Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 23:11, контрольная работа
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.
Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
Введение.
1. Виды конструктивной деятельности в саду.
2. Материалы и инструменты для конструирования.
3. Значение конструктивной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
4. Методика ознакомления детей с конструированием из природного материала.
Государственное
бюджетное образовательное
среднего профессионального образования Иркутской области
Ангарский педагогический колледж
Контрольная работа
по дисциплине:
ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
МДК. 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста
специальность 050144 «Дошкольное образование»
Тема: «Методика детского конструктивного творчества »
Составила студентка
I курса заочное отделение
112 группа
Ф.И.О.
Куркутова Анна
Константиновна
Проверила: Петрова Людмила Владимировна
Оценка:_______________
2013
Тема «Методика детского конструктивного творчества»
Введение.
1. Виды конструктивной деятельности в саду.
2. Материалы и инструменты для конструирования.
3. Значение конструктивной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
4. Методика ознакомления детей с конструированием из природного материала.
Введение.
Название конструктивной деятельности
происходит от латинского слова constructio
– построение.
Под детским конструированием
понимается деятельность, в которой дети
создают из различных материалов (бумаги,
картона, дерева, специальных строительных
наборов и конструкторов) разнообразные
игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является
довольно сложным видом деятельности
для детей. В ней мы находим связь с художественной,
конструктивно-технической деятельностью
взрослых.
Для конструктивно-технической
деятельности взрослых характерно практическое
назначение конструкций, построек. При
выполнении конструкции взрослый предварительно
обдумывает, создает план, подбирает материал
с учетом назначения, техники работы, внешнего
оформления, определяет последовательность
выполнения действий.
Все эти элементы намечаются
в детском конструировании. Здесь также
решаются конструктивные задачи. Продукты
детского конструирования, как правило,
предназначаются для практического использования
в игре.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка
с игрушками-материалами, из которых он
конструирует, «ближе всего стоят к нормальной
человеческой деятельности: из материалов
человек создает ценности и культуру».
Таким образом, конструктивная
деятельность детей близка конструктивно-технической
деятельности взрослых. Продукт детской
деятельности еще не имеет общественного
значения, ребенок не вносит ничего нового
ни в материальные, ни в культурные ценности
общества. Однако руководство детской
деятельностью со стороны взрослых оказывает
самое благотворное влияние на трудовое
воспитание дошкольников.
Детское конструирование может
быть изобразительным и техническим.
Если продукт конструктивно-технической
деятельности взрослых в основном всегда
имеет практическое назначение (здание
для театра, магазина и т. п.), то детская
постройка не всегда выполняется для непосредственного
практического использования. Так вначале
дети с увлечением строят зоопарк, но как
только он был создан, постройка потеряла
для них всякий интерес. На вопрос: «Почему
они не играют?» – одна девочка ответила:
«Водить людей по зоопарку неинтересно».
Такое явление, когда с выполненной
конструкцией или постройкой дети не играют,
можно наблюдать часто. Создается впечатление,
что ребенка интересует сам конструктивный
процесс, словно он осваивает в нем что-то
новое, сложное, интересное.
Но в этом изобразительном
конструировании все же присутствует
основное содержание конструктивно-технической
деятельности. Если ребенок не использует
поделку в своей практике, то, создавая
ее, он старается отобразить в ней по возможности
все, что необходимо для действия. Принципы
создания продукта конструктивной деятельности
те же, что и в конструировании.
При этом необходимо отметить,
что часто в изобразительном конструировании
в своих постройках ребенок добивается
значительно большего сходства с окружающими
предметами, чем тогда, когда они предназначаются
для непосредственного практического
использования в игре, в то время как в
постройках для игры ребенок допускает
больше условностей.
В такой постройке для него
важно, чтобы было самое необходимое для
игры. Например, по ходу игры понадобилось
лететь на самолете, поэтому достаточным
оказалось наличие руля, крыльев и сиденья
для летчика. Неважно, что построенный
самолет выглядит примитивно: он вполне
удовлетворяет игровым потребностям детей.
Иное дело, когда ребенок стремится показать
различные типы самолетов. Тогда дети
выполняют их с особенной конструктивной
тщательностью. Таким образом, характер
и качество постройки не всегда зависят
от умений детей.
Существование двух видов детского конструирования
– изобразительного и технического, каждый
из которых имеет свои особенности,- требует
дифференцированного подхода в руководстве
ими.
Конструктивная деятельность дошкольников
носит характер ролевой игры: в процессе
создания постройки или конструкции дети
вступают в игровые отношения – не просто
определяют обязанности каждого, а выполняют
те или иные роли, например бригадира,
строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную
деятельность детей иногда называют и
строительной игрой.
1.Виды конструктивной деятельности в саду.
Выделяются два вида
конструирования: техническое и художественное.
К техническому конструированию относят
конструирование из строительных материалов
и из деталей конструкторов, имеющих разные
способы крепления, из крупногабаритных
модульных блоков, некоторые способы конструирования
из бумаги, картона, коробок, катушек и
других материалов.
К художественному - конструирование
из природного и бросового (использованного)
материала, из бумаги.
В техническом конструировании дети в
основном отображают реально существующие
объекты, а также свои ассоциации с образами
сказок. При этом они модулируют основные
структурные и функциональные признаки
объектов и образов: здание с крышей, окнами,
дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом
и т.п.
В зависимости от того, из какого материала
дети создают свои постройки и конструкции,
различают:
- Конструирование из строительных материалов;
- Конструирование из бумаги, картона,
коробок, катушек и других материалов;
- Конструирование из природного материала.
- Конструирование из игровых строительных
материалов является наиболее доступным
и легким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов
представляют собой правильные геометрические
тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически
точными размерами всех их параметров.
Это дает возможность детям с наименьшими
трудностями, чем из других материалов,
получить конструкцию предмета, передавая
пропорциональность его частей, симметричное
их расположение.
2. Материалы и инструменты для конструирования.
Существует множество наборов для всех
возрастных групп детского сада: настольных,
для игр на полу, во дворе. Среди них тематические
(«Архитектор», «Подъемные краны», «Юный
кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые
используют как самостоятельный вид материала
для конструирования, а иногда и в качестве
дополняющего основной строительный набор.
Как правило, в строительных
наборах отдельные элементы крепят путем
наложения друг на друга, приставления
одного к другому. Кроме строительных
наборов, рекомендуются «Конструкторы»,
имеющие более прочные способы соединения.
Чаще всего используются деревянные с
наиболее простыми способами крепления.
Применяются и металлические, у которых
крепления более сложные – с помощью винтов,
гаек, шипов и т. д.
В игре «Конструктор» дети
учатся решать более сложные конструктивные
задачи, знакомятся с различными способами
соединения деталей, создают всевозможные
подвижные конструкции, тогда как строительные
наборы предназначены для сооружения
в основном неподвижных построек.
Конструирование из бумаги,
картона, коробок, катушек и других материалов
является более сложным видом конструирования
в детском саду. Впервые дети знакомятся
с ним в средней группе.
Бумага, картон даются в форме квадратов,
прямоугольников, кругов и т. д.
Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить
выкройку, разложить и наклеить на ней
детали, украшения, сделать нужные надрезы
и только затем сложить и склеить игрушку.
Весь этот процесс требует умения измерять,
пользоваться ножницами. Все это значительно
сложнее, чем конструирование построек
путем составления их из отдельных готовых
форм.
Коробки из-под духов, пудры,
спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке,
пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически
представляют собой полуфабрикат. Соединяя
с помощью клея или проволоки коробки,
катушки между собой, дополняя их разнообразными
деталями другого материала, дети получают
интересные игрушки – мебель, транспорт
и другие изделия.
Природный материал в качестве
строительного можно использовать для
игр детей, начиная со второй младшей группы.
Это прежде всего песок, снег, вода. Из
сырого песка дети строят дорогу, домик,
садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц)
– пирожки и др. В более старшем возрасте
дети замораживают подкрашенную воду,
приготавливая цветные льдинки, которыми
украшают участок. Из снега делают горку,
домик, снеговика, фигурки зверей.
Используя в своих играх
природный материал, дети знакомятся с
его свойствами, учатся заполнять свободное
время интересной деятельностью. Они узнают,
что песок сыпучий, но из сырого песка
можно лепить, воду можно наливать в разную
посуду, и на холоде она замерзает и т.
д.
Начиная со средней группы,
дети делают игрушки из природного материала:
веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны,
ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей,
семян клена и т. д.
Особенности поделок из
этого материала в том, что используется
его естественная форма. Качество и выразительность
достигается умением подметить в природном
материале сходство с предметами действительности,
усилить это сходство и выразительность
дополнительной обработкой с помощью
инструментов.
Особенно большое значение эта деятельность
имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов
конструирования в детском саду показывает,
что каждый из них имеет свои особенности.
Однако основы деятельности едины: в каждой
ребенок отражает предметы окружающего
мира, создает материальный продукт, результат
деятельности предназначается в основном
для практического применения.
3. Значение конструктивной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным материалом, которая позволяет:
4.Методика ознакомления детей с конструированием из природного материала
Детское творчество
является специфической
Конструирование знакомит ребенка со
свойствами различного природного материала. Основное
внимание при организации ручного труда
уделяется развитию у ребят наблюдательности,
любознательности, сообразительности,
находчивости, усидчивости, умелости.
Важно при этом формировать у детей потребность
в творческой деятельности, трудолюбие,
самостоятельность, активность, терпение,
аккуратность, стремление доставить радость
окружающим людям; наполнять ярким содержанием
умственные и творческие интересы ребенка.
Программа нацеливает педагогов воспитывать
в каждом ребенке не исполнителя, а творца.
Это прежде всего – средство развития
детских способностей (творческих, интеллектуальных,
художественных). В связи с этим основной
задачей программы по данному разделу
являются формирование у дошкольников
познавательной и исследовательской деятельности,
стремления к умственной деятельности;
приобщение к миру технического и художественного
изобретательства.
Методика художественного труда выстраивается
в контексте разных видов художественной
деятельности и активно включается в целостный
воспитательно-образовательный процесс
(в ознакомление с окружающим, в развитие
речи, в формирование математических представлений
и др.). Поскольку, как и все виды творческой
деятельности - ручной труд основываются
на впечатлениях, которые дети получают
в процессе воспитательно-образовательной
работы. Чем старше дети, тем шире круг
их представлений, отражающийся в поделках.
Нужно чаще разговаривать с малышами о том, что они видели в процессе наблюдений; обращать их внимание на существенное, объяснять непонятное, отвечать на детские вопросы, комментировать ответы малышей. Важно, чтобы такое общение было не только групповым, но и индивидуальным. Необходимо задавать детям вопросы, требующие развернутого ответа. Развивающим методическим приемом является придумывание с детьми интересных историй, связанных с поделками и обыгрывающими игрушками.
Материалы для конструирования во 2 младшей группе
Материалы для конструирования в средней группе
Материалы для конструирования в старшей и подготовительной группах.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о работе Методика детского конструктивного творчества