Молдавский танец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

История молдавского народа, его хозяйственный уклад, его труд и быт нашли яркое отражение в народном творчестве Молдавии, в музыке, песнях и танцах.
Народный танец, самый древний вид народного творчества в Республике Молдова. Через танец мы наблюдаем типичные черты называемые «молдавский национальный характер». Организация движения во времени и пространстве, пластика, ритмика в исполнении народных танцев отражают образность художественного мышления, которую молдавский народ любит и ценит.

Файлы: 1 файл

молдавия 2.docx

— 590.00 Кб (Скачать файл)

КУ «Мелитопольское училище  культуры» ЗОР


ПЦК хореографических дисциплин

 

 

 

 

Молдавский  плясовой танец

«Сырба»

 

 

 

Курсовая  работа

по композиции и постановке танца

студентки 32 группы

Григорьевой Елены

 

Класс преподователя:

Черкес Л. А.

Концертмейстер:

Голубев А. Ё.

 

 

г. Мелитополь 2013


 

Мотивировка выбора темы


История молдавского народа, его  хозяйственный уклад, его труд и  быт нашли яркое отражение в народном творчестве Молдавии, в музыке, песнях и танцах.

Народный танец, самый древний вид народного  творчества в Республике Молдова. Через  танец мы наблюдаем типичные черты  называемые «молдавский национальный характер». Организация движения во времени и пространстве, пластика, ритмика в исполнении народных танцев отражают образность художественного  мышления, которую молдавский народ  любит и ценит. 

Молдавские танцы созданы народом, который в долинах с исключительно  плодородной почвой занимался хлебопашеством, разводил сады и виноградники, пас стада на богатых кормом лугах. Об этом говорят темы и названия народных танцев.

К числу наиболее распространённых танцев принадлежит  хора (болгарское «хорo», от греческого «choros»). Ещё в начале XIX века хорой называли не только конкретный вид танца, но и своеобразное народное празднество, гулянье. Теперь в большинстве районов республики хорой называется круговой танец, в котором танцующие держатся за руки. Темп танца – умеренный. В хоре нет определённого конца, её продолжительность зависит от изобретательности танцующих, существует множество вариантов этого танца. Хора может называться по месту её создания - «Хора де Бэлць» («Бельцкая хора»), по персонажу или событию, в честь которого она исполняется - «Хора миресей» («Хора невесты»), «Хора Иленуцей» («Хора Иленуцы»), «Хора нунций» («Свадебная хора») и т.д. Иногда слово «хора» опускается и танец называется просто «Нунтяска» («Свадебная»), «Флоричика» («Цветочек») и т.д. В середине XIX века на смену понятию «хора» в его самом общем смысле приходит понятие «жок».  
 
 
В разговорной речи вместо бытовавшего ранее «хай ла хорэ» (идём на хору) всё чаще употребляется «хай ла жок». Слово «жок» произошло от латинского «jocus» (игра, забава). Термин часто употребляется вторым словом, например, «Жок бэтрынеск» («Старинный танец»), «Жок де глумэ» («Шуточный танец»). В широком значении жок - народное гуляние, которое по традиции происходило в каждом селе на определённом месте - на площади, в поле, у мельницы и т.д. Жок устраивала группа парней. Они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок обычно длился с утра до позднего вечера. Путешественникам, посещавшим Молдавию в разное время, жок напоминал своеобразный сельский бал. Нередко жок начинался общим танцем типа хоры, причём в каждом районе и даже селе, исполнялись свои, неповторимые по стилю и манере танцы.  
 
 


Широко были распространены «Сырба», «Булгэряска», «Русяска», «Арменяска», «Цыгэняска». В своё время эти танцы были заимствованы у сербов, болгар, русских, армян, цыган. Но переняв отдельные элементы и темпы танцев других народов, молдаване исполняли их по-своему. Ни у одного из упомянутых народов нет подобных танцев, а если и встречаются, то называются молдавскими.  
 
  
 


 

 

Особое впечатление  производят на жоке мужские танцы. Начиная с XIX века, в молдавской хореографии почти не встречаются танцы с оружием в руках. Однако танцам «Бэтута», «Войничяска» («Танец богатырей»), «Хайдучяска» («Танец гайдуков»), «Арнэутул» («Танец арнаутов») свойственны энергичные движения, мужественность, унаследованные от старинных воинственных плясок, отражавших многовековую борьбу молдаван за свободу. Память о гайдуках жива и сегодня в народных песнях, балладах, танцах.  
 
Современным «хайдучяскам» по своему энергичному характеру соответствуют мужские танцы типа «Брыул» («Поясок») и «Бэтута». Обычно в этих мужественных эмоциональных плясках, прославляющих воинскую дружбу и требующих особой ловкости и мастерства, принимают участие лучшие танцоры села. Такие танцы отличаются сложными ритмическими рисунками и комбинациями движений, частыми синкопированными ударами ног о землю.  
 
Танцы нередко возглавляет ведущий. Их участники движутся чаще всего по кругу, по прямой или зигзагообразной линии (в форме вьющегося пояска), держат друг друга за пояса, плечи или кисти рук. Танец, как правило сопровождается гиканьем (киуитурь) и своеобразнымси юмористическими или сатирическими стихотворными импровизациями (стригэтурь).  
 
Молдавские народные танцы неразрывно связаны с музыкой. Обычно они исполняются в сопровождении оркестра (тарафа), состоящего из скрипок, цимбал, флуера и других инструментов. В старину многие танцы сопровождались пением («Мититика», «Иленуца»).  
 
Молдавские народные танцы разделяются по функциональной значимости в общественной жизни на обрядовые и бытовые. В числе наиболее известных - обрядовые танцы «Кэлушарий», «Дрэгайка», свадебные - «Остропецул», «Зестря», («Приданное»), Дансул миресей («Танец невесты»). Бытовые в свою очередь, подразделяются на танцы, в которых нет ярко выраженной фабулы, но в которой с наибольшей силой выразилась эмоциональная энергия народа - «Хора», «Сырба», «Молдовеняска», «Бэтута», «Брыул». «Булгэряска», «Ынвыртита» («Танец с вращениями»), «Русяска», «Трей лемне» («Три полена») и др. - и танцы, в которых выражается какое-либо конкретное действие.  
 
Сравнительная стабильность рисунка молдавских танцев позволяет разделить их на четыре основные группы, типа хоры - круговые танцы, в которых танцующие держат друг друга за кисти рук или плечи: типа брыул - основной рисунок - линия или полукруг, танцующие держат друг друга за пояса и плечи, типа ынвыртиты - исполняется парами или небольшими группами (юноша и две девушки, или наоборот); танцы смешанного типа, которым свойственны рисунки трёх предыдущих групп. 
 
На основе фольклорного танца создаются сценические варианты народных танцев, которые исполняются профессиональными коллективами. Лучшие из них входят в золотой фонд народной хореографии. 

          Изучая культуру и искусство Молдовы, пришла к выводу поставить танец «Сырба».


 

История создания танца

История Молдавии — это суровая летопись непрерывной борьбы народа против чужеземных захватчиков. Трехсотлетнее турецкое иго — самый мрачный и жестокий период этой борьбы, оставивший глубокий след в сознании народа.

За годы советской власти Молдавия под руководством Коммунистической партии Советского Союза превратилась в цветущую республику, уверенно развивающую свое социалистическое хозяйство  и культуру.

. История  молдавского народа, его хозяйственный  уклад, его труд и быт нашли  яркое отражение в народном творчестве Молдавии, в музыке, песнях и танцах.

Народный танец, самый древний вид народного  творчества в Республике Молдова. Через  танец мы наблюдаем типичные черты  называемые «молдавский национальный характер». Организация движения во времени и пространстве, пластика, ритмика в исполнении народных танцев отражают образность художественного  мышления, которую молдавский народ  любит и ценит. 

 

       Молдавский народный танец является  одним из наиболее распространённых  и древних видов народного  творчества. В танце молдавский  народ передает свои мысли,  чувства, настроение. Танец всегда  был тесно связан с бытом  и с трудовой деятельностью.

 
По структурно-ритмическим  признакам молдавские танцы в  основном также делятся на четыре группы: типа сырбы, бэтуты-хоры, остропец, хоры-маре. 

«Сырба» — наиболее любимый и популярный танец молдавского народа. Танец парно-массовый, исполняется любым количеством пар. Строится на широких, свободных движениях, выполняемых необычайно темпераментно, задорно, стремительно. По композиции основой танца является круг. В условиях народного гуляния круг может постепенно разрастаться, подошедшие пары могут вливаться в круг во время танца.


. «Сырба» отличается быстрым темпом, синкопированным ритмом, резкими акцентами. Существует «Сырба» в ряде разновидностей: «Сырба бэтрынилор» — танец стариков, «Сырба бабелор» — танец старух, «Сырба флэкэрилор» — танец парней, «Сырба трий чо-кане» — танец «в три молотка» с периодически повторяющимися тремя притопами.

 

 

Идейно-тематический анализ

Тема: Молдавский танец «Сырба»

Идея: Донести  до зрителя культуру молдавского  народа.

Сквозное  действие: жизнерадостность, веселье, праздничность.

 


 

 

 

 

 

 

Анализ  музыки

    1. Музыка – молдавская народная.
    2. Форма – простая трёхчастная вариационная
    3. Жанр – инструментально-танцевальный.
    4. Музыкальный размер – 4/4.
    5. Квадрат – 8 тактов.
    6. Количество тактов – 34
    7. Хронометраж – 0.2:54с.
    8. Характер музыки весёлый, праздничный.
    9. Лад – минорный, в ходе вариационной разработки чередуется фраза мажорная с минорной.

 

Вторая часть  музыки более лирическая и звучит в другой тональности, на терцию ниже. После второй части следует реприза первой.

 

Образное видение 

 

Костюм


Информация о работе Молдавский танец