Методика детского конструктивного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.
Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Содержание работы

Введение.
1. Виды конструктивной деятельности в саду.
2. Материалы и инструменты для конструирования.
3. Значение конструктивной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
4. Методика ознакомления детей с конструированием из природного материала.

Файлы: 1 файл

к.р прод.деят.docx

— 31.46 Кб (Скачать файл)

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования Иркутской области

Ангарский педагогический колледж

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей

МДК. 02.03 Теоретические  и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

специальность 050144  «Дошкольное образование»

 

 

Тема: «Методика детского конструктивного творчества »

 

 

Составила студентка

I курса  заочное отделение

112 группа

Ф.И.О.

Куркутова Анна

Константиновна

Проверила: Петрова Людмила Владимировна

Оценка:_______________

2013

Тема «Методика детского конструктивного  творчества»

Введение.

1. Виды конструктивной деятельности в саду.

2. Материалы и инструменты для  конструирования.

3. Значение  конструктивной деятельности  в развитии детей дошкольного  возраста.

4. Методика ознакомления детей  с конструированием из природного материала.

 

Введение.

 

      Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение. 
       Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). 
        Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. 
      Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. 
      Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре. 
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». 
     Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников. 
     Детское конструирование может быть изобразительным и техническим. 
Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т. п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. На вопрос: «Почему они не играют?» – одна девочка ответила: «Водить людей по зоопарку неинтересно». 
     Такое явление, когда с выполненной конструкцией или постройкой дети не играют, можно наблюдать часто. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное. 
     Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании. 
     При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей. 
     В такой постройке для него важно, чтобы было самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому достаточным оказалось наличие руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет игровым потребностям детей. Иное дело, когда ребенок стремится показать различные типы самолетов. Тогда дети выполняют их с особенной конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей. 
Существование двух видов детского конструирования – изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности,- требует дифференцированного подхода в руководстве ими. 
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

 

1.Виды конструктивной деятельности в саду.

      Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.  
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов и из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов. 
     К художественному - конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги. 
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами сказок. При этом они модулируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

     В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: 
- Конструирование из строительных материалов; 
- Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; 
- Конструирование из природного материала. 
- Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. 
     Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.

 

2. Материалы и инструменты для конструирования.

 

      Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор. 
     Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д. 
     В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек. 
     Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. 
Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д.     Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. 
     Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия. 
     Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. 
     Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д. 
     Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. 
     Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. 
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка. 
     Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

 

3. Значение  конструктивной деятельности  в развитии детей дошкольного  возраста.

 

Ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы  познания, как работа со строительным материалом, которая позволяет:

  1. познакомиться с сенсорными признаками предметов (формой, величиной и цветом), научиться оперировать ими;
  2. формировать и совершенствовать определенные типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов, при анализе свойств реальных предметов; целенаправленные пробы, практическое применение и зрительное соотнесение;
  3. познакомиться на практике с пространственными соотношениями элементов: правее, левее, выше, ниже, рядом, перед, за;
  4. развивать мелкую мускулатуру рук и глазомер, учиться соизмерять мышечные усилия и тренировать координацию руки и глаза;
  5. формировать конструктивные способности; умение понимать и воспроизводить тот или иной объект сообразно замыслу;
  6. развивать узнавание образов, воплощать их в постройках, комбинировать знакомые образы в сюжетных постройках;
  7. тренировать речевые возможности: маленькому строителю нужно сформулировать замысел постройки;
  8. создавать основу для развития воображения;
  9. воспитывать даже в младшем дошкольнике самостоятельность: освоив строитель, ребенок может им заниматься, а взрослому остается только подкидывать задачи, создавать условия для творческого развития.

4.Методика ознакомления детей  с конструированием из природного материала

       Детское творчество  является специфической деятельностью,  свойственной именно ребенку,  и считается его универсальной  способностью. Творческая деятельность  удовлетворяет познавательную активность  ребенка, развивает фантазию, изобретательность.  В процессе этой деятельности  развиваются образные представления,  образное мышление, воображение. 
   Конструирование знакомит ребенка со свойствами различного природного материала. Основное внимание при организации ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка. 
    Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Это прежде всего – средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства. 
    Методика художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности -  ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в поделках.

     Нужно чаще разговаривать с малышами о том, что они видели в процессе наблюдений; обращать их внимание на существенное, объяснять непонятное, отвечать на детские вопросы, комментировать ответы малышей. Важно, чтобы такое общение было не только групповым, но и индивидуальным. Необходимо задавать детям вопросы, требующие развернутого ответа. Развивающим методическим приемом является придумывание с детьми интересных историй, связанных с поделками и обыгрывающими игрушками.

Приложение ко 2 заданию.

Примерный набор материалов.

Материалы для конструирования  в младшей группе

 

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Строительный материал

Крупногабаритный напольный конструктор (из дерева: типа материалов Агаповой, В.П. Поликарпова, Петербургский; из полимерных материалов )-

Один набор

Конструкторы

Пластмассовые конструкторы из ряда основных наборов LEGO DACTA – ПРИМО и ДУПЛО, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов

4 – 5 наборов

Разнообразные модульные конструкции

Один набор из 8 – 10 модулей


Материалы для конструирования во 2 младшей группе

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Строительный материал

Крупногабаритные деревянные напольные  конструкторы

1 – 2 набора на группу

Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента)

Один на группу

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов)

На каждого ребенка

Конструкторы

Конструкторы, позволяющие детям  без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам ("Лидер", "Элтик-АВТО", "Кроха" и др.)

4 –6 на группу

Плоскостные конструкторы

Наборы из мягкого пластика для  плоскостного конструирования

5 – 6 на группу


 

Материалы для конструирования  в средней группе

Тип материала

Основной набор материалов и оборудования

Количество на группу

Строительный материал

Крупногабаритные деревянные напольные  конструкторы

1 – 2 на группу

Комплект больших мягких модулей

Один на группу

Конструкторы

Конструкторы, позволяющие детям  без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам ("Лидер", "Элтик-АВТО", "Кроха" и др.)

4 –6 на группу

Конструкторы из серии "LEGO- DACTA" ("Город", Железная дорога")

3 набора

Конструкторы для игр с песком и водой

2

Детали конструктора

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)

На каждого ребенка

Плоскостные конструкторы

Наборы из мягкого пластика для  плоскостного конструирования

5 – 6 на группу

 

Коврики-трансформеры (мягкий пластик) "Животные" и др

2 – 3 на группу

Бумага, природные и бросовые материалы

Наборы цветных бумаг и тонкого  картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая  и т.п.) Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п. Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.) Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи

 

Материалы для конструирования в старшей и подготовительной группах.

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Строительный материал

Крупногабаритные деревянные напольные  конструкторы

1 – 2 на группу

 

Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента)

Один на группу

Конструкторы

Конструкторы, позволяющие детям  без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам ("Лидер", "Элтик-АВТО", "Кроха" и др.)

4 –6 на группу

Детали конструктора

Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)

На каждого ребенка

Плоскостные конструкторы

Коврик-трансформер (мягкий пластик) "Животные"

2 – 3 на группу

Наборы из мягкого пластика для  плоскостного конструирования

6 – 10 на группу

Бумага, природный и бросовый материал

Наборы цветных бумаг и тонкого  картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая  и т.п.)

 

Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.

 

Подборка из фантиков от конфет и  других кондитерских изделий и упаковочных  материалов (фольга, бантики, ленты  и т.п.)

 

Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки  меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка

 

Бумага, тонкий картон Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки Проволока в полихлорвиниловой  оболочке, фольга, поролон, пенопласт

 

   
     
   


Информация о работе Методика детского конструктивного творчества