Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 23:50, доклад
Микеланджело Меризи, прозванный позднее Караваджо, родился 28 сентября 1571 (по другим данным – 1573) года в небольшом местечке Караваджо, что в Ломбардии. После смерти отца, служившего управляющим в дворянском поместье, одиннадцатилетний мальчик был отправлен в Милан для обучения живописи у художника Симоне Петерцано. Первые работы художника, написанные в Милане жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли. О годах, проведенных юным Караваджо в Милане, биографам известно лишь то, что будущий мастер приобрел в Милане блестящую технику живописи и обладал крайне буйным нравом.
Микеланджело Меризи да Караванджо
1571-1610
Микеланджело Меризи, прозванный позднее Караваджо, родился 28 сентября 1571 (по другим данным – 1573) года в небольшом местечке Караваджо, что в Ломбардии.
После смерти отца, служившего управляющим в дворянском поместье, одиннадцатилетний мальчик был отправлен в Милан для обучения живописи у художника Симоне Петерцано. Первые работы художника, написанные в Милане жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли. О годах, проведенных юным Караваджо в Милане, биографам известно лишь то, что будущий мастер приобрел в Милане блестящую технику живописи и обладал крайне буйным нравом. Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь. Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана в Рим после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Здесь Караваджо попал с лихорадкой в римскую больницу для бедных и провел там около трех месяцев. Именно в больнице он написал «Больного Вакха», одну из самых известных своих картин, которая считается автопортретом Караваджо.
В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо. Около 1592 года Караваджо поступил в мастерскую Кавалера д'Арпино, известного живописца. Тот поручал молодому художнику в основном писать цветы и фрукты. Неудивительно, что они присутствуют в первых картинах Караваджо. "Юноша с корзиной фруктов"- считается, с этого полотна Караваджо и начинается. Когда Караваджо написал эту работу, ему едва исполнилось 20. Возможно, это автопортрет. Уже в первом полотне есть все, за что Караваджо полюбят: напряжение, энергия, свет и тень, но главное - правда. Взять хотя бы фрукты. Он первым решил: яблоко может быть не идеальным, а червивым, листок - пожелтевшим, виноград - испорченным. Идеальные, безупречные фрукты, в его понимании, – настоящая мертвая природа. За эту реалистичность и натурализм, Караваджо то ли в шутку, то ли в серьез исследователи называют первым фотографом. Осязаемость фигуры и точность живописной передачи фруктов на переднем плане лишь подчеркивают утонченность созданного мастером образа. Продолжая работать в этом направлении, художник создает такие произведения, как «Юноша с ящерицей» (1593, Фонд Лонги, Флоренция); «Лютнист» (1594, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Гадалка» (1594, Лувр, Париж); «Шулеры» (1596, галерея Кимбела, Форт Уорт, США); и другие.
«Юноша с корзиной фруктов», 1593,
В 1595 году в жизни художника произошло очень важное событие – переезд в дом кардинала Франческо Дель Монте, который был покровителем Академии святого Луки, возродившим это братство художников. Коллекционер картин и древностей и друг Галилея, кардинал давал блестящие приемы в своем дворце и оказывал протекцию многим мастерам. За его гостеприимство Караваджо платил своими картинами, и таким образом к дель Монте попала большая часть первых шедевров художника. С помощью кардинала Караваджо получает первый крупный общественный заказ - роспись боковых стен в капелле Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези. До 1600 года он пишет четыре полотна – «Св. Матфей» (два варианта), «Призвание св. Матфея» и «Мучение св.Матфея».
Основой сюжета стал эпизод из Евангелия от Матфея: « …Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: Следуй за Мной. И он встал и последовал за Ним». На картине Караваджо вся сцена происходит внутри помещения. Слева за столом сидит сборщик налогов Леви (так звали Матфея, прежде чем он сделался апостолом) в окружении четырех своих помощников и подсчитывает выручку, полученную за день. Справа в тени в сопровождении апостола Петра появляется Христос. Фактически видна только голова Христа, вокруг которой едва заметно очерчен нимб, и правая рука, вытянутая в повелительном жесте, призывающем Леви следовать за Ним. Удивленный неожиданным вторжением и настойчивостью приказа, Леви слегка отпрянул назад и немым жестом указывает на себя, как бы требуя подтверждения: «Кто? Я?» При этом его правая рука придерживает монеты, которые он пересчитывал за секунду до этого. Двое помощников, сидящих слева от Леви, так увлеклись подсчетом денег, что даже не заметили (или не захотели заметить) прихода Иисуса. Символически такое поведение лишает их возможности получить «вечную жизнь», которую Христос обещает дать всем верующим в Него. Юноша, сидящий справа от Леви, взирает на пришедших с некоторой опаской, он даже слегка отодвинулся, как бы ища защиты за спиной у своего начальника. Тот же, что сидит напротив и вооружен шпагой, наоборот, несколько угрожающе выдвинулся вперед. Святой Петр жестом пытается унять его чрезмерную подозрительность. Художник запечатлел наиболее драматический момент всей сцены: появление Христа настолько неожиданно, а его жест до такой степени повелителен и непреклонен, что на секунду все застывают в немом удивлении. В этом мгновении «остановки действия» содержится огромный эмоциональный накал картины.
Работы, выполненные для капеллы Контарелли, принесли ему славу, хотя и весьма противоречивую. Они отличались смелостью художественного решения, драматизмом и оригинальностью. Образы Караваджо выглядели вполне реальными, земными, они опровергали идеализированные стандарты, принятые в тогдашней религиозной живописи. Многие современники Караваджо были очарованы мощью его таланта. Впрочем, находились и оппоненты - они считали недопустимым изображать святых столь приземлено. Так, в 1602 году Караваджо создал алтарный образ «Святой Матфей и ангел», отвергнутый церковными функционерами как «недостойный и неприличный». Тогда художник написал новый вариант той же картины, исполненный по принятым канонам.
Отвергнутое же полотно приобрел крупнейший
коллекционер того времени, маркиз Винченцо
Джустиниани, впоследствии купивший еще
15 работ Караваджо.
По той же причине были отклонены церковью
еще два алтарных образа Караваджо, пополнив
собой коллекции римских ценителей живописи.
Подобные эпизоды способствовали тому,
что за короткое время Караваджо превратился
в одного из самых знаменитых и скандальных
римских художников. К 1604 году слух о нем
распространился уже по всей Северной
Европе.
«Шулеры», 1594
Художнической
славе Караваджо сопутствовала
и другая слава - слава человека,
находящегося не в ладах с законом.
Между ноябрем 1600 года и октябрем
1605 года его имя - в связи с различными
выходками - одиннадцать раз появлялось
в полицейском списке правонарушителей.
Среди них - швыряние подноса в
лицо официанту, ношение меча и кинжала
без соответствующего разрешения и
битье стекол в доме своего хозяина,
забравшего у Караваджо часть
мебели за то, что тот не вносил квартирной
платы. Несколько раз художника
помещали в тюрьму. Большая беда
случилась 28 мая 1606 года, когда Караваджо
в случайной драке, возникшей
из-за спора при игре в мяч, убил
человека.
После этого художник бежал из города.
Оставшиеся четыре года своей жизни он
провел в изгнании.
Первое время Караваджо скрывался неподалеку
от Рима, надеясь на помилование. Осознав
тщетность своих ожиданий, он отправился
в Неаполь. В Неаполе, как и повсюду, ему
легко удалось найти заказчиков. Он пробыл
там девять месяцев, а затем перебрался
на Мальту, где его появление документально
зафиксировано 13 июля 1607 года.
Месяцы его мальтийской жизни были наполнены
как творческими триумфами, так и новыми
опасностями. На Мальте Караваджо писал картины
для церквей и по заказу местных рыцарей-госпитальеров.
14 июля 1608 года за заслуги перед Мальтийским
орденом Караваджо был посвящен в его
рыцари. Вскоре после этого у него случилась
стычка с высокопоставленным членом ордена,
в результате чего художника бросили в
тюрьму. Караваджо бежал из-под стражи
и отправился на Сицилию.
Римские власти перестали его разыскивать,
но теперь ему приходилось опасаться мести
со стороны госпитальеров. Страх гнал
его с места на место, и Караваджо метался
между большими городами, едва находя
время для работы. Осенью 1609 года он вернулся
в Неаполь. В октябре Караваджо подстерегли
несколько вооруженных людей (возможно,
это были рыцари ордена или их агенты)
и сильно изуродовали ему лицо. Весной
1610 года Караваджо перебрался в Порто-Эрколе.
Здесь его вновь арестовали - на этот раз
по ошибке. Вскоре художник был выпущен
на свободу, но заболел малярией и 18 июля
1610 года умер. Было ему всего 37 лет.
Один из крупнейших мастеров барокко, мастер света и теней, вечный странник, беглец и бунтарь. Полотна Караваджо называли наваждением, он бросал вызов гениям эпохи Возрождения и искал вдохновение в городских трущобах. Сейчас о художнике говорят так: своей кистью он совершил революцию в искусстве. Его творчество оказало влияние не только на итальянских художников, но и на многих живописцев других стран Европы. По имени Караваджо это реалистическое направление конца XVI – начала XVII века получило название «караваджизма».
К 400-летней годовщине смерти знаменитого художника Микеланджело да Караваджо Италия выпустила серебряную монету. На аверсе монеты выгравирован портрет Караваджо, на переднем плане — натюрморт «Корзина с фруктами», написанный Караваджо после 1590 года. На реверсе монеты изображена картина «Медуза» (1597 г.)
Информация о работе Микеланджело Меризи да Караванджо (1571-1610)