Реферат
на тему: "
Молодежная культура и субкультура."
Выполнил студент группы
ЭБЗУ-41
сокол в.и.
Ульяновск 2014 год.
Молодежная
культура и субкультура.
Молодежь – социально-демографическая
группа, выделяемая на основе обусловленных
возрастом особенностей социального положения
молодых людей, их места и функций в социальной
структуре общества, специфических интересов
и ценностей.
Понятию «молодежь» приписывается
три значения: во–первых, это один из этапов
жизненного цикла человека; во–вторых,
это социальный статус определенный возрастом;
и в–третьих, это понятие используется
в значении молодежной субкультуры как
независимого образования внутри господствующей
культуры.
Каждому из нас случалось
идти по улице, ехать в метро или просто
смотреть телевизор и видеть людей, которые
чем-то непохожи на других. У кого-то на
голове ирокез, кто-то весь в металле, а
кто-то в черной коже проносится мимо вас
на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы
- представители современных субкультур.
Само слово неформал,
неформальный обозначает необычность,
яркость и незаурядность. Человек-неформал
- это попытка показать свою индивидуальность,
сказать серой массе: «я - личность», бросить
вызов миру с его бесконечными буднями
и выстраиванием всех в один ряд. Говоря
по-научному, субкультура - это система
ценностей, установок, способов поведения
и жизненных стилей, которая присуща более
мелкой социальной общности, пространственно
и социально в большей или меньшей степени
обособленной. Субкультурные атрибуты,
ритуалы, а также ценности, как правило,
отличаются от таковых в господствующей
культуре, хотя с ними и связаны. Английский
социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры
как "системы значений, способов выражения
или жизненных стилей" развивались
социальными группами, находившимися
в подчиненном положении, "в ответ на
доминирующие системы значений: субкультуры
отражают попытки таких групп решить структурные
противоречия, возникшие в более широком
социальном контексте". Другое дело
культура - массовое явление - присущая
большей части общества система ценностей
и образ жизни, диктуемый обществом. Все
мы похожи и внешне, и по образу жизни,
и по своим привычкам. Мы подвергаемся
влиянию моды, СМИ, общественному мнению
и подчиняемся порядкам. У неформала свой
мир и свои правила: когда в моде розовые
рюшечки, он одевается исключительно,
как
хочет он или как принято
в его субкультуре: будь это косуха и козаки
или джинсы .
Важно отличать молодежную культуру
от культуры молодежи. На первый взгляд,
эти два понятия равнозначны, но это не
совсем так. «Если молодежная культура
принадлежит молодежи и не свойственна
обществу как целому, то культура молодежи
включает в себя и общие элементы культуры,
передаваемые молодежи старшим поколением
в процессе воспитания и образования.»6
Еще одним важным термином является термин
«субкультура». Наиболее полное определение
субкультуры дает Волков Ю.Г.: «Субкультура
– система ценностей, установок, способов
поведения и жизненных стилей определенной
социальной группы, отличающейся от господствующей
в обществе культуры, хотя и связанная
с ней»7.
Молодой человек очень импульсивен, впечатлителен,
динамичен и эмоционален, по этому часто
возникает непонимание и конфликт между
ним и представителями старшего поколения
из-за несовпадения мнений, интересов,
увлечений и ценностей. Этот конфликт
является одной из ведущих причин образования
молодежных культур и субкультур.
Процесс культурной преемственности
одновременно сближает и разъединяет
поколения. Старшие поколение передает
весь свой опыт и духовное богатство, а
молодежь должна прилагать усилия для
его овладения, но по мимо этого, она должна
также и соединить этот материал с реальной
современной жизнью, образуя тем самым
новую культуру. В современном обществе,
с его динамичным развитием все более
сложными становятся взаимоотношения
между разными поколениями, а соответственно
претерпевает значительные изменения
и процесс культурной преемственности:
меняются механизмы развития культуры,
снижается ценность жизненного опыта
старших поколений. И чем общество быстрее
развивается, тем больше увеличивается
культурная пропасть между молодежью
и «миром взрослых», потому что чем старше
человек, тем ему труднее адаптироваться
к новым условиям, а для молодежи, ввиду
ее мобильности и динамичности, это не
составляет большого труда.
Некоторые исследователи считают, что
«возникает принципиально новый тип культуры,
в рамках которой не молодежь заимствует
нормы и ценности из опыта предыдущих
поколений, а наоборот, старшее поколение
от молодых»8. Во многих случаях, новации,
в какой сфере общественных отношений
они не возникали, проходят проверку в
молодежной среде, а только потом, постепенно,
принимаются старшими, более консервативными
членами общественных отношений.
Очень часто, в большинстве случаев, повод
и причина конфликта между молодежью и
взрослыми не совпадают. Причинами могут
особенности психики подростка, не умение
выстраивать диалог, не понимание сути
культурных различий поколений и многие
другие, а поводом может стать отклонение
от осуществления принципов социальной
справедливости, разные ценности и т.д.
Виды конфликтов: Внутриличностные конфликты
(столкновение в психики индивида несовместимых
процессов, вследствие чего личность не
может нормально существовать);
Конфликты между личностью и группой,
конфликты между малыми группами; конфликты
между малыми и большими группами; конфликты
между большими группами.
Вариантом преодоления конфликта может
быть выход человека на новый уровень
понимания или включаются механизмы психической
защиты:
Вытеснение (по принципу: «не было этого»);
Конверсия (построена на использовании
чувства юмора);
Резкий подъем самооценки («принципы
родителей верны, но они их не могут придерживаться,
а вот я могу, я их выше»);
Резкое падение оценки родителей.
Толчок к развитию конфликта чаще всего
дается извне, появляется внутриличностный
конфликт, который потом переходит в межличностный
или личности и группы. Вследствие этого
молодой человек меняет семью на неформальную
группу. Очень часто эту ситуацию усугубляет
неправильное воспитание. В таких случаях
эта неформальная группа становится местом,
с особым эмоционально-психологическим
климатом, комфортным для молодежи. Молодежные
неформальные группы могут создаваться
специально для изживания конфликтов
со старшим поколением. С помощью атрибутов
и символов той или иной субкультуры подросток
пытается влиять на взрослых. Например,
символы агрессии в панк-культуре: воинственного
вида ирокез, цепи, шипы и черепа в качестве
украшений. Это помогает погасить конфликт
с родителями, переведя его во внешнюю
среду, снять внутренне напряжение подростка.
Большую роль в сплочении членов конкретной
субкультурной группы играют:
Внешний вид;
Внешний вид человека несет социально
значимую информацию о его общественном
положении, выполняет функцию пароля.
Член одной субкультуры всегда узнает
своего, и отличит членов других групп.
Сленг;
Чем интенсивнее взаимодействуют члены
одной группы, тем больше слов входят в
их сленг. Например, в конце 80-х годов девушка,
входившая в субкультуру хиппи, написала
«Словарь системного сленга», куда входил
жаргон хиппи. Использование этих слов
сплочает группу и выделяет ее в обществе.
Места сборов;
Служат в основном символом общности
и очень устойчивы во времени. Чем крупнее
город, тем больше таких мест. Существуют
места, где собираются представители только
одной субкультуры, например, в Красноярске
скинхеды собираются во дворе дома на
перекрестке улицы Ленина и Кирова, на
других точках собираются разные неформальные
группы, в нашем городе сквер «Стакан»
напротив Детского мира, где совместно
существуют и панки, и хиппи, и скинхеды.
Музыка.
В некоторых случаях субкультуры образуются
в зависимости от того, какую музыку слушают
ее члены, являясь в этом случае «точкой
кристаллизации»11, ускоряет процесс формирование
этой общности. Такая музыка сильно влияет
на поведение подростков. Подрастающее
поколение делает музыку причиной конфликта
ценностей со взрослыми, происходит культурная
преемственность. Подростки в молодежной
музыке находят как отрицание авторитетов,
так и стремление к идеалу, отождествляя
себя с молодыми музыкантами.
Группообразующая роль молодежной музыки
позволяет ей занимать в жизнедеятельности
молодежи место центрального элемента,
своеобразие мироощущения и способов
самовыражения, образцы поведения и взаимодействия,
сленг и символы образуют своеобразный
культурный комплекс – молодежную культуру.
Из всего выше сказанного следует, что
у каждой молодежной субкультуры есть
определенные характерные только для
нее признаки. В качестве таких признаков
может выступать внешний вид, атрибуты,
сленг и музыка, и являются также составляющими
субкультуры, со стороны членов таких
субкультур им уделяется много внимания.
Многие из субкультур агрессивны, как
внешне, так и внутренне. Это, скорее всего,
является следствием причин возникновения
субкультур. Например, конфликт на разных
уровнях зачастую выливается в уход подростка
в субкультуру. Членство молодого человека
в той или иной подобной группе не пожизненно,
в среднем молодой человек покидает субкультуру
в 20 лет. Более того, как бы странно это
не звучало для старших поколений, субкультура
является неотъемлемой частью господствующей
культуры.
Проблемы
молодежных субкультур и их решение
Под молодежной субкультурой
понимается культура определенного молодого
поколения, обладающего общностью стиля
жизни, поведения, групповых норм, ценностей
и стереотипов.
Ее определяющей характеристикой
в Украине является феномен субъективной
«размытости», неопределенности, отчуждения
от основных нормативных ценностей (ценностей
большинства).
Так, у немалого числа молодых
людей отсутствует четко выраженная личностная
самоидентификация, сильны поведенческие
стереотипы, обусловливающие деперсонализацию
установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном
преломлении просматривается как в отношении
к социуму, так и в межгенерационном общении,
в контркультурной направленности молодежного
досуга.
Социальное отчуждение проявляется
чаще всего в апатии, безразличии к политической
жизни общества, образно говоря, в позиции
«стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации
проявление каких-либо определенных политических
установок минимально. Вместе с тем эмоциональность,
легковерность и психологическая неустойчивость
молодых людей умело используются политическими
элитами в борьбе за власть.
«Участие в политической жизни»
в шкале ценностных суждений, предложенных
в ходе анкетного опроса учащимся старших
классов киевских школ, заняло последнее
место (это занятие привлекает лишь 6,7%
опрошенных). Только каждый четвертый
из старшеклассников (25,5%) готов жить для
других, даже если придется поступиться
своими интересами, в то же время почти
половина выборки (47,5%) полагает, что «в
любом деле нельзя забывать о собственной
выгоде».
«Политикой» интересуется лишь
16,7% опрошенных, отсюда закономерно проистекают
и неопределенные политические позиции
старшеклассников: лишь треть из них (34,4%)
имеет сложившиеся политические убеждения
(по самооценке), в то время как вдвое большее
число либо вообще ими не обладает, либо
никогда не задумывалось об этом (соответственно
29,5 и 37,1%).3
Существует мнение, что аполитичность
молодежи закономерный результат чрезмерной
идеологизации воспитания прошлых лет,
а активная политизированность граничит
с социологией. Вряд ли можно согласиться
с подобной позицией: если в стабильном
обществе приоритеты частной жизни закономерны
и естественны, то в ситуации системного
кризиса социальная индифферентность
молодых чревата необратимыми последствиями
для будущего страны. Не менее тревожно
и то, что политизация отдельных групп
молодежи приобретает черты политического
и национального экстремизма.
Усугубляется и межгенерационное
отчуждение, включающее широкий спектр
неприятия--от разрушения внутрисемейных
контактов (по критериям взаимопонимания
и взаимного доверия) до противопоставления
«нас» (как ценностного, так и деятельностного)
всем предшествующим, «советским» поколениям.
Противопоставление образа
«мы» и «они» традиционна, достаточно
вспомнить хотя бы хрестоматийный роман
И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня
у молодого поколения нередко выливается
в полное отрицание всех «папиных» ценностей,
включая историю собственного государства.
Эта позиция особенно уязвима, если иметь
в виду собственную аполитичность молодых
людей, их устраненность от участия в решении
социальных проблем для общества, а не
только групповых или корпоративных (сотрудничество)--для
себя.
Особенно явственно это противопоставление
прослеживается на уровне собственно
культурных (в узком смысле) стереотипов
молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка,
«наше» общение, а есть--«папино», которое
предлагается институциональными средствами
гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается
третий (наряду с социальным и межгенерационным)
аспект отчуждения молодежной субкультуры--культурное
отчуждение.
Именно на этом уровне субкультура
молодого поколения приобретает заметные
контркультурные элементы: досуг, особенно
юношеством, воспринимается как основная
сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности
им зависит общая удовлетворенность жизнью
молодого человека. Общее образование
для школьника и профессиональное для
студента как бы отходят на другой план
перед реализацией экономических («зарабатывать
деньги») и досуговых («интересно провести
свободное время») потребностей.
Наряду с коммуникативной (общение
с друзьями) досуг выполняет в основном
рекреативную функцию (около одной трети
старшеклассников отмечают, что их любимое
занятие на досуге--«ничего неделание»),
в то время как познавательная, креативная
и эвристическая функции не реализуются
вовсе или реализуются недостаточно
Ценности национальной культуры,
как классической, так и народной, вытесняются
схематизированными стереотипами--образцами
массовой культуры, ориентированными
на внедрение ценностей «американского
образа жизни» в его примитивном и облегченном
воспроизведении.