Модернизм в мировой культуре первой половины XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Характеристика сюрреализма в живописи и типология литературного модернизма.
Философские корни модернизма.
Сюрреализм.
Типология литературного модернизма.
Яркие представители.

Файлы: 1 файл

КСР сюрреализм.docx

— 342.66 Кб (Скачать файл)

 

Модернизм в  мировой культуре первой половины XX века

 

  1. Философские корни модернизма

Модернизм сформировался в условиях приближения социально-исторического кризиса, апогеем которого стала 1-ая мировая война. В этих условиях все боле ясно проявляется неспособность объяснить мир с позитивистской точки зрения. Новые концепции в естественных науках и в гуманитарных сферах приводят к изменениям общей картины мира, которое непосредственно отражалось и в искусстве модернизма.

Модернизм - пестрое по своему составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок, объединенных пессимистическим мировоззрением, стремлением художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя, установкой на субъективизм, деформацию. Философские истоки модернизма можно отыскать в трудах Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Джеймса.

Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит в литературу второй половины XX века. Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям и их осуществлению на практике.

Общие черты: утрата точки опоры, разрыв как с позитивизмом XIX века, так и с традиционным мировоззрением христианской Европы; субъективизм, деформация мира или художественного текста; утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; формализм.

  1. Сюрреализм

Сюрреализм оказал огромное влияние на мировое искусство. Отчасти наметив тенденции развития, отчасти сам став их воплощением, стиль «сюрреализм» позволил пересмотреть отношение к искусству, и дал возможность увидеть привычное с необычных ракурсов. Причудливо переплетая реальность и вымысел, порожденный больным воображением (или лишь кажущийся больным) воображением, щедро приправленный аллюзиями и ремнисценциями, стиль «сюрреализм» представляет собой интереснейшее явление в искусстве в начале XX века.

Говоря об истории сюрреализма, нельзя не упомянуть о тех предтечах, которые лежали в основе живописи сюрреализма. Центральное место среди стилей, оказавших большое влияние на картины сюрреализма, был дадаизм.

Дадаизм (франц. dadaizme, от dada – «конёк», деревянная лошадка, в переносном смысле бессвязный детский лепет) – это модернистское литературно-художественное течение, существовавшее между 1916 и 1922 гг. Художники-дадаисты воспринимали 1-ю мировую войну как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль и эстетику – как их лицемерную маскировку. Возникшее в Швейцарии, это течение уделяло большое внимание случаю и художники-дадаисты пытались использовать случайные процессы в качестве рабочих инструментов. Так, художники дадаисты бросали краски на холсты, предоставляя красящему материалу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации, в то время как сам художник-творец, по мнению дадаистов, был всего лишь марионеткой в руках загадочных неведомых сил.

Именно в дадаизме живопись сюрреализма черпала идеи хаоса бессознательного и интерес к стихии хаоса. Однако в отличие от дадаизма, направленность творческой деятельности у представителей сюрреализма была иной – в отличие от чисто разрушительной идеи дадаизма, сюрреалисты исповедовали принцип созидания через разрушение.

Кроме дадаизма, на стиль сюрреалистических  картин большое влияние оказал символизм  в лице таких художников, как Гюстав Моро и Одилон Редон. Мрачная эстетика и оригинальные находки картин Моро и Редона нашли свое отражение в произведениях живописи сюрреализма.

Однако основателем и идеологом  сюрреализма был отнюдь не художник. Это течение зародилось вокруг Анри Бретона, его основного идеолога. Вот какое определение давал этому течению: «Сюрреализм есть чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». Со временем вокруг Анри Бретона стал формироваться круг единомышленников – это художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты – Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и многие другие. Они не просто пытались создать новый стиль в искусстве и литературе – в первую очередь они стремились переделать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле.

Во многом эта позиция сюрреалистов была обусловлена растущей популярностью психоанализа Зигмунда Фрейда. Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода а также иррациональность. Впрочем, не все художники-сюрреалисты разделяли интерес к учению Фрейда. Среди тех представителей сюрреализма, были и те, кто относились к психоанализу весьма скептически – например, Рене Магритт.

Датой начала истории сюрреализма  можно считать 1917 год, когда слово «символизм» было впервые использовано поэтом и драматургом Гийомом Аполлинером в 1917 году в его манифесте сюрреализма «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Сюрреалистическими, то есть изображающими больше чем действительность, Аполлинер назвал свои стихи и пьесу, в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека.

Свои собрания художники-сюрреалисты  называли термином «sommeils», что в переводе означает «сны наяву». Во время этих встреч представители сюрреализма занимались весьма странными вещами – большую часть времени они играли. У этих игр была цель – таким образом художники-сюрреалисты пытались поймать случайные и бессознательные смысловые сочетания. Для этого они играли в нечто, отдаленно напоминающее буриме – по очереди составляли фразы, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. С помощью этого неоднозначного подхода представителям сюрреализма удавалось отключать сознание и логические связи и в таких странных условиях из тщательно скрытой бездны обычного мышления вызывались глубинные подсознательные хаотические силы и образы.

Свое видение сюрреализма Анри Бретон изложил в изданном в 1924 году «манифесте сюрреализма». Эта работа оказала большое влияние на историю сюрреализма, систематизировав и обобщив взгляды сюрреалистов. Впрочем, для такого сложного и неоднозначного течения, как сюрреализм, одного манифеста оказалось мало, и поэтому в 1929 году Анри Бретон опубликовал «Второй манифест сюрреализма».

Говоря о живописи сюрреализма  и художниках, работавших в этом стиле, нельзя не вспомнить про картины Сальвадора Дали. Сальвадор Дали примкнул к сюрреалистам только в 1929 году. Любопытно, что первый контакт Сальвадора Дали с сюрреализмом произошел не в качестве художника, а в качестве автора сценария и актера в сюрреалистическом фильме «Андалузские псы».

Сюрреализм оказал громадное влияние  не только на живопись, но и на культуру в целом. Следы этого течения  можно найти в творчестве режиссеров Луиса Бунюэля, Жана Кокто, Яна Шванкмайера и Дэвида Линча. Эстетика сюрреализма трансформировалась в такие современные течения, как фантастический реализм, виженари арт и мок-сюрреализм.

  1. Типология литературного модернизма

В начале ХХ века возникают явления, которые отобразили стремление модернизма к взаимодействию с другими направлениями в искусстве, к творческому использованию достижений культуры прошлого. Наиболее ярко это проявилось в неоромантизме, определяющей чертой которого является возможность преодолеть разрыв между идеалом и действительностью благодаря могущественной силе  личности, способной превратить желанное в действительное.

В поэзии сюрреалисты стремились вернуть слову его природную ясность, человеческие чувства их волновали как проявление духовной жизни человека, а не символическое отображение Мировой души.

Футуристы воспевали город как высшее проявление достижений человеческой цивилизации. Они открыли трагедию современной урбанизации - трагедии неподчинения человеческой личности. Стремились воссоздать мировосприятие «безличностного» человека.

Сюрреалисты опирались на подсознание человека, один из способов сюрреалистического  искусства - использование «автоматического письма»: подсознание подсказывает запись первого, что пришло в голову, на чем сосредоточилось внимание (описание случайных предметов и вызванных ними ассоциаций).

Для модернистов понятие «реализм» означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, поверхностность, скуку размытых описаний. Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.

Прежде всего, писателя интересуют универсальность взаимоотношения личности с миром, самые общие вопросы духовного бытия. Художественный мир характеризуется соединением фантастического и обыденного, трагического и иронического, натуралистических деталей и символики. Это субъективное впечатление  передается в игре ассоциаций, что вызывает предмет изображения, сложных субъективных метафорах, лиризме рассказа, цветных и звуковых образах.

Важно помнить, что идеи модернизма в творчестве отдельных художников и школ, в каждом конкретном произведении получают нередко разную интерпретацию; при этом проявляется неисчерпаемый спектр форм и приемов раскрепощенного процесса творчества. Модернизм может быть определяющим в творчестве писателя в целом (Ф. Кафка, Д. Джойс) или может ощущаться как один из приемов, имеющий существенное влияние на стиль художника, его манеру (М. Пруст, В. Вулф). Модернизм помог обратить внимание на уникальность внутреннего мира человека, расковать фантазию творца как феномен окружающего человека реального мира.

 

Яркие представители

 

Сальвадор Дали

 

Постоянство Времени, 1931

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поль Дельво

 

Распятие, 1951

 

 

Фрида Кало

 

Ce que l'eau m'a donné, 1938

 

 

 

 

 

Рене Магритт

 

Влюбленные, 1927

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрэнсис Бэкон

 

Две фигуры, 1953

 


Информация о работе Модернизм в мировой культуре первой половины XX века