологии производства, создавались  глубоко национальные произведения.

В наши дни, употребляя те же принципы, художниками создаются новые  работы, интернациональные по материалам и технологиям, и национальные по содержанию.

Заключение

Итог: в ходе данной исследовательской  работы были выявлены основные направления  и жанры скульптуры малых форм, используемые в данном виде скульптуры, их свойства, стилистика направления; сочетание сложившихся за тысячи лет традиций, передающихся из поколения в поколение, от одной культурной среды другой; и научных открытий, новаторства авторов, примеры скульпторов этого направления. Сегодня скульптура малых форм или мелкая пластика является неотъемлемой частью современного искусства украшения интерьеров, садов, парков и. т. Малая пластика придаёт каждой среде особенную утончённость стиля, лаконичность, целостность, определённую атмосферу уюта и гармонии.

 

Список литературы

1.   Августиник А.И., Керамика, М., 1957;

2.   Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. – 2000. - №2. – С.46-47.

3.   Арциховский А.В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947.

4.   Технология керамики и огнеупоров, под ред. П.П. Будникова, 3 изд., М., 1962.

5.   Черепанов А. М., Тресвятский С. Г., Высокоогнеупорные материалы и изделия из окислов, 2 изд., М., 1964.

6.   Кинджери У.-Д., Введение в керамику, 2 изд., пер. с англ., М., 1967.

7.   Искусство керамики. Сб. под ред. Н.С. Степанян, М., 1970.

8.   Encyclopedia of world art, v. 3, N. Y. — Toronto — L., 1960.

9.   Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. пособие. – М.: Высш. Школа, 1980. – 176 с., ил.

10. Моран  А. История декоративно-прикладного  искусства. – М.: Искусство, 1982. –  577 с., ил.

11. Попова  О.С., Каплан Н.И. Русские художественные  промыслы. – М.: Знание, 1984. – 144 с.

12. Уткин  П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.: Высш. Школа, 1992. – 159 с.

13. Салтыков  А.Б., Избр. труды, М., 1962.

14. Хохлова  Е. Скопинское гончарство// народное  творчество. – 1997. - №6. –С.38-40.

15. www.artantique.ru

16. #"#">#"Рисунок 1" src="1.files/image003.jpg">

 

 


Информация о работе Мелкая пластика в декоративно-прикладном искусстве