Методические аспекты освоения репертуара в самодеятельном народном хоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Проблема репертуара – «главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства - всегда была основополагающей в художественном творчестве» - отмечает известный педагог в области народно-певческой педагогики Л.В. Шамина. Рассматривая данную проблему в народно-певческом исполнительстве, она отмечает, что «в вокально-хоровом коллективе от репертуарного багажа напрямую зависит развитие его участников. На базе репертуара у участников накапливаются музыкально-теоретические и общеэстетические знания в области народной культуры, развиваются и совершенствуются качества певческого голоса, вырабатываются навыки, необходимые для фольклорного творчества (хореографические, драматические, пение с игрой на народных инструментах), участники коллектива знакомятся с разнообразием фольклорных жанров и областными певческими стилями» [2, с.135].

Файлы: 1 файл

Девкина Ю мет аспекты.docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

Девкина Ю.М.,

студентка 4 курса дневного обучения

специализации «Народное  хоровое пение»,

научный руководитель

кандидат педагогических наук,

доцент О.С. Щербакова

 

Методические  аспекты освоения репертуара

в самодеятельном народном хоре

(на примере  народного хора АГАУ)

 

Проблема репертуара – «главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства - всегда была основополагающей в художественном творчестве» - отмечает известный педагог в области народно-певческой педагогики Л.В. Шамина. Рассматривая данную проблему в народно-певческом исполнительстве, она  отмечает, что «в вокально-хоровом коллективе от репертуарного багажа напрямую зависит развитие его участников. На базе репертуара у участников накапливаются музыкально-теоретические и общеэстетические знания в области народной культуры, развиваются и совершенствуются качества певческого голоса, вырабатываются навыки, необходимые для фольклорного творчества (хореографические, драматические, пение с игрой на народных инструментах), участники коллектива знакомятся с разнообразием фольклорных жанров и областными певческими стилями» [2, с.135].

Репертуарный багаж самодеятельного  народно-певческого коллектива весьма разнообразен, а зачастую и довольно обширен. Это утверждение в полной  мере относится как к сельским, так и городским народным хорам и ансамблям. Пополнение репертуара способствует росту исполнительского мастерства коллектива, творческому развитию его участников коллектива, а также поддержанию их интереса к вокально-хоровым занятиям, а также интереса публики к творческой деятельности коллектива. Неудивительно, что руководители коллективов постоянно находятся в творческом поиске интересных репертуарных произведений, а отыскивая их, стремятся как можно быстрее включать их в творческий процесс по вокально-хоровому освоению.

Как показывает наше наблюдение за процессом формирования репертуара в народном хоре АГАУ, репертуар современного молодежного народно-хорового коллектива включает:

- русские народные песни различных жанров в подлинной записи либо незначительной аранжировке (плясовые, шуточные, воинские, частушки) ;

- фольклорные произведения  Алтайского края;

-авторские произведения  различного характера и тематики (патриотической, аграрной, лирической, шуточной);

- стилизованные произведения в современной музыкальной аранжировке

 Русские народные песни в подлинной записи либо незначительной аранжировке должны являться основой репертуара каждого народно-певческого коллектива, поэтому в репертуаре народного хора АГАУ достаточное количество разножанровых народных песен как областей России ( например, русская народная песня Брянской обл. «Канарейка», современная песня Новосибирской обл. «Шел казак на побывку домой»), так и песен   Алтайского края (например воинские «Невольно помнятся походы», « Из-за го-горы», плясовые «Молодка» Змеиногорского района, «Ох, тут-то попити» южнорусских переселенцев Шипуновского р-на, хороводная Краснощёковского р-на «Как по улице Ванюша»).

Авторские произведения составляют основу репертуара народного хора АГАУ. Любовь к Родине и к Отчизне проявляется в патриотических произведениях «Ни к чему нам горевать» сл. и муз. А. Четверикова, «Волховская застольная» сл. П. Шубина, муз. И. Любана, а также в лирико-патриотических  песнях «Ты одна у нас Россия» муз. А. Четверикова и «Деревенька моя у реки» обр. А. Четверикова, Б. Рыбина.

В молодёжном народном хоре АГАУ аграрная тематика занимает особое место - это произведения «Село мое» сл. Н. Черкасова, муз. М. Старикова; «Поле моё, поле» сл.В. Бырдина муз.  В. Чалова; «Поле-полюшко» сл. и муз. И. Илюшниковой, аранж. В. Филипова. Эти песни являются тематическими на праздничных концертах посвященных Дню сельского работника, юбилейных мероприятиях.

«За хлебом – солью, всякая шутка хороша» эта пословица  подтверждает тот факт, что люди любили не только трудиться, но  и пошутить, поэтому в произведениях «А мы солидные ребята» муз А. и Г. Заволокиных «Кумушка» муз. В. Новосёлова и «Как я замуж выходила» сл. А. Осьмушкина муз. В. Новосёлова добрая шутка занимает главное место. Такие произведения пользуются популярностью у молодёжной аудитории.

Стилизованные произведения обогащают народно-песенное искусство современного времени, а песни в современной музыкальной аранжировке более доступны для современной молодёжной аудитории. Поэтому такие песни как «Через реченьку мосток» Н. Кадышевой и Л. Николаевой «Завалинка вошли в репертуар народного хора АГАУ  и с удовольствием поются студентами вуза.

Основным методом певческого воспитания в вокально-хоровом коллективе является коллективный метод обучения всех певцов в процессе систематической работы над репертуаром. Одна из его форм – коллективное распевание[3]. В нашей практике для распевания участников хора мы используем разнообразные вокальные упражнения для развития дикции, на речевую основу пения, на опору звука, на чистоту интонирования.

В теории хороведения и практике работы с коллективом работу над произведением принято подразделять на три этапа:

1 этап: самостоятельную работу руководителя над партитурой;

2 этап: разучивание произведения  с коллективом;

3 этап: постановочную работу и работу над сценическим воплощением [3].

На первом этапе руководителем осуществляется целенаправленный выбор произведения. Затем руководитель анализирует ладо-гармонические и мелодико-ритмические особенности песни, которые могут вызывать всевозможные вокально-хоровые трудности при его разучивании. Руководитель, зная и оценивая свой коллектив, взвешивая все его вокально-хоровые возможности начинает приспосабливать для него  партитуру . Общеизвестно, что нередко приспособление партитуры может осуществляться и в виде редактирования музыкально-поэтического текста, облегченного изложения партий, а также переложение партитуры, транспонирования либо более усложненной аранжировке.

На втором этапе работы над вокально-хоровым произведением  осуществляется  знакомство участников хора с данным произведением (указывается региональная принадлежность, жанр, особенности исполнения; в авторских произведениях необходимо рассказать об авторе музыки и текста), чтобы участники хора как можно больше поняли о характере и образе произведения.

Когда участники коллектива познакомились  с произведением, начинается процесс разучивания отдельных партий. В основном произведения разучиваются «на слух», начиная с основного голоса – основного напева песни, который обычно находится в партии Альтов, затем осваивается партия Сопрано. Процесс разучивания партий с мужскими голосами, необходимо выстроить рационально: если в каких- либо голосах партии дублируются, либо у них незначительные расхождения – мы разучиваем их вместе. Например: в песне «Деревенька моя у реки» обр. А. Четверикова, Б. Рыбина мужская партия дублирует партию сопрано, так что при разучивании смело можно соединить две эти партии. Руководитель при показе каждой партии должен петь интонационно и ритмически точно, с верной орфоэпией, хорошей дикцией и логическими ударениями.

В своей работе на практике мы часто используем форму разучивания или повторения отдельных партий  по группам (по партиям), что даёт большую возможность для достижения спетости внутри каждой партии, а соответственно и достижения частного ансамбля.

Самодеятельный хор АГАУ постоянно пополняется новыми участниками коллектива. Многие вновь пришедшие студенты приходят со слабыми вокальными данными и  недостаточно развитым слухом. Такой способ разучивания по группам помогает им комфортно чувствовать себя в своей партии и не сбиться с нее. Разделение по группам мы практикуем, разучивая сложные хоровые произведения, такие как: плясовая песня Шипуновского р-на «Ох, тут-то попити»; «Поле моё, поле» сл.В. Бырдина муз.В. Чалова;, «Ни к чему нам горевать» сл. и муз. А. Четверикова.

Следует отметить, что при разучивании отдельных партий мы часто используем прием «пластического интонирования» (это управление звуком посредством движения руки), мы показываем мелодическую волну рукой, что позволяет участникам контролировать движение мелодии и быстрее запоминать её.

Следующий этап разучивания  произведения - это сведение всех партий, впевание и закрепление материала, работа над логическими ударениями. Работа над ансамблевой стройностью включает в себя работу над всеми видами хорового ансамбля: унисонного, динамического, темпового, тембрового, дикционного, гармонического.

Впевание произведения - это процесс прочного закрепления вокально-хоровых навыков и приемов, приобретенных за время разучивания этого произведения. Ощущение хормейстером степени впевания произведения достигается только опытом работы с хором. Все перечисленные виды ансамбля имеют чрезвычайно важное значение и, конечно, совершенствуются только в процессе активной и сознательной репетиционной работы [2, с. 93-94].   

На завершающей стадии вокально-хоровой работы над произведением мы пытаемся найти из участников коллектива запевалу либо солиста. Отметим, что роль солиста в самодеятельном народном хоре чрезвычайно велика, здесь  запевала выступает в качестве своеобразного дирижёра. Он не только начинает песню, но и сообщает эмоциональный импульс всему исполнению. В самодеятельных народных хорах предпочтение отдается тому запевале, который обладает не только хорошим голосом и музыкальностью, но и умеет  понять и передать душу песни. Естественно, что хорошими запевалами не рождаются. Запевалы воспитываются в коллективном хоровом пении. Уместно перечислить некоторые качества характерные запевале - опыт, музыкальность, искренность, переживание, хорошие вокальные данные. В запеве в концентрированной сжатой форме должна промелькнуть вся песня с ее настроением и характером.

Имеет смысл напомнить  верное замечание Л.В. Шаминой, о том, что многие самодеятельные хоры большую часть своей программы исполняют с сопровождением. Аккомпанемент при разучивании и исполнении хорового произведения играет важную роль. Он поддерживает, дополняет, украшает хоровое звучание. Вместе с тем перед хором АГАУ ныне ставится задача овладения навыками хорового пения без сопровождения. Эта форма исполнения всегда составляла одну из ценнейших национальных особенностей русского хорового искусства. Самодеятельный народный хор АГАУ находится в начальной стадии накопления произведений a capella, это плясовая песня Шипуновского р-на «Ох, тут-то попити» и «Поле, полюшко» сл. и муз. И. Илюшниковой, аранж. В. Филиповой.

Заключительный этап разучивания  произведения - это работа над сценическим воплощением. Роль руководителя в сценическом воплощении концертных номеров очень велика. Т.к. от него зависит общий вид произведения: вокальное звучание, сценическое движение, инструментальное сопровождение, сценический костюм [3]. При подготовке песни к её сценическому исполнению руководитель продумывает режиссуру песни, отталкиваясь от литературного текста и музыкального материала.

В сценическом  воплощении репертуара важна роль сценического движения и хореографии. В хоре  лирические песни исполняются в концертном плане без элементов движения или театрализации, плясовые, хороводные и игровые песни исполняются с хореографическим движением.

В заключении отметим, что репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого. Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть рассчитано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким должен быть сам творческий коллектив. Наряду с практическим обучением исполнителей в задачи репертуара входят также воспитание творческой воли, стремления к самосовершенствованию, формирование художественного вкуса, чувства стиля, широкого кругозора, знакомство с лучшими образцами народного творчества. Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческого коллектива. Репертуар – это лицо самодеятельного коллектива, его визитная карточка, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач.

 

Список использованной литературы

1. Калугина, Н.В. Сценическое воплощение фольклора / Н.В. Калугина // Народная песня звучит. Методика сбора, хранения и сценического воплощения фольклора / сост.: С.И. Пушкина, М.Б. Чернышёва, Н.В. Калугина.– М., 1982. -270с.

2. Шамина, Л.В. Работа с самодеятельным коллективом./ Л.В. Шамина. – М, 1983. – 176с.

3. Щербакова, О.С. Методика работы с хором: методические рекомендации для студентов./ О.С. Щербакова. – Барнаул: Изд-во АГАКИ, 2012.- 70с.

 

 


Информация о работе Методические аспекты освоения репертуара в самодеятельном народном хоре