Музей сновидений Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:02, доклад

Описание работы

Музей сновидений Фрейда открылся 4 ноября 1999 года к столетию выхода в свет книги "Толкование сновидений". Музей посвящен сновидениям, теориям Фрейда, его любви к искусству и коллекционированию древностей.
Петербургский музей связан родственными узами с двумя музеями Фрейда, венским, увековечивающим место, где великий мыслитель работал несколько десятилетий, и лондонским, возникшим в последней квартире Фрейда, где и поныне хранится огромная коллекция древностей, насчитывающая более трех тысяч предметов, библиотека и знаменитая кушетка.

Файлы: 1 файл

Музей сновидений Фрейда.docx

— 18.09 Кб (Скачать файл)

Музей сновидений Фрейда открылся 4 ноября 1999 года к столетию выхода в свет книги "Толкование сновидений". Музей посвящен сновидениям, теориям Фрейда, его любви к искусству и коллекционированию древностей. 
Петербургский музей связан родственными узами с двумя музеями Фрейда, венским, увековечивающим место, где великий мыслитель работал несколько десятилетий, и лондонским, возникшим в последней квартире Фрейда, где и поныне хранится огромная коллекция древностей, насчитывающая более трех тысяч предметов, библиотека и знаменитая кушетка.

Музей сновидений Фрейда, в отличие от венского и лондонского музеев, не связан ни с конкретным местом, где жил Фрейд, ни с окружавшими его материальными вещами, но с его идеями и сновидениями, тем, что идеально, эфемерно, виртуально. Музей сновидений - музей психоанализа, музей не материальной, но психологической реальности, сотканной из фрагментов и образов, чувств, помыслов, грез.

Музей сновидений представляет собой тотальную инсталляцию. Все его видимые и невидимые стены, экспозиционные поверхности, пол, потолок продуманы, рассчитаны и выстроены так, чтобы можно было легко их раздвинуть и продолжить визуальный ряд на основе собственного опыта, фантазий и желаний.

В Музее Сновидений два зала, вводный и сновиденческий, светлый и темный, "сознательно-предсознательный" и "предсознательно-бессознательный". Первый зал посвящен отдельным эпизодам жизни и деятельности "отца основателя" психоанализа:

Между первым и вторым залом - знаменитые сновидения Фрейда в рисунках Павла Пепперштейна.

Ориентирами по виртуальному сновидению Зигмунда Фрейда служат восемь световых боксов. На них представлены восемь фигурок из коллекции Фрейда, аллегорически напоминающих нам о тех аспектах душевной жизни, которые детально разработаны в психоанализе:

Бронзовая Исида с младенцем Гором (Египет, 664-525 в. до н.э.) указывает на первую теорию влечений, на любовь и голод, которые "сходятся у материнской груди"; 
2. Греческий терракотовый Сфинкс (5-4 в. до н.э.) загадывает Эдипу загадку происхождения человека, мучительную загадку страстных отношений с отцом и матерью; 
3. Бронзовая римская Афина (1-2 век н.э.) с медузой Горгоной на груди - аллегория страха, наказания за запретные, инцестуозные желания; 
4. Египетский бронзовый Имхотеп (8-4 век до н.э.), он же греческий Асклепий, - покровитель терапии и толкования сновидений; 
5. Китайский мудрец "намекает" на стремление психоанализа развеять нарциссические иллюзии человека; 
6. Греческий терракотовый всадник античного периода воспроизводит психоаналитическую притчу о том, что всадник пользуется силой своего коня, но далеко не всегда знает, куда этот конь его везет; 
7. Бронзовый Амон-Ра ( 8-4 вв. до н.э.), главный фиванский бог Нового Царства - одно из главных действующих лиц истории происхождения монотеистической религии; 
8. Мраморный Белый Павиан Тота ( 1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) - аллегория гармонии чувств и интеллекта, воплощение бога Тота, того, кто дал человеку иероглифическую письменность, с которой Фрейд сравнивает сновидения.

Умозрительная прогулка по сновидению Фрейда приглашает закрыть глаза на внешний мир и погрузиться в мир тех образов, которые когда-то созерцали глаза отца психоанализа, которые входили в его сновидения, с которыми были связаны его фантазии, а также в мир тех слов, которые когда-то приходили ему в голову. Мы видим слова и образы, слова образов и образы слов, мы не можем, как и во сне к ним прикоснуться, но можем унести их с собой в нашей памяти, они могут стать достоянием и наших снов.

Активность, соучастие необходимы для восприятия зала сновидений. Некоторые объекты едва различимы, отдельные слова можно прочитаать только меняя положение глаз. Как и во сне, мы не все различаем, не все запоминаем из того, что всплывает из темных глубин души. В конце концов, мы видим то, что мы видим, и порой можем осознать то, что хотим увидеть.

Центральная часть зала сновидений - экран проекций, на который можно проецировать собственные образы, сны наяву.

Каждый может обнаружить в музее что-то свое и, возможно, впервые ощутить радость, удивление или тревогу от встречи с самим собой, со своими сокровенными мыслями, мечтами, желаниями.


Информация о работе Музей сновидений Фрейда