Молодежная культура и субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:36, реферат

Описание работы

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 123.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат

на тему: " Молодежная культура и субкультура."

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы

ЭБЗУ-41

сокол в.и.

 

 

 

 

 

Ульяновск 2014 год.

 

 

 Молодежная культура и субкультура. 

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Понятию «молодежь» приписывается три значения: во–первых, это один из этапов жизненного цикла человека; во–вторых, это социальный статус определенный возрастом; и в–третьих, это понятие используется в значении молодежной субкультуры как независимого образования внутри господствующей культуры.

Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы - представители современных субкультур.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я - личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура - массовое явление - присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом. Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как

хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы .

 

Важно отличать молодежную культуру от культуры молодежи. На первый взгляд, эти два понятия равнозначны, но это не совсем так. «Если молодежная культура принадлежит молодежи и не свойственна обществу как целому, то культура молодежи включает в себя и общие элементы культуры, передаваемые молодежи старшим поколением в процессе воспитания и образования.»6 Еще одним важным термином является термин «субкультура». Наиболее полное определение субкультуры дает Волков Ю.Г.: «Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающейся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней»7.

Молодой человек очень импульсивен, впечатлителен, динамичен и эмоционален, по этому часто возникает непонимание и конфликт между ним и представителями старшего поколения из-за несовпадения мнений, интересов, увлечений и ценностей. Этот конфликт является одной из ведущих причин образования молодежных культур и субкультур.

Процесс культурной преемственности одновременно сближает и разъединяет поколения. Старшие поколение передает весь свой опыт и духовное богатство, а молодежь должна прилагать усилия для его овладения, но по мимо этого, она должна также и соединить этот материал с реальной современной жизнью, образуя тем самым новую культуру. В современном обществе, с его динамичным развитием все более сложными становятся взаимоотношения между разными поколениями, а соответственно претерпевает значительные изменения и процесс культурной преемственности: меняются механизмы развития культуры, снижается ценность жизненного опыта старших поколений. И чем общество быстрее развивается, тем больше увеличивается культурная пропасть между молодежью и «миром взрослых», потому что чем старше человек, тем ему труднее адаптироваться к новым условиям, а для молодежи, ввиду ее мобильности и динамичности, это не составляет большого труда.

Некоторые исследователи считают, что «возникает принципиально новый тип культуры, в рамках которой не молодежь заимствует нормы и ценности из опыта предыдущих поколений, а наоборот, старшее поколение от молодых»8. Во многих случаях, новации, в какой сфере общественных отношений они не возникали, проходят проверку в молодежной среде, а только потом, постепенно, принимаются старшими, более консервативными членами общественных отношений.

Очень часто, в большинстве случаев, повод и причина конфликта между молодежью и взрослыми не совпадают. Причинами могут особенности психики подростка, не умение выстраивать диалог, не понимание сути культурных различий поколений и многие другие, а поводом может стать отклонение от осуществления принципов социальной справедливости, разные ценности и т.д.

Виды конфликтов: Внутриличностные конфликты (столкновение в психики индивида несовместимых процессов, вследствие чего личность не может нормально существовать);

Конфликты между личностью и группой, конфликты между малыми группами; конфликты между малыми и большими группами; конфликты между большими группами.

Вариантом преодоления конфликта может быть выход человека на новый уровень понимания или включаются механизмы психической защиты:

Вытеснение (по принципу: «не было этого»);

Конверсия (построена на использовании чувства юмора);

Резкий подъем самооценки («принципы родителей верны, но они их не могут придерживаться, а вот я могу, я их выше»);

Резкое падение оценки родителей.

Толчок к развитию конфликта чаще всего дается извне, появляется внутриличностный конфликт, который потом переходит в межличностный или личности и группы. Вследствие этого молодой человек меняет семью на неформальную группу. Очень часто эту ситуацию усугубляет неправильное воспитание. В таких случаях эта неформальная группа становится местом, с особым эмоционально-психологическим климатом, комфортным для молодежи. Молодежные неформальные группы могут создаваться специально для изживания конфликтов со старшим поколением. С помощью атрибутов и символов той или иной субкультуры подросток пытается влиять на взрослых. Например, символы агрессии в панк-культуре: воинственного вида ирокез, цепи, шипы и черепа в качестве украшений. Это помогает погасить конфликт с родителями, переведя его во внешнюю среду, снять внутренне напряжение подростка.

Большую роль в сплочении членов конкретной субкультурной группы играют:

Внешний вид;

Внешний вид человека несет социально значимую информацию о его общественном положении, выполняет функцию пароля. Член одной субкультуры всегда узнает своего, и отличит членов других групп.

Сленг;

Чем интенсивнее взаимодействуют члены одной группы, тем больше слов входят в их сленг. Например, в конце 80-х годов девушка, входившая в субкультуру хиппи, написала «Словарь системного сленга», куда входил жаргон хиппи. Использование этих слов сплочает группу и выделяет ее в обществе.

Места сборов;

Служат в основном символом общности и очень устойчивы во времени. Чем крупнее город, тем больше таких мест. Существуют места, где собираются представители только одной субкультуры, например, в Красноярске скинхеды собираются во дворе дома на перекрестке улицы Ленина и Кирова, на других точках собираются разные неформальные группы, в нашем городе сквер «Стакан» напротив Детского мира, где совместно существуют и панки, и хиппи, и скинхеды.

Музыка.

В некоторых случаях субкультуры образуются в зависимости от того, какую музыку слушают ее члены, являясь в этом случае «точкой кристаллизации»11, ускоряет процесс формирование этой общности. Такая музыка сильно влияет на поведение подростков. Подрастающее поколение делает музыку причиной конфликта ценностей со взрослыми, происходит культурная преемственность. Подростки в молодежной музыке находят как отрицание авторитетов, так и стремление к идеалу, отождествляя себя с молодыми музыкантами.

Группообразующая роль молодежной музыки позволяет ей занимать в жизнедеятельности молодежи место центрального элемента, своеобразие мироощущения и способов самовыражения, образцы поведения и взаимодействия, сленг и символы образуют своеобразный культурный комплекс – молодежную культуру.

Из всего выше сказанного следует, что у каждой молодежной субкультуры есть определенные характерные только для нее признаки. В качестве таких признаков может выступать внешний вид, атрибуты, сленг и музыка, и являются также составляющими субкультуры, со стороны членов таких субкультур им уделяется много внимания. Многие из субкультур агрессивны, как внешне, так и внутренне. Это, скорее всего, является следствием причин возникновения субкультур. Например, конфликт на разных уровнях зачастую выливается в уход подростка в субкультуру. Членство молодого человека в той или иной подобной группе не пожизненно, в среднем молодой человек покидает субкультуру в 20 лет. Более того, как бы странно это не звучало для старших поколений, субкультура является неотъемлемой частью господствующей культуры.

 

Проблемы молодежных субкультур и их решение

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в Украине является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

«Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов киевских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».

«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда закономерно проистекают и неопределенные политические позиции старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%).3

Существует мнение, что аполитичность молодежи закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.

Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия--от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.

Противопоставление образа «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)--для себя.

Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть--«папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры--культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге--«ничего неделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами--образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

Информация о работе Молодежная культура и субкультура