Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:33, реферат
Слово «месса» («освобождаю» или «отпускаю») использовалось в церковном обиходе с 4 века, означая отпущение грехов. С конца 6 века оно стало употребляться в качестве названия культового ритуала римской католической службы (обедни). Само слово взято з заключительной фразы богослужения – «ite, missa est».
Слово «месса» («освобождаю»
или «отпускаю») использовалось в
церковном обиходе с 4 века, означая
отпущение грехов. С конца 6 века
оно стало употребляться в
качестве названия культового ритуала
римской католической службы (обедни).
Само слово взято з заключительной
фразы богослужения – «ite, missa est».
Месса сначала
сопровождала утренние и вечерние службы,
но вскоре стала вводиться и при
обеднях.
Существует два раздела мессы.
Пропирий (propirium – особая месса) - в зависимости от церковного календаря в мессу могли добавляться или опускаться различные части: Introitus, Graduale, Offertorium и т.д.
Ординарий (Ordinarium
– обычная месса) – раздел с обязательными
частями, которые постоянно присутствуют
в мессе: Kyrie(«Господи, помилуй»), Gloria, Credo(«Верую»),
Sanctus(«Свят»), Agnus Dei(«Агнец божий»).
В Kyrie и Agnus Dei выражались просьба,
мольба о прощении. В Gloria и Sanctus – хвала и благодарность.
Credo – исповедание веры.
Состав и текст
частей обычной мессы складывался
на протяжении нескольких веков и в окончательном
варианте утвердился в начале 11 столетия.
Месса, как целостная
многочастная музыкальная композиция
явилась одним из самых грандиозных созданий
музыкальной культуры Эпохи Возрождения.
Она выделяется масштабностью, значительностью,
достаточно сложной организацией цикла.
Ей свойственны отвлеченность, выражение
не конкретных эмоций, а скорее обобщенных
чувств – возвышенных и чистых.
Ведущая роль мессы
в 15-16 веках определяется также и
тем, что она знаменует высокую
ступень логического осмысления
музыкальной формы.
Месса не изолирована
от других видов искусства, она не
остается в стороне от влияния ингармонии
светской музыки.
Строение мессы
складывается под воздействием самых
разных музыкальных форм – органум,
кондукт, баллада, изоритмический мотет.
В Эпоху Возрождения
месса стремительно преобразуется.
Поворот к мессе нового типа осуществлялся
не сразу. Потребовалось достаточно
много времени для перестройки.
Не случайно
творчество английского композитора
Джона Данстейбла (1380 – 1435) очень разнопланово
в отношении трактовки мессы. В наши дни
известно шесть отдельных частей (Kyrie,
три Gloria, Credo и Sanctus), шесть парных частей,
из которых четыре пары не имеют внутри
себя тематических связей и лишь две пары
объединены общностью мелодического первоисточника.
И наконец, пятичастная циклическая «Rex
seculorum»(примерно 1430-е годы), которая долгое
время считалась четырехчастной, т.к.начиналась
с раздела Gloria. Совсем недавно была обнаружена
первая часть. Все части мессы разрабатывают
материал одноименной секвенции, который
помещается в теноре – в данном случае
в нижнем голосе, т.к.месса трехголосна.
Месса «Rex seculorum»
- не только один из ранних примеров циклической
теноровой мессы, но и один из первых
образцов в этом жанре, строящийся не
на хоральной основе. Кроме мелодии тенора,
определенные формообразующие функции
в этом сочинении выполняет ладовое единство
, а также логика смены двух и трехголосных
разделов, чередование трехдольного метра
с двудольным. Все это дает основания ученым
считать, что «английская музыка начала
15 века звучит приятнее и полнее, чем музыка
континента в тот период».
Одночастная месса
Kyrie – один из уникальных примеров музыкальной
репризности в Kyrie, яркий образец стройной,
строго выверенной музыкальной композиции.
В ее среднем разделе Christe – воспроизводится
начальный материал Kyrie1, а в Kyrie2 звучит
вторая половина Kyrie1.
Вообщем, техника
письма Данстейбла разнообразна: наряду
с точным цитированием первоисточника,
этот автор применяет и свободные
формы подачи. Но главным его достижение
является создание циклической мессы
с cantus prius factus.
Ведущую роль в
развитии мессы Эпохи Возрождения
сыграла нидерландская школа
– Дюфаи(первая школа), Окегем(вторая
школа), Жоскен Депре(третья школа) – это
путь эволюции всего музыкального мышления,
перестройки многоголосия, поиск новых
композиционных форм, новой образности
и средств музыкальной выразительности.
В основе мессы
15 века, как правило, лежит духовный
или светский первоисточник –
cantus prius factus. Так, пять месс Гильома Дюфаи
написаны на литургический первоисточник,
а три связаны с французской chanson. Всего
же у композитора девять полных месс, которые
были созданы преимущественно в зрелый
период творчества, и 29 фрагментов месс,
состоящих из 1,2 или3х частей.
Большая часть
месс Дюфаи тесно связана с французскими
традициями.
«Gloria at modum tubae» -
вокально-инструментальная месса -
интереснейший пример раннего творчества
композитора. Своей структурой – сочетанием
двух канонов: вокального и инструментального
– эта месса напоминает известный английский
«Летний канон».
Мессы зрелого
периода творчества Дюфаи представляют
собой значительный шаг на пути утверждения
ее циклической формы.
Дюфаи применял
принцип альтернации – смена
разделов, имеющих разное количество голосов,
разное метрическое оформление. Помимо
этого, строгое чередование цитируемого
материала, связанного с избранным первоисточником.
Одним из первых
Дюфаи применяет в качестве cantus
prius factus светскую мелодию, а также перерабатывает
материал своих собственных сочинений,
созданных ранее.
Таковы его мессы
«Se la face ay pale» и «Ave Regina caelorum». Вторая имеет
в качестве cantus prius factus материал антифона
«Ave Regina», который лежит и в основе мотета.
Приоритет Дюфаи состоит и в том, что он
делает четырехголосие ведущим складом
письма, помещая под тенором еще один голос
и упрощая тем самым работу с тенором как
с мелодической цитатой.
Под влиянием музыки
Данстейбла стиль Дюфаи освобождается
о жесткости, становится мелодически
насыщеннее, мягче. Композитор устанавливает
четкое направление развития музыкального
искусства почти на полтора столетия вперед,
вводя в художественную практику почти
все основные технологические приемы,
элементы письма, получающие в дальнейшем
разработку в творчестве его учеников
и последователей.