Микеланджело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:37, реферат

Описание работы

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Мать Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера, рано вышла замуж и умерла от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело. Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать

Файлы: 1 файл

Микеланджело родился.docx

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Мать Франческа ди Нери ди Миниато дель Сера, рано вышла замуж и умерла от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело. Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать

В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года.

«Бахус» (итал. Bacco; также — «Пьяный Бахус»[1]) — мраморная скульптура, изображающая бога вина Вакха (Бахуса). Это произведение было создано Микеланджело в1497 году по заказу кардинала Рафаэля Риарио.

Современный исследователь творчества скульптора, Уильям Уоллес, считает  эту работу первым шедевром Микеланджело.

Заказ на статую Микеланджело получил 4 июля 1496 года, поскольку кардинал хотел расширить свою коллекцию античных скульптур. Однако известно, что Риарио отказался от завершенного произведения, и скульптуру приобрел банкир Якопо Галли, сады которого были расположены вблизи палаццо Канчеллерия.

В 1572 году статую приобрели Медичи и перевезли во Флоренцию.

Сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции[5].

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя, предназначенная для кругового  обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим  его по силе врагом. Он спокоен и  сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое  плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копейКаррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.

К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.

После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей  амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.

 

«Рабы» (итал. prigioni — «пленники»), — цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы, предназначавшихся для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Проект надгробия папы Юлия II существовал в нескольких вариантах. Один из них (2-й) включал  статуи рабов, которые должны были находиться на нижнем ярусе. Микеланджело успел  закончить 2 из них, и начать 4, когда  работа над этим вариантом была остановлена. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов.

В 1546 г. Микеланджело подарил 2 готовые статуи Роберто Строцци в благодарность за оказанное гостеприимство, а тот преподнес их французскому королю Франциску I. В 1578 года они хранились в замке Экуан, после этого — в замке Пуату у кардинала Ришелье, в 1793 году были сняты с продажи как национальное достояние и попали в Лувр.

4 незаконченные статуи  находятся во Флоренции (галерея  Академии) - они остались во флорентийской  мастерской Микеланджело, в 1564 г.  Леонардо, его племянник, подарил  их герцогу Козимо I: скульптуры находились в гроте в садах Боболи (Питти галерея), а в 1909 году их перенесли в Галерею Академии во Флоренции.

Рабы


Восставший 
(скованный) раб

Умирающий раб

Юный раб

Бородатый раб

Атлас

Пробуждающийся раб

           

Две законченные луврские статуи являются противопоставлением прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, другому юноше, бессильно повисающему в них.

Значение

В первоначальном плане мавзолея, по утверждению Вазари: «Пленники эти означали области, покоренные этим папой и подчиненные апостольской церкви; другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства, изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал»[1].

«Моисей» — мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Над этой скульптурой с 1513 по 1515 годы работал Микеланджело. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками великого мастера.

«Моисей» представляет собой фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Первоначально гробницу предполагалось установить в базилике св. Петра. Скульптор выполнил для неё ещё несколько фигур, в том числе «Восставшего раба» и «Умирающего раба», которые не вошли в окончательную версию гробницы из-за изменившегося масштаба.

Историки искусства видят в  статуе переосмысление замысла «Евангелиста Иоанна» Донателло (из Опера-дель-Дуомо во Флоренции) и пластическое воплощение того подхода, который Микеланджело нащупал при изображении пророков на потолке Сикстинской капеллы. Ощущение скрытой мощи передано за счёт обуздания объёмной плотности, отказа от массивных выпуклостей, которые характеризовали раннее творчество Микеланджело.

Пророк изображён с рожками  вследствие неверного перевода[1] Вульгатой нескольких строчек библейской книги «Исход». В тексте наиврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, כי קרן אור פניו (ки каран ор пнав). Однако, слово «карнайим» (קרניים) имеет на иврите несколько значений (аналогично, например, русскому слову «ключ», так же имеющему множество значений). И с иврита его можно перевести, в том числе, и как «рога», и как «лучи». В данном конкретном случае, зная, что слово «ор» (אור) на иврите обозначает «свет», то словосочетание «карней ор» (קרני אור) можно перевести однозначно как «лучи света». Следовательно, фразу כי קרן אור פניו можно перевести как «потому что излучало свет лицо его». А не «потому что рогато было лицо его», или «потому что кололось рогами лицо его».

«Лоренцо II Медичи» (итал. Lorenzo de' Medici duca di Urbino) — мраморная статуя, изображающая Лоренцо II Медичи, герцога Урбинского, созданная Микеланджело в течение 1526—1534 гг. Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи.

Новая сакристия (ризница) была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Это был замысел Льва X, но заказчиком стал папа Климент VII, другой член семьи Медичи, который

Микеланджело работал над статуей  в 1524—1534 гг. По Эрпелю, статуя была почти готова в марте 1526[2], а окончательно статуя была доработана в 1534. По Вазари, Микеланджело установил в нишах статуи военачальников («Лоренцо» и «Джулиано») еще до отъезда в Рим[а].

Скульптура не является портретом, а выступает идеализацией, которая  придает «величия»[3]. «Лоренцо» изображен в глубокой задумчивости. Его поза очень расслаблена и ленива — левая рука подпирает голову, а правая — небрежно опирается на правое бедро, ладонью наружу. Левый локоть военачальника опирается на копилку, украшенную головой фантастического зверя, а в руке зажат кошелек[б]. На голове у «Лоренцо» — зооморфологический шлем, который затеняет его лицо, и, как отмечает Гиббард, это может намекать на то, что герцог умер сумасшедшим[4]. Лазарев трактовал эту тень как подчеркивание тяжести размышлений герцога[5]. Статуя, в частности голова, несколько менее завершена, чем «Джулиано». Глаза скульптуры не имеют зрачков, как и остальные статуи капеллы[6].

Утро - Скульптура изображает ещё не проснувшуюся женщину. Женщина полулежит на саркофаге, опираясь на правую руку, а левая, согнутая в локте, замерла в движении, почти касаясь изогнутой левой ноги. У нее полузакрыты глаза и приоткрыт рот. Голова повернута к зрителю и склонена на правое плечо. Под грудью у нее завязана лента, которая является символом рабства[6][б]. «Утро» — полная противоположность «Ночи», тело которой выносило многих детей. Эта разная женственность — девичья «Утра», зрелая «Ночи» — является диалектическим соответствием Мадонне, которая является одновременно и девой и матерью[7]

«Вечер» — пожилой мужчина атлетического телосложения. Его лицо едва намечено, как и у «Дня», что контрастирует с полированной поверхностью тела[3]. Он засыпает, его левая рука уже едва поддерживает тело, голова склоняется на грудь, а правая нога, небрежно заброшенная, через несколько мгновений выпрямится, и «Вечер» ляжет ровно и горизонтально. ПоВиктору Лазареву, «словно пытаясь подчеркнуть, что наступают сумерки, когда все предметы кажутся затянутыми паволокой, Микеланджело сознательно оставил незавершенными лицо, руки и ноги»[4].

Мадонна Медичи (итал. Madonna Medici; также — Мадонна с младенцем) — мраморная скульптурная группа, изображающая Богородицу с младенцем Иисусом, созданнаяМикеланджело в течение 1521—1534[а] гг. Эта группа была предназначена для Капеллы Медичи[1].

Мадонна Медичи, по мнению Михаила  Либмана, может считаться одним из самых прекрасных образов Богоматери, созданных Микеланджело[2].

Мадонна сидит, держа на коленях  младенца. Правая рука отведена далеко за спину и опирается на сиденье. Левая рука поддерживает ребенка, который  полностью отвернулся от зрителя  и ищет грудь матери, чтобы напиться молока. Его тело изображено в резком изгибе, тогда как мать, кажется, движется вперед[а]. Голова Мадонны склонена налево, а её взгляд — направлен в никуда[3][4].

 

«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России. Находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изготовлена из мрамора в 1530—1534 годах, высота — 54 см. По одной из версий первоначально скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. Однако вероятнее она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530гг, когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 году.

 


Информация о работе Микеланджело