Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:02, доклад
Музей сновидений Фрейда открылся 4 ноября 1999 года к столетию выхода в свет книги "Толкование сновидений". Музей посвящен сновидениям, теориям Фрейда, его любви к искусству и коллекционированию древностей.
Петербургский музей связан родственными узами с двумя музеями Фрейда, венским, увековечивающим место, где великий мыслитель работал несколько десятилетий, и лондонским, возникшим в последней квартире Фрейда, где и поныне хранится огромная коллекция древностей, насчитывающая более трех тысяч предметов, библиотека и знаменитая кушетка.
Музей сновидений Фрейда открылся
4 ноября 1999 года к столетию выхода в свет
книги "Толкование сновидений". Музей
посвящен сновидениям, теориям Фрейда,
его любви к искусству и коллекционированию
древностей.
Петербургский музей связан родственными
узами с двумя музеями Фрейда, венским,
увековечивающим место, где великий мыслитель
работал несколько десятилетий, и лондонским,
возникшим в последней квартире Фрейда,
где и поныне хранится огромная коллекция
древностей, насчитывающая более трех
тысяч предметов, библиотека и знаменитая
кушетка.
Музей сновидений Фрейда, в отличие от венского и лондонского музеев, не связан ни с конкретным местом, где жил Фрейд, ни с окружавшими его материальными вещами, но с его идеями и сновидениями, тем, что идеально, эфемерно, виртуально. Музей сновидений - музей психоанализа, музей не материальной, но психологической реальности, сотканной из фрагментов и образов, чувств, помыслов, грез.
Музей сновидений представляет собой тотальную инсталляцию. Все его видимые и невидимые стены, экспозиционные поверхности, пол, потолок продуманы, рассчитаны и выстроены так, чтобы можно было легко их раздвинуть и продолжить визуальный ряд на основе собственного опыта, фантазий и желаний.
В Музее
Сновидений два зала, вводный и сновиденческий,
светлый и темный, "сознательно-предсознательный"
и "предсознательно-
Между первым и вторым залом - знаменитые сновидения Фрейда в рисунках Павла Пепперштейна.
Ориентирами по виртуальному сновидению Зигмунда Фрейда служат восемь световых боксов. На них представлены восемь фигурок из коллекции Фрейда, аллегорически напоминающих нам о тех аспектах душевной жизни, которые детально разработаны в психоанализе:
Бронзовая
Исида с младенцем Гором (Египет, 664-525 в.
до н.э.) указывает на первую теорию влечений,
на любовь и голод, которые "сходятся
у материнской груди";
2. Греческий терракотовый
Сфинкс (5-4 в. до н.э.) загадывает Эдипу загадку
происхождения человека, мучительную
загадку страстных отношений с отцом и
матерью;
3. Бронзовая римская
Афина (1-2 век н.э.) с медузой Горгоной на
груди - аллегория страха, наказания за
запретные, инцестуозные желания;
4. Египетский
бронзовый Имхотеп (8-4 век до н.э.), он же
греческий Асклепий, - покровитель терапии
и толкования сновидений;
5. Китайский мудрец
"намекает" на стремление психоанализа
развеять нарциссические иллюзии человека;
6. Греческий терракотовый
всадник античного периода воспроизводит
психоаналитическую притчу о том, что
всадник пользуется силой своего коня,
но далеко не всегда знает, куда этот конь
его везет;
7. Бронзовый Амон-Ра
( 8-4 вв. до н.э.), главный фиванский бог Нового
Царства - одно из главных действующих
лиц истории происхождения монотеистической
религии;
8. Мраморный Белый
Павиан Тота ( 1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) - аллегория
гармонии чувств и интеллекта, воплощение
бога Тота, того, кто дал человеку иероглифическую
письменность, с которой Фрейд сравнивает
сновидения.
Умозрительная прогулка по сновидению Фрейда приглашает закрыть глаза на внешний мир и погрузиться в мир тех образов, которые когда-то созерцали глаза отца психоанализа, которые входили в его сновидения, с которыми были связаны его фантазии, а также в мир тех слов, которые когда-то приходили ему в голову. Мы видим слова и образы, слова образов и образы слов, мы не можем, как и во сне к ним прикоснуться, но можем унести их с собой в нашей памяти, они могут стать достоянием и наших снов.
Активность, соучастие необходимы для восприятия зала сновидений. Некоторые объекты едва различимы, отдельные слова можно прочитаать только меняя положение глаз. Как и во сне, мы не все различаем, не все запоминаем из того, что всплывает из темных глубин души. В конце концов, мы видим то, что мы видим, и порой можем осознать то, что хотим увидеть.
Центральная часть зала сновидений - экран проекций, на который можно проецировать собственные образы, сны наяву.
Каждый может обнаружить в музее что-то свое и, возможно, впервые ощутить радость, удивление или тревогу от встречи с самим собой, со своими сокровенными мыслями, мечтами, желаниями.